Автор: Виталий Питанов
Может ли человек сделать себе
богов, которые впрочем не боги?
Иер. 16:20
Виталий Питанов
Человек создан по образу Божию (см. Быт. 1:26). Бог, обладая свободой воли, даровал ее и своему возлюбленному творению, но человек может использовать дарованную ему свободу как во благо, так и во зло. Бог есть Источник Жизни: "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин. 5:26), "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли…, Сам дая всему жизнь и дыхание и все" (Деян. 17:25). Человек может принять этот Источник Жизни, но может и отвергнуть Его, тем самым совершив грех богоотступничества: "жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30:19); грех богоотступничества в свою очередь приводит к духовной смерти: "Ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23).
В Священном Писании говорится: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18:7), "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1:12-15). Одним из самых страшных и самых древних соблазнов всегда был соблазн самообожествления (см. Быт. 3:5). Желание стать богом, отвергнув Единого Истинного Бога, - так как "Господь Бог наш есть Господь единый" (Мк. 12:29), - сделало ангела Божиего Люцифера, сказавшего "буду подобен Всевышнему" (Ис. 14:14), сатаной. Отвержение Творца и желание занять Его место сделало Люцифера носителем смерти, так как нет жизни в отрыве от ее Источника. Но попытки самообожествления знакомы не только миру ангельскому, но и миру человеческому, они продолжаются поныне во многих людях, потому что многие "…совратились вслед сатаны" (1 Тим. 5:15), "…по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" (Еф. 2:2), в людях, которые, подражая дьяволу, способному принимать "вид ангела света" (2 Кор. 11:14), выдают себя за светлых учителей, спасителей человечества, в действительности не спасая, а губя людей.
В нашей статье мы поговорим о духовных претензиях небезызвестного в России Порфирия Корнеевича Иванова и о том, как выглядят его претензии в свете христианского вероучения. Прежде всего вкратце познакомимся с биографией нашего героя.
Порфирий Корнеевич Иванов (1898-1983) родился в большом селе на Украине, в семье бедного крестьянина1. Иванов получил лишь начальное образование, был вынужден рано начать работать. Сначала он занимался сельскохозяйственными работами, в возрасте 15 лет поступил работать на шахту. Его юность совпала с временем революции и гражданской войны. В 1918 году он обзаводится семьей, пробует себя во многих профессиях, в тридцатых годах работает интендантом. В те годы Порфирий Иванов главным образом проводил время в пьянстве, карточных играх и т.д. В 1933 году Иванов испытал некое "озарение", в результате которого он оставил свою семью и ушел к другой женщине, правда вскоре, наполовину раздетым, с несколькими книгами по физиологии, он вернулся обратно и увез семью на Украину, где и остался жить. С тех пор Порфирий Иванов уже нигде не работал и все свое время посвящал духовным изысканиям. У Порфирия Иванова было два сына, старший погиб во время Великой Отечественной войны, младший жив до сих пор2. Умер Порфирий Иванов 10 апреля 1983 года в возрасте 85 лет. Такова общая канва жизни этого человека. Теперь обратимся к его духовному наследию.
Духовное наследие Порфирия Иванова состоит из трехсот тетрадей, представляющих его дневники, в которых он записывал свои мысли3. Сразу необходимо отметить, что последователи Порфирия Иванова в основном печатают не оригинальные труды своего учителя, а варианты, подвергнувшиеся значительной редакторской правке. В данной статье будут использованы как работы, отредактированные последователями Порфирия Иванова, так и оригинальные тексты самого их учителя, благо, что последние изданы и доступны теперь всем желающим4. Издавая оригинальные тексты тетрадей Иванова, его последователи писали: "Выполняя волю автора, мы не меняли орфографии и пунктуацию его письма. Нам хотелось бы донести звучание и ритм, чувство гармонии и знание смысла жизни с точки зрения Учителя"5. Вне всякого сомнения причины всегдашнего основательного редактирования оригинальных трудов Иванова бросятся читателям в глаза, что же касается "звучания, ритма и чувства гармонии", а также "знания смысла жизни", которые якобы заключены в письменах Порфирия Корнеевича, то представляем эти декларации ивановцев на суд читателя. Но в первую очередь остановимся на вопросе, затронутом нами в заголовке статьи: кем считал себя Порфирий Иванов?
Обратившись к наследию Иванова, можно найти, в частности, следующие его утверждения о себе самом: "…она (природа. - В.П.) его (Иванова. - В.П.) как Мать родная приняла, Бога произрастила"6. Далее говорится: "Иванов сам себя Богом не выдавал перед учеными, но сама история заставила. Так без дела имя Бога не получишь"7, Иванов утверждает, что он "Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли"8, "Я спортсмен, закаленный человек, можно сказать, Бог Земли"9; "…богом быт не дурно… Я этому делу ест бог всемогучей и знающей что делот"10; "…я есть истина, … я есть Бог (выделено нами. - В.П.)…"11. Итак, по мнению Иванова, он - ни больше ни меньше как "Бог Земли", "бог всемогущий", а его фраза "я есть истина" знакома любому христианину, правда из уст Христа: "Я есмь … истина" (Ин. 14:16). Интересно, что Порфирий Иванов не скрывал того, что объявил себя "Богом Земли" самостоятельно: "Прежде чем сам себя об/явит богом надо завоеват место уприроде…"12. Помимо вышеперечисленных именований Иванов приписывает себе и следующие: "Победител природы и Учител народа учит людей новому не бывалому…"13; "Пабедител природы и Учител народа. Ты тиоретик и упразднител живого здоровия"14; "Я говорит Иванов Порфирий Корнеевич не такой как усе люди ест зависемои вояки борцы сприродою. Я независемый любител природы человек"15. Как можно понять, Иванов считал себя не только Богом, но и "победителем природы", "Учителем народа", "независимым любителем природы", а также "эволюционным человеком"16. Сама природа, по мнению Иванова, поклоняется ему как богу: "Природа не гневатся на одного бога и не хочет ни кому кланится кроме как одному богу. Он не атварачеватся от природы он любят ея очен крепко и не уходит от всех условий ея"17. Интересно отметить, что эта природа, которая "кланяется" Иванову, в свое время заставила его быть вором: "Я был вор. Я этого сделал не сам, а природа меня заставила делать"18. Также, согласно утверждениям Иванова, именно природа научила людей убивать друг друга: "уприроде люди стали учится научилис как будет надо другого кого либо стрелят убиват для того чтобы он не жил"19.
Порфирий Иванов объявляет себя спасителем: "…помогает Учитель, Победитель природы, Бог земли. Он пришел на землю для спасения жизни"20; "Он спаситель всего мира в людях тех кто знает Учителя и кому он дал здоровье. Это он есть бог земли…"21; "это эволюционный человек (Порфирий Иванов. - В.П.), Бог земли. Он пришел на землю, чтобы спасти мир, людей своим поступком удовлетворить… Он человек, но дело его не человеково (выделено нами. - В.П.)"22. Здесь мы также видим откровенные претензии Иванова на роль Христа, ведь, как говорит Священное Писание: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф. 18:11). Христос как Единственный Спаситель Ивановым отвергается, равно как отвергается и Второе Пришествие Христа: "Он23 предсказал не ждать Спасителя с небес…"24, что прямо противоречит словам Христа о Своем Втором Пришествии: "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф. 24:30).
Помимо того, Порфирий Иванов приписывает себе власть судьи народов: "…я не человек данного времени, а тот, кто будет за наше все сделанное судить"25; "…Мое дело будет право мое будет Богом. Я стану судит старое начну"26; "Я по этому всему являюсь на Земле Бог. Верите не верите, а добро мое получайте… Я пришел на Землю всех верующих и не верующих осудить (выделено нами. - В.П.) за их хорошое и теплое…"27. Фактически уже тем самым Иванов ставит себя самого на место Христа: "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин. 5:22). Самообожествление Иванова очевидно и из того факта, что он призывал своих последователей обращаться к нему с молитвой: "…меня нужно просить - будешь всегда здоров"28; "проси меня, как Учителя: "Учитель, мой дорогой, дай мне мое здоровье!""29. В Священном Писании читаем: "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне" (Ин. 14:13). Также, подражая Иисусу Христу, Порфирий Иванов оставил после себя двенадцать учеников, своих "апостолов", которые, как считается, были избраны им лично30. Все это заставляет вспомнить слова Священного Писания: "Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их" (Лк. 21:8).
Отношение Иванова к Церкви ярко выражено в следующих его заявлениях: "Если мое не подойдет, то ничье не подойдет! Хоть как хотите поступайте, но дорога одна (т.е. дорога, предложенная Порфирием Ивановым. - В.П.) к Двухтысячилетию"31, "У Ад идет вперед священник…"32. На наш взгляд, этими словами Иванов недвусмысленно объявил, что его учение является единственным путем к спасению, а путь Церкви - это дорога в ад. Один журналист как-то задал Порфирию Иванову вопрос: "Говорят, вы в Бога веруете?" - "Брешут. Верил когда-то, пока не понял, что Бог пребывает на Земле, в людях, кои сумели одержать победу над собой"33. Очевидно, что к людям, одержавшим "победу над собой", он относил в первую очередь самого себя.
©Питанов В.Ю.
Окончание статьи
Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 1.
Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 2
Литература
1 Биография приводится по книге: Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., Изд. Астрель; Изд. МИФ. 2001. С.103-110.
2 Данные 1992 года.
3 Иванов П.К. Труды. М., Кокон.1992. С.9.
4 Оригинальные тексты будут приводиться по книге: Иванов П.К. Труды. М., Кокон.1992.
5 Иванов П.К. Труды. М., Кокон.1992. С.10.
6 Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.5.
7 Там же. С.5.
8 Там же. С.21.
9 Иванов П.К. Труды. М., Кокон.1992. С.255.
10 Там же. С.60.
11 Там же. С.139.
12 Там же. С.57.
13 Там же. С.67.
14 Там же. С.184.
15 Там же. С.21.
16 Там же. С.122.
17 Там же. С.59.
18 Там же. С.252.
19 Там же. С.56.
20 Там же. С.136.
21 Там же. С.120-121.
22 Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.5.
23 В своих записях Иванов часто говорит о себе в третьем лице.
24 Иванов П.К. Труды. М., Кокон. 1992. С.9.
25 Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.19.
26 Иванов П.К. Труды. М., Кокон. 1992. С.30.
27 Там же. С.252.
28 Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.20.
29 Там же. С.12.
30 См.: Греченюк Ю. Порфирий Иванов. ОС-035 Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org
31 Там же. С.23.
32 Иванов П.К. Труды. М., Кокон. 1992. С.168.
33 Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., Изд. Астрель; Изд. МИФ. 2001. С.108. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|