Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 01:38 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Осторожно: секты

Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 2

Автор: Виталий Юрьевич Питанов

Как же решить проблему оценки того религиозного движения, с которым столкнулся конкретный человек? Мы позволим себе поделиться с читателями собственным мнением по этому вопросу. Прежде всего, необходимо определиться с основными понятиями, т.е. провести четкие разграничительные линии между такими терминами, как "религия", "идеология", "мистицизм". Четкая классификация уже может быть неплохим помощником в ориентации среди религиозных течений. Проблемы осмысления понятия "религия" мы уже осветили. Поговорим немного о таких понятиях, как "идеология" и "мистицизм".


Ю.В. Злотя. "Миллениум", 2000 г.

Усредненное определение "идеологии" звучит следующим образом: "Идеология (от греч. idea и logos - слово, учение; буквально: учение об идеях) - некоторая совокупность идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности, отдельным ее проблемам и конфликтам"31. Если религия, по крайней мере, в православном понимании - это, прежде всего, связь с Богом, жизнь в Боге, то идеология - это система неких представлений о мире. Идеология может вызывать чувства, родственные религиозным, но именно отсутствие связи с трансцендентным будет отличать ее от религии. Основная цель идеологии - координирование и направление практического поведения ее сторонников. Нередко идеология представляет цели, ценности и интересы группы как единственно справедливые, естественные и разумные, и тем самым диалог с теми, кто их не разделяет, оказывается невозможным. Для идеологического образа мышления в его крайнем выражении характерно наличие "образа врага"32. Несомненно, многие христиане могут относиться к учению Христианской Церкви как идеологии, но это неправильно. Церковь как "тело Христово" (1Кор.12:27), как реальная жизнь в Боге, превышает любые возможные варианты интерпретации Божественного Откровения. Христианская Церковь не стремится заключить общественно-политическую реальность в жесткие рамки, что также отличает ее от идеологии33.

Термины "мистицизм" и "мистика" за пределами христианского мира фактически означают одно и то же. В Православии эти два понятия разделяют. Например, в Православной Церкви есть мистика, но нет мистицизма. Светские специалисты определяют мистику как веру "…в таинственный, божественный, сверхъестественный мир; … в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром"34. В православном понимании мистицизм - это такой подход к познанию Бога, в котором фактически отсутствует рациональный богословский аспект Его познания. Мистика же - это образ переживания божественной реальности, неоднократно описанный в трудах святых отцов Православной Церкви35. Мистицизм призывает верить лишь собственному опыту, рациональный путь познания Бога ему чужд36. В мистицизме люди ищут ответы на основные вопросы бытия в своем внутреннем мистическом экстазе37. Мистицизм - это, по сути, отрицание рационального начала в религии. Как пишет профессор Осипов, "…мистик познает не Бога и потому предпочитает говорить о божественном Ничто, о Невыразимом, Непознаваемом, о Едином и т.д. …Последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается "голая" чистая бесконечность… . В конечном счете, мистик сам себя видит богом"38.

Определив основные понятия, следовало бы задаться вопросом: несет ли интересующая нас религиозная группа позитивное начало? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить доктрины данной группы. Ведь, как известно39, любому разумному действию предшествует мотивация, постепенно формируемая мировоззренческими установками и лежащая в основе совершения поступка. Мировоззренческие установки религиозного человека, прежде всего, закладываются учением его религиозной группы. Иллюстрацией этой причинно-следственной связи могут служить трагические события марта 1995 года, когда в ходе террористической акции, предпринятой сектой Сёко Асахары "Аум Синрекё", в токийском метро был распылен отравляющий газ зарин, в результате чего пострадали тысячи человек40. Движущей силой этих событий явилось внушенное адептам секты убеждение в том, что смерть есть поа - "просветительская помощь"41. В учении Асахары насильственная смерть - единственный путь к спасению от негативной кармы42 людей, не желающих присоединяться к его секте. Как видим, серьезное изучение религиозной доктрины той группы, которая интересует человека, необходимо для того, чтобы он мог выявить установки, регламентирующие жизнь ее членов, и ответить на вопрос, являются ли они приемлемыми и конструктивными для социума. На наш взгляд, именно стремление сект к самоутверждению через противопоставление внешнему миру является главным отличием сектантских движений от традиционных религий.

Какие религиоведческие исследования могли бы помочь нам решить, насколько та или иная религиозная организация заслуживает доверия? Прежде всего, заметим, что выводы, сделанные на основании рассмотрения учений и деятельности религиозных организаций, не должны носить слишком обобщенный характер. Невозможно одновременно провести сравнительный анализ всех нетрадиционных и всех традиционных религий и прийти к общим выводам, не сделав при этом массы уточнений и оговорок. Исследователь, который в целом оценивает все нетрадиционные или все традиционные религии, не может избежать необходимости широких обобщений, которые могут свести ценность его исследования к нулю. Традиционные религии во многом кардинально различны, хотя представители "нетрадиционных религиозных движений" часто пытаются уверить своих членов и общество в обратном, однако подобного рода утверждения носят не столько научный, сколько идеологический характер43. Поэтому если мы сталкиваемся с религиозной группой, которая убеждена в том, что ей посчастливилось найти путь к синтезу всех религий, то уже эта претензия сама по себе вполне способна служить настораживающим симптомом. О синтезе и братстве религий обычно говорят те организации, которые стремятся к уничтожению традиционных религий и замещению их собой. А стремление к замещению одной религией другой не имеет никакого отношения к их мирному сосуществованию. В серьезном религиоведческом исследовании речь должна идти о конкретных религиозных организациях, при этом автору следует стремиться к тому, чтобы отделять феномены, органически свойственные данным организациям, от явлений, признаваемых самими организациями маргинальными, совершаемыми отдельными ее членами по причинам, не имеющим отношения к верованиям религиозного объединения. Это может быть сделано только на основании глубокого изучения материалов, формирующих мировоззренческие установки той или иной религиозной организации44. При этом необходимо отслеживать методологию, используемую специалистом, степень репрезентативности положенного в основу исследования материала. Это связано с тем, что существует опасность довериться работе некомпетентного или ангажированного сектой автора. К сожалению, существуют религиоведы, которые способны на материальной основе, любую, даже откровенно преступную организацию, охарактеризовать положительно. Для того чтобы свести к минимуму риск оказаться в данной ситуации, необходимо знакомиться с критическими исследованиями деятельности и учения интересуемой религиозной группы, сделанными различными учеными.

Любая серьезная религиоведческая работа должна начинаться с определения базовых понятий, в противном случае понимание основных терминов читателем и автором работы может оказаться различным, а поиск единства мнений в такой ситуации изначально обречен на провал. Важным критерием оценки любой религиозной организации можно назвать соответствие ее заявлений действительности. Можно много, но чаще всего безрезультатно, спорить об истинности или ложности того или иного религиозного учения, но нужно признать, что вряд ли может вызвать доверие организация, которая, например, в целях дискредитации другой религиозной организации фальсифицирует ее историю45, вырывает термины из одной мировоззренческой системы и переносит их в другую46, в рамках которой они начинают приобретать негативное значение, умалчивая при этом о первичном значении понятия. Вряд ли можно признать достойной религиозную организацию, воспитывающую в своих последователях лицемерие через публичную декларацию своей толерантности, на практике же призывающую адептов к религиозной нетерпимости. Например, если теософы и последователи агни-йоги47 утверждают, что уважительно относятся к традиционным религиям, имеет смысл задаться вопросом: а так ли это в действительности? Открыв авторитетные для последователей этих организаций труды, можно прочитать, например, следующее: "Вера в Бога… превращает две трети человечества в рабов горстки тех, кто обманывает их под лживым предлогом спасения их… . Запомните: сумма человеческих бедствий не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари своих лжебогов"48; "Я (махатма49 - В.П.) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество - с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это - религия, в любом своем виде и у всех народов"50. Каким же образом в сознании оккультистов веротерпимость и уважение по отношению к традиционным религиям согласуются с убеждением в необходимости их уничтожения? Говоря о необходимости взаимоуважения религиозных убеждений представителями различных движений, вряд ли будет справедливо требовать толерантного отношения только от одной из сторон, игнорируя при этом его отсутствие у другой. Также серьезной проблемой является искажение представителем одной религиозной системы учения другой: опыт автора статьи показывает, что такого рода искажения носят хронический характер, причем страдают ими как представители традиционных религий, так и последователи "нетрадиционных" религиозных организаций. Как те, так и другие зачастую не утруждают себя кропотливым исследованием учений своих оппонентов. Действительно, серьезный подход к изучению религий требует немалых усилий и немалых временных затрат. Но если вспомнить токийскую трагедию и многие другие проблемы, возникающие у тех, кто пренебрег критическим анализом религиозной группы, поспешив влиться в ее ряды51, то нетрудно понять, что поиск ответов на данный вопрос стоит потраченных сил и времени.

Одним из критериев оценки религиозной группы, с которой столкнулся человек, может стать психологический феномен неприятия сектантской психологией критики: "…если человек обнаруживает идеи, которые ставят под сомнение его собственные ценностные ориентации, он прореагирует на эти идеи, он воспримет их как угрозу своим жизненно важным интересам. Он отвергнет эти идеи и при том попытается дать этому рациональное толкование, чтобы объяснить свое неприятие этих идей… . Любое покушение на объект почитания вызывает такой же гнев со стороны индивида, как если бы речь шла о покушении на жизнь"52. Можно поинтересоваться, существуют ли критические работы, посвященные той или иной религиозной группе, которые написаны действующими ее членами. В сектах критика не поощряется, в отличие от традиционных религий. По крайней мере, Православная Церковь уделяет серьезное внимание критическому анализу возникающих время от времени нездоровых тенденций53. И если читатель не найдет в интересующей его организации таких критических работ, у него будет повод лишний раз задуматься о необходимости для него присоединения к данной группе.

В России численно лидируют те секты, которые маскируются под традиционные для россиян религии, поэтому изучение традиционных для России религий может служить неплохим подспорьем в умении опознания сект. Помимо того, в нашей стране популярны секты, спекулирующие на авторитете науки, это, в основном, так называемые оккультные организации, следующие тому или иному эзотерическому учению54. Идентификации таких сект может способствовать углубление своих знаний в области научной методологии. Имея представление хотя бы о фундаментальных принципах науки, не так сложно вычленить лженауку. В любом случае здоровый критический подход, трезвость мышления в религиозных вопросах не повредят человеку ни в том случае, когда он имеет дело с традиционным религиозным движением, ни тем более тогда, когда на своем жизненном пути он сталкивается с сектой. Как пишет Ф.В. Кондратьев, "… у человека с хорошо развитым критическим мышлением при достаточном знакомстве с сутью проповедуемого в секте учения, как правило, возникает неудовлетворенность жажды познания. Интеллектуальное разочарование в неорелигиозном учении побуждает к разрыву с сектой, что при отсутствии эмоциональной связки с ней позволяет без особых усилий ее покинуть"55.

В современном российском обществе тема отношения к традиционным и "нетрадиционным" религиозным движениям, существующим на территории нашей страны, вызывает бурную полемику. В частности, острую полемическую реакцию вызывает вопрос о том, следует им предоставлять равные права или нет. На наш взгляд, правильнее всего строить государственную религиозную политику, опираясь на исторический религиозный опыт, существующий в нашей стране, отводя место тем или иным религиозным объединениям в зависимости от их вклада в духовную и культурную жизнь страны: "…религиозные права, подобно любым правам человека, должны находить оправдание одновременно в морали, истории и политике…, религиозные права человека основываются на обычаях и традициях людей и неизбежно формируются под влиянием исторического опыта"56.

Закончить статью хочется словами Священного Писания: "…не делайтесь рабами человеков" (1Кор.7:23) - Ваша духовная жизнь достойна того, чтобы быть основанной на знании, трезвости суждений, свободном и осознанном выборе. Как, наверное, читатель уже убедился, религиозные проблемы сложны и часто не имеют простых решений, требуя к себе серьезного подхода. Поверхностное отношение к ним может очень дорого обойтись человеку. В данной статье мы, естественно, не дали однозначных ответов на вопрос соотношения традиционных и "нетрадиционных" религиозных движений, но, надеемся, читатель глубже осознал всю сложность проблемы. Желающим же продолжить изучение данного вопроса можно пожелать сил, здравомыслия и успехов в этом нелегком деле.

©Питанов В.Ю.

Фото: Татьяна Балашова


  1. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.199.
  2. Католическая энциклопедия. Т.2. М., Изд. Францисканцев. 2005. С.46.
  3. Там же. С.47.
  4. Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд. 2002. С.532.
  5. Например, см.: Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Клин. Христианская жизнь. 2004.
  6. См.: Питанов В.Ю. Духовный опыт, как источник истины. http://apologet.narod.ru
  7. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского Монастыря. 2002. С.185.
  8. Там же. С.198.
  9. См.: Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. СПб., Питер. 2000.
  10. Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Во имя св. князя Александра Невского. 2003.С.29.
  11. Поа - это религиозное упражнение в тибетском буддизме, заключающееся в том, что "сопровождающий к смерти" содействует изменению сознания умирающего путем его душевного роста, чтобы после смерти оно возродилось просветленным. Впервые понятие душевного роста как оправдание смерти Сёко Асахара ввел после смерти Наоки Оши. Оши хотел уйти из секты, из-за чего Асахара "диагностировал" у него плохую карму и предписал для ее устранения духовные упражнения. Оши был подвешен за ноги, а его смерть была интерпретирована как достижение самадхи, просветления. Присутствующие при смерти Наоки Оши восприняли случившееся как благородную помощь поа. Труп был сожжен, пепел развеян. Для непосвященных исчезновение Оши объяснили его уходом домой. Позже учение об поа стало оправданием убийства людей. Люди собрали много плохой кармы, как учил Асахара, убив их, его последователи тем самым "спасали" их от нее. В конце концов, поа стало методом "спасения всего мира".
  12. Гандоу Т. Религиозный терроризм / Тоталитарные секты и демократическое государство. Новосибирск. Книжица. 2005. С.67.
  13. См.: Питанов В.Ю. Миф о "братстве религий" как метод борьбы с традиционными религиями; Бахаизм в свете учения о единстве религий. http://apologet.narod.ru
  14. Если человек не может сам сделать такое заключение, имеет смысл обратиться к специалистам в данной области.
  15. Например, вопрос о мифической отмене закона перевоплощения на Пятом Вселенском Соборе, см.: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. В двух томах. М., 1997.
  16. Например, см.: Питанов В.Ю. "Церковный догматизм" и догматы Церкви / Избранные вопросы православной апологетика. http://apologet.narod.ru
  17. На наш взгляд, как теософия, так и агни-йога - это пример мистических учений, которые нельзя назвать религиозными.
  18. Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С.185.
  19. Махатма - авторитетный духовный учитель в индуизме, в теософии и агни-йоге этот термин приобрел более широкое толкование и означает неких "учителей человечества", которые якобы живут в Гималаях в Шамбале и управляют как духовной, так, часто, и политической историей мира. Подробнее см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru
  20. Там же. С.184.
  21. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. во имя св. князя Александра Невского. 2003.
  22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Республика. 1994. С.172.
  23. Например, см.: Искушения наших дней. В Защиту церковного единства. М., Даниловский благовестник. 2003.
  24. См.: Питанов В.Ю. Эзотеризм, как путь к расизму. http://apologet.narod.ru
  25. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования ("секты") как психолого-психиатрическая проблема. Изд. Миссионерского отдела Московского Патриархата. 1999. С. 25.
  26. Права человека и религия. Хрестоматия. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2001. С.15.


Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 1


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (25.05.2009) | Автор: Виталий Юрьевич Питанов
Просмотров: 4295 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Pretty  
0
класс! спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz