Автор: протоиерей Борис Балашов
Дорогие братья и сестры, сегодня – очень чтимый православным русским народом праздник – Покров Пресвятой Богородицы. В нём соединяются, с одной стороны, воспоминание об историческом событии, которое послужило поводом к установлению праздника, а с другой – наше почитание Божьей Матери как Заступницы рода христианского на всем протяжении истории Церкви.
В X веке на Константинополь напали враги – многочисленные, сильные, жестокие, и войск в городе в тот момент было явно недостаточно, чтобы им противостоять. Было очевидно, что столице Византии грозит полное разорение, а жителям – рабство или смерть. Как повели себя люди? Они восприняли ситуацию очень трезво: раз нужна Божья помощь, значит надо её просить.
Храмы были полны народа. И это при том, что всенощное бдение продолжалось не два часа, как мы с вами привыкли, а всю ночь, и утром служили литургию и причащались. Все понимали, что в сложившейся ситуации нужно уповать только на Бога.
Иногда верующие люди ошибочно полагают, что для хорошей молитвы нужно, чтобы у человека обязательно произошла какая-то беда и слёзы лились из глаз. Но дело в том, что скорбная ситуация сама по себе духовно не очищает человека и не приближает к Богу. Хотя терпеливое с верой перенесение скорбей очищает душу, только скорбь о своих грехах и осознание своего недостоинства помогают христианину молиться и сродняться с Господом, исправляя свои грехи и исполняя волю Божью.
Тогда, во время осады Константинополя, большинство людей действительно старались покаяться перед Богом, но было не понятно, будет ли услышана их молитва, поэтому тревога не покидала жителей города.
В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, большой Влахернский храм, где хранились великие христианские святыни – Риза и часть пояса Божией Матери, был переполнен. Здесь находились люди разных сословий – знатные и простолюдины, купцы и рабочие.
Среди них были два совершенно неприметных человека, одетых наподобие нищих в лохмотья – юродивый Андрей и его духовное чадо – Епифаний, которые молились со всеми. И только им двоим Бог дал увидеть чудесное символическое видение, которое Церковь восприняла и поняла, что относится оно не к одному эпизоду истории, а ко всей жизни Церкви.
Когда шла молитва, эти два подвижника увидели, что в храме над молящимися шествует Божья Матерь вместе с ангелами и святыми. Она сняла с головы покрывало (по-славянски мы называем его «омофор») и распростерла его над молящимися, защищая от тех бедствий, которые их постигли.
Только два человека видели это видение, и даже, когда оно исчезло, сверкающий омофор Богородицы еще долго был виден над молящимися. Подобное мы видим на иконе праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
После Богослужения Андрей с Епифанием рассказали о том, что открылось их взору, и народ ободрился, поняв, что по молитвам Богородицы Господь сохранит их. Так и произошло: враг отступил от стен города и люди остались живы.
Почему у нас установлен праздник в честь этого события, ведь это только частный случай, произошедший более тысячи лет назад?
Когда люди приходят к Богу в трудностях, бедах, разного рода несчастьях и не просто усердно молятся о своих нуждах, а просят об этом Бога и Богородицу как родных, как члены их семьи – Церкви Христовой, они получают просимое. А если человек только вычитывает молитвы, подает записки и ставит свечи – такая молитва плодотворной не будет.
Как происходит и в семье. Когда ребёнку что-то очень нужно, и он хочет выпросить это у родителей, он старается исправить своё поведение, стремится, чтобы родители увидели его стремление стать лучше, а не только потребительское поведение «подайте» и «хочу».
Личные и семейные проблемы, невзгоды, нелады в собственной душе, сейчас и военные действия, – как же нам поступать? Что нужно делать для того, чтобы наша молитва была услышана и была плодотворна? Ответ на этот вопрос мы можем найти в Евангелии.
Казалось бы, на каждом богородичном празднике мы читаем один и тот же отрывок из Евангелия, посвященный Богородице. Но воспринимаем ли мы его всем сердцем? Ведь там как раз и говорится о том, как сочетать дела земные, безусловно, важные и нужные, со служением Богу и созиданием живой связи с Ним.
Сестры Марфа и Мария принимали Господа и Его учеников в своем доме. Марфа суетилась, чтобы вкусно накормить гостей, а Мария сидела у ног Учителя, слушала Его слова и не могла оторваться. Марфа упрекает сестру, и просит Христа вразумить Марию, чтобы она пришла на кухню помогать. Но для Господа не так важно, чем Его накормят, Он готов довольствоваться самой простой пищей. Поэтому Христос говорит Марфе слова, которые для нас часто служат соблазном: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё (Лк. 10:41).
Часто ли с нами так бывает, что мы читаем Евангелие и не можем остановиться и оторваться от священной книги? Господь говорит Марфе и всем нам о том, что нужно насыщать свою душу Божьим словом, общением с Господом, потому что это та пища, которая дает нам жизненные силы – и духовные, и душевные, и телесные. Поэтому Мария избрала благую часть, и она более права, чем Марфа.
Часто у нас не получается совместить два этих служения, и мы суетимся как Марфа, упуская главное, а наша душа остается голодна. Все дела переделали, работу выполнили, все сыты и довольны, что же здесь плохого? Но дело в том, что выполнение наших обязанностей и мирских дел напрямую зависит от состояния души. Сами понимаете, есть большая разница: сделана какая-то работа или вещь с душой или «тяп-ляп».
На примере Божией Матери Церковь показывает нам как это совместить. Второй отрывок из Евангелия, который мы читаем за богослужением в Богородичные праздники, это поясняет. Сам Господь говорит: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк.11:28).
Даже доброе слово близкого человека укрепляет нас, оно может буквально поднять больного с постели, а что уж говорить о слове Христа, которым Он поднимал на ноги парализованных и мертвых воскрешал. Какова же Его целительная сила для нашего сердца, ума и даже для тела!
Общение с Богом исцеляет нашу жизнь. Но постоять в храме недостаточно. Многие во время богослужения думают о своих домашних или служебных делах, проблемах и радостях, а подлинное общение с Богом происходит только в сосредоточенной молитве, когда мы открываем Ему свои мысли, чувства и прислушиваемся к тому, как наша молитва принята.
Порой мы рассуждаем о том, что Евангелие невыполнимо. Да, своими силами заповеди Христовы исполнить невозможно, но с Божьей помощью возможно всё! Божья Матерь совместила в Себе деятельное служение людям со способностью слышать слово Божье и исполнять его в Своей жизни. Будем следовать Её примеру, ведь нам просто необходима Божья помощь!
Покров
Верная Помощница христиан
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|