Автор: священник Анатолий Трушин
«Люди, которые в страшных застенках, сокрытые от глаз общественности, вне всякой связи со средствами массовой информации, в полном одиночестве лицом к лицу предстояли мучителям, действительно являют дивный пример стойкости и святости, и Церковь прославляет их имена».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Могила композитора на Новодевичьем кладбище
Имя Порфирия Петровича Мироносицкого известно православному певчему благодаря широко распространенному на клиросах церковному песнопению «Возведох очи мои в горы», написанному на 120 псалом царя Давида. Исследуя биографию и творчество Мироносицкого, можно с большой уверенностью говорить, что Порфирий Петрович входит в число тех людей, кто в условиях гонений на веру, начавшихся сто лет назад, остался верен Церкви.
* * *
Порфирий Петрович Мироносицкий родился 10 (22) января 1867 г. в селе Мордовском Качиме Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Сосновоборский район Пензенской области) в семье священника. По наставлению своего отца, протоиерея Петра Мироносицкого, Порфирий поступил в Пензенскую духовную семинарию, которую окончил в 1887 г. В этом же году он поступил в Казанскую духовную академию, которую со степенью кандидата богословия окончил в 1891 г. С 1891 г. Мироносикий начинает учительствовать в начальной школе села Русский Качим, где при содействии своего отца и младшего брата построил на старом кладбище новую школу, в которой использовал усовершенствованную методику преподавания и воспитания.
Будучи педагогом по призванию, он горячо полюбил крестьянских детей, наполнявших эту школу. «Церковная школа, по мнению Порфирия Петровича Мироносицкого, должна была соединить в себе добрые воспитательные начала древнерусской школы со строго научными данными современной педагогики2 ». Продолжая свое обучение, Порфирий 29 мая 1894 г. защитил ученую степень магистра богословия по теме диссертации «Афинагор – христианский апологет II века». С 27 декабря того же года причислен сверхштатным сотрудником к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода и переведен в Санкт- Петербург. В это же время он начал преподавать в Свято-Владимирской церковно-учительской женской школе.
Занимаясь исследовательской и научной деятельностью, Мироносицкий 1 января 1896 г. стал помощником редактора журнала «Народное образование», в издании которого учавствовал вплоть до 1917 г. Осенью 1898 г. Порфирий Петрович женился на Елизавете Васильевне Шемякиной, которая была на десять лет младше его. Через год, в 1899 г., у них родился сын Роман, а в 1902 г. и второй сын – Василий. В январе 1913 г. Порфирий Мироносицкий был назначен постоянным членом Училищного совета при Священном Синоде, где участвовал в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг3 . В период с 1914 по 1915 гг. совместно с Михаилом Андреевичем Остроумовым был редактором газеты «Приходской листок». С приходом революции 1917 г. Порфирий был вынужден оставить практически все занимаемые им должности. Не имея иной работы, был вынужден с 14 мая 1918 г. по ноябрь 1919 г. работать в Театральном отделе Наркомпроса. Но Мироносицкий стремился к педагогической деятельности: 2 января 1920 г. он был утвержден преподавателем церковного пения, с 27 июля того же года – профессором гимнологии и церковно-славянского языка в Петроградском богословском институте. Преподавал также церковное пение и церковно-славянский язык на богословских курсах второго благочиннического округа. С 22 апреля 1922 г. – преподаватель в классах пения на богословских курсах для взрослых при церкви святителя Андрея, архиепископа Критского. С 1925 г. – преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших богословских курсах. С начала 1930-х гг. – преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения. Это было своеобразным ответом безбожной власти, ведь, по его мнению, «нельзя пассивно смотреть, как она воюет с Церковью. Нужно воспитывать в вере детей и укреплять в ней взрослых, в том числе и через преподавание». Мироносицкого арестовали по делу «Александро-Невского братства»4 в феврале 1932 г. вместе с десятками других церковных людей. В ходе следствия 1 марта 1932 г. Порфирий Петрович Мироносицкий умер от сердечного приступа в изоляторе. Его знакомым с большим трудом удалось забрать тело покойного и похоронить на Новодевичьем кладбище Ленинграда.
Источник: www.mepar.ru
1 К сожалению, точной даты смерти уточнить не удалось, так как у разных исследователей она разнится. Одни упоминают 1927 г., другие 1933 г. Архиепископ Иоанафан (Елецких) упоминает 1936 год. Лишь в одном все схожи – умер Порфирий Петрович 1 марта. Мы же для данной статьи использовали дату смерти, взятую из книги «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века», опубликованную на сайте ПСТГУ.
2 Методика преподавания молодого учителя подробно изложена в написанной им книге «Дневник учителя церковно-приходской школы». Публикация этой книги принесла ему общероссийскую известность. А его работа «Очерки развития грамотности в селе Мордовский Качим Городищенского уезда», опубликованная в журнале «Пензенские епархиальные ведомости» (1892. №№15, 16), не утратила своего значения и до настоящего времени.
3 Порфирий Петрович так увлекся переводом, что его даже пригласили в Комиссию по исправлению богослужебных переводов при Синоде, под начало архиепископа Сергия (Страгородского). Так он и проработал в этой комиссии до самой революции. Спорил о способах перевода с другим переводчиком, Николаем Нахимовым (псевдоним Н.Ч. Заиончковского). Их переписка стала самой известной дискуссией на тему богослужебных переводов в начале века. Надо было разобраться, как перевести, чтобы и на слух, и при чтении текст был понятен любому человеку. Порфирий Петрович отстаивал необходимость подходить к переводу не чисто филологически, а на богословских основаниях, опираясь на тексты Священного Писания и святых отцов.
4 В период с осени 1917 г. по зиму 1919 г. в Петрограде три раза появлялись объединения верующих право-славных людей, но они не получили серьезного развития. Первоначальный состав Александро-Невского братства включал в себя членов этих несостоявшихся церковных организаций. Датой создания братства является 1 февраля 1919 г., когда при Александро-Невской лавре был создан молодежный кружок, включавший в себя монахов и мирян.
Важным направлением деятельности братства являлось создание полулегальных монашеских общин в миру, а также монашеские постриги молодых людей (в том числе тайные) с целью сохранения института монашества в условиях массового закрытия монастырей. Братские отцы всегда считали одной из основных своих задач подготовку молодых образованных священнослужителей, что в условиях ограничения, а затем и полной ликвидации духовного образования позволило бы сохранить кадры духовенства, способного в будущем осуществить возрождение Церкви.
В результате политических репрессий органами ОГПУ в 1932 году деятельность Александро-Невского братства была прекращена. Все руководители братства, кроме будущего митрополита Ленинградского Гурия (Егорова), погибли в 1936–1938 гг., почти полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 г. Уцелели в основном те, кто на момент разгрома ещё являлись подростками. Именно из этого слоя вышли четыре будущих видных архиерея – митрополиты Иоанн (Вендланд), Леонид (Поляков), архиепископы Никон (Фомичёв), Михей (Хархаров), а также некоторые другие священнослужители.
Список использованной литературы:
1. Балашов Н. На пути к литургическому возрождению. М., 2001.
2. Древо. Открытая православная энциклопедия. Электронный ресурс.
3. Мироносицкий П.П. В защиту родной письменности. Пг., 1917.
4. Мироносицкий П.П.Записки по теории музыки. СПб., 1904.
5. Мироносицкий П.П. Электронный ресурс
http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuAeC0ifOvVeCOee8YUXuvUt8XUe8YUXuLWs8uWeCQ*.
6. Пензенская энциклопедия. М., 2001.
7. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002.
8. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999
Композитор Петр Ильич Чайковский
Автор: диакон Анатолий Трушин
Вставал он между 7 и 8 часами и до девяти с половиной посвящал время серьезному чтению, сюда входили философские сочинения, а также занятия английским языком. Затем до часу дня он работал и отвечал на письма. После обеда композитор два часа гулял в одиночестве.
Композитор С.И. Танеев
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Сергей Иванович Танеев –композитор, пианист, педагог, ученый и общественный деятель – самобытнейшее явление русской культуры, человек, без которого невозможно представить развитие русской национальной музыки конца XIX–начала XX веков.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|