Автор-составитель: епископ Гурий (Егоров) (†1965)
Мы продолжаем публикацию материалов к 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского) и предлагаем вашему вниманию избранные главы из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (издание Московской Патриархии, 1947 год).
Интронизация Святейшего Патриарха Сергия – «Благословение народа»
Произведя анализ учения о спасении как католических вероизложений, так и протестантских символических книг,
автор устанавливает наличие правовой точки зрения в вероучении западного христианства.
Западное христианство возникло и поныне живет в тесной связи с Римом и присущим ему образом мышления. Древний же Рим считается выразителем правового начала в жизни. Право было основой личной, семейной, общественной и государственной жизни римлян.
Правовой союз возникает тогда, когда человек нуждается в чужой помощи. Он уговаривается с другим человеком о взаимной помощи; они принимают на себя взаимные обязательства. Этот союз – не ради любви, но ради своей пользы или выгоды. Если человек производит какой-либо труд или отдает что-либо свое другому, он
вправе требовать от того за это равномерной компенсации.
Это правовое начало внесено было и в религиозные понятия римских христиан, в их верования. И в учение о спасении, то есть о стяжании вечной жизни, было внесено римлянами понятие о правовых взаимоотношениях между человеком и Богом, – о труде и награде за него, об услуге и вознаграждении. Сколько человек понес трудов и лишений ради Бога, в той же степени он может рассчитывать на вознаграждение от всесильного Бога. Все, что совершает человек, он совершает, в сущности, не из любви к Богу, а из желания получить должное вознаграждение.
При наличии особых подвигов, выделяющих подвижника из ряда обычных христиан, возникают сверхдолжные заслуги.
Молитвенная связь и взаимопомощь членов Церкви превратились в правовом мировоззрении в совершенно механический зачет поступков одного человека (святого) другому.
Рождается понятие о чистилище, где человек платит Богу своими мучениями за свои неоплаченные ему грехи.
Епитимии при исповеди утеряли свой нравственный смысл и приобрели несвойственное и нелепое значение уплаты за грехи; далее, появились индульгенции – отпущение грехов без нравственного изменения, без покаяния и подвигов.
Все эти заблуждения выросли на почве правового подхода к учению о спасении.
Главная опасность правовой точки зрения для духовной жизни человека была в том, что при желании человек мог ограничиться только внешним деланием; нравственная работа как бы забывалась. Отсюда рядовые католики невольно впадали в тяжкое заблуждение: католик был внутри часто очень плохим христианином, но думал, что он спасается, и в этом самообмане погибал.
Но душа человеческая, ищущая правды, ощущала ложь этого учения. Многие секты стремились поправить католичество. Этот протест завершился реформацией. Реформация потребовала возвращения к истине, к отображению истины – к Евангелию.
Протестанты заявили, что добрые дела человек творит только благодатию Божиею. «Кто думает, что он посредством дел заслужил благодать, тот идет к Богу человеческими силами, помимо Христа». Протестанты отвергли все те выводы, которые с необходимостью следовали из католического учения: чистилище, индульгенции и пр. Вину за эти заблуждения они возложили на католическую иерархию.
Они не знали, что ошибка кроется в самой основе, в правовой точке зрения.
Протестантство хотело принести совести мир, но мир этот они поняли по-правовому, как безнаказанность за совершенные грехи, а не как нравственное очищение. Напрасно человек боится наказания: Христос своею смертью принес сверх всякой меры удовлетворение
правде Божией, и потому человеку, верующему во Евангелие, можно быть спокойным за себя.
По протестантскому пониманию, спасение заключается в отпущении грехов и избавлении от наказаний за грехи. Мы по-прежнему грешники, но Бог в силу заслуг Иисуса Христа не вменяет нам греха. Вечная жизнь, таким образом, обеспечена верующему человеку, ибо Христос омыл все наши грехи.
Спасает вера во Христа, а не дела: добрые дела только последуют за живой верой.
И у протестантов торжествует юридическая точка зрения. Только вместо заслуги человеческой (добрые дела)платой является заслуга Христова (Его крест).
Правда, за все время самостоятельной жизни католичества и протестантства было немало попыток исправить слабые стороны учения о заслуге. Католическое богословие после возникновения протестантства, пытаясь уничтожить обвинение в том, что оно своим учением о человеческих заслугах уничтожает заслугу Иисуса Христа, предложило особое учение о «влитии благодати». Благодать, спасающая человека, даруется за заслуги Христа и действует в человеке непроизвольно; через ее действие человек становится праведным, святым.
Но, как говорит Преосвященный Сергий, непроизвольность оправдания лишает его характера явления нравственного, что в корне противоречит Слову Божию и святым отцам. Кроме того, возникает вопрос: почему Бог обновляет одного и лишает этой милости другого? Если отказаться от учения о спасении собственной заслугой, приходится объяснять обновление Божиим даром. Как и в протестантстве, и здесь воля человека не действует. По католическому учению, человек своими добрыми делами может прибавить к Христовой заслуге еще собственную и, таким образом, увеличить свой венец. И хотя добрые дела творятся силою благодати Божией, однако Бог благоволил признать их собственным делом человека, благоволил признать за ним характер заслуги, а наградой признать вечную жизнь. Итак, по католическому учению, спасение каждого человека зависит от произвола Владыки мира.
Таков вывод, к которому пришла католическая догматика, пытавшаяся построить учение о спасении на правовых началах.
Основная ошибка правового (иначе, юридического) воззрения заключается во внешнем подходе к вопросам, касающимся внутреннего, духовного делания. Не спрашивая о внутреннем устроении, оно хочет знать о цене доброделания; узнав, удовлетворяется.
По христианскому учению, человек спасается только через Иисуса Христа, если творит дела, заповеданные Христом. По пониманию западного христианства, Христос и человек представляют правде Божией каждый, с своей стороны, вполне достаточную цену за обещанную вечную жизнь. Но если руководиться юридическим пониманием, – насколько возрастает цена заслуг человеческих, настолько является ненужной заслуга Христа. А слово Божие и совесть требуют того и другого для спасения человека. И протестанты, и католики вынуждены признать, что дела человека не нужны, не должны иметь оправдательной силы. Но, чтобы не идти против Слова Божия, и те, и другие вынуждены признать доброделание человека непроизвольным (протестантское оправдание и католическое влитие благодати – превращение).
Из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство», издание Московской Патриархии, 1947. С. 105-109
Вечная жизнь (Продолжение)
Другие главы из книги:
Патриарх Сергий как богослов (Начало)
Возмездие
Патриарх Сергий как богослов
«Строить будут после меня». К 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|