Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 29-ю по Пятидесятнице
Притча о брачном пире. Фрагмент росписи южной стены Вологодского Софийского собора
Когда Христос возвещал Свое Евангелие и говорил о наступлении Царства Божьего, большинство евреев понимали Его слова несколько утилитарно, по-земному: они должны победить завоевателей, создать новую империю, где иудейский народ будет жить безбедно, «как сыр в масле кататься». Поэтому один из слушателей сказал Иисусу: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк. 14, 15). И хотя в этих словах много правды, очевидно, что этот человек рассуждал о Царстве Божьей славы в узком смысле.
Когда мы говорим о Царстве Небесном как о встрече Бога со Своими детьми – теми людьми, которые поверили Ему и готовы войти в это Царство Божьей любви, можно провести аналогию с праздником, где всем светло и радостно. Христос так и поступает: чтобы донести Свою мысль, Он использует притчи и с помощью понятных образов говорит о мире вечной славы Божьей, который невозможно описать в категориях нашего земного бытия.
В сегодняшнем чтении мы слышали притчу о брачном пире: один богатый, могущественный человек устраивает роскошный праздник, желая порадовать не только себя, но и всех своих друзей. Этот господин заранее приглашает гостей, и они дают согласие. На Востоке не принято отказываться, приняв приглашение, для хозяина это было бы страшным оскорблением. Но когда наступил день праздника, начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти (Лк. 14, 18-20). Забота о собственности, работа, семейная жизнь помешали им разделить радость с другом. В наше время нашлись бы и другие причины – страх заразиться, например. Когда у человека нет желания что-то делать, он найдет для этого массу поводов и оправданий.
Хозяин, под которым в этой притче Христос подразумевает Себя, праздника не отменяет. Господь пришел на землю, основал Свое Царство, и раз не пришли иудеи – богоизбранный народ, – Он призывает туда других людей. Иудеи, не принявшие проповедь Христа о покаянии, выбрали себе тяжкую участь. Не потому, что Бог их наказал. Грех – это не свод каких-то правил, которые навязаны человеку свыше, чтобы он соблюдал их под страхом гнева Божьего, в христианстве этого нет. Грех – ошибка самого человека, буквально – «непопадание в цель»: это болезнь, тот вред, который человек наносит сам себе.
Если человек будет бегать босыми ногами по стеклу и поранится или попадет под машину из-за того, что нарушил правила дорожного движения, причем здесь Бог? Человек сам себя наказывает: если мы не хотим быть Богом хранимы, считаем, что можем обойтись без Него, то пенять не на кого. Человек должен добровольно выбрать жизнь с Богом.
Один занят собственностью, другой – работой, третий – решает семейные проблемы, и конечно, всё это важно и нужно. Но вопрос не в этом. Когда из жизни, из души человека изгоняется Бог, собственность начинает владеть самим человеком, уродуя его. Когда человек трудится, но забывает про Бога, труд становится проклятием и наказанием, человек теряет смысл жизни, превращаясь в машину для зарабатывания денег. Проходит время, он оглядывается назад и думает: вроде жил, только для чего? А когда из семьи изгоняется любовь к Богу, она вянет, как сорванный цветок.
Всё наше бытие должно освящаться любовью Божьей! Когда Бог с нами, всё обретает смысл: все наши труды и семейная жизнь становятся служением Ему. Когда же человек Бога от себя отделяет, боясь что-то потерять, это можно сравнить с тем, что он боится оставить старый плащ, но теряет гору драгоценностей. Потому что самое дорогое, что можно обрести, – Божье Царство, которое начинается, конечно, в нашем сердце, но раскрывается во всей полноте после завершения земного бытия.
Иногда христианское понимание жизни понимают в карикатурном виде, будто Церковь учит так: «Терпи, терпи, помрешь – спасешься!» Без терпения, конечно, ничего хорошего добиться нельзя. Но спасение начинается здесь, на земле – в построении Царства Божиего в человеческом сердце, когда Христос занимает центральное место в душе верующего. Царство Божие здесь – как красивый бутон, а там, в мире вечности, оно раскроется во всей полноте, подобно распустившемуся цветку.
Иногда с некоторой долей иронии говорят про православных людей: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» В этих словах заключается правда, сердца верующих действительно согреваются теплом Божьей любви и укрепляются Небесной благодатью.
Вера, живая связь со Христом даются нам уже здесь, на земле, и нежелание принять в себя это семя будущей вечной жизни и взрастить этот бутон означает отказ от того цветка, который распустится завтра.
Есть важнейшая сторона нашей жизни в Церкви, где мы общается с Царством Божиим и встречаемся со Христом: это великая тайна, таинство Святого Причащения. Здесь Христос приходит к нам, а мы – к Нему, чтобы соединиться воедино. Мы приходим в Его жизнь вечную, Он – в нашу жизнь земную, и это всеобъемлющая радость Встречи. Мы не всегда способны эту радость ощущать, поскольку еще не созрели, наш духовный слух пока слаб и духовное зрение не позволяет видеть многое, но независимо от этого мы на верном пути.
Как важно, чтобы Божье Царство в нас входило, охватывало нас и помогало идти по жизни, преодолевая все трудности и искушения! Пример новомучеников в нашей стране в 20-30-е гг. XX века показывает, что никакие мучения не смогли сломить их веру, потому что радость от общения с Богом превышала все скорби и трудности. Они понимали, что Богом любимы и хранимы, что эта встреча со Христом, которая состоялась в их жизни, важнее всего. Нельзя потерять эту любовь, нельзя ее загасить и ослабить, они этим жили, как жили многие поколения наших предков.
И нам очень важно не опуститься до уровня рабочей скотины, которая вкалывает, ест, пьет, размножается и умирает, как говорил Базаров: «Помрет человек, и что от него останется? Лопух на могиле вырастет» Нет, мы не для этого живем! Мы живем для жизни – жизни вечной! Но без Христа это будет не жизнь и даже не бессмысленное существование, а страдание. Когда человек видит, что жизнь прошла, изменить ничего нельзя, и это навсегда. Аминь.
Притча о званых на брачный пир (Мф. 22, 1-14)
О званных на брачный пир Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|