Автор: Епископ Балашихинский Николай
Заметка об иконографии праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня
Часть 2
Что же представлял собой Крест, который износили из сокровищницы византийских императоров?
Наиболее употребительным в литературе названием для нескольких типов Креста, и в иконографии, и для конкретных исторических памятников, – является "Крест императора Константина". Древние авторы описывают несколько Крестов, созданных императором Константином Великим, разной формы и назначения; в средневековом христианском мире было известно несколько памятников, связанных с именем Константина, а также ряд копий и подражаний, имевших ту или иную степень сходства с предполагаемым оригиналом [25].
Воздвижение Креста
"Отец церковной истории", Евсевий Кесарийский, первый биограф Константина Великого, описывает два видения, в которых императору было явлено знамение Креста: дневное и ночное. Во время первого император "своими очами видел составившееся из света и лежащее на солнце знамение Креста с надписью "сим побеждай!" (en toutw nika; hoc vince). Той же ночью "во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, виденному на небе, употреблять его для защиты от нападений врагов" [9]. Явленный императору Крест был сияющим, вписанным в круг, или с концами, выходящими за его пределы (знамение, лежащее на солнце). По второму видению нижний конец Креста мог быть длиннее прочих.
Евсевий описывает изготовление лабарума – военного знамени – по образу видения. "На длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак Креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из которых выходило "Р". Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат – царская ткань, покрытая драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым; вися на рее, он имел одинаковую ширину и длину. На прямом копье, нижний конец которого был весьма длинен, под знаком Креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение василевса и его детей. Этим-то спасительным знаменем как оборонительным оружием всегда пользовался василевс для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобное ему" [9].
У Креста-лабарума Константина Великого своя интересная судьба, но нас в данной статье интересует другой Крест, сделанный по указанию императора. Евсевий Памфил описывает его так: "В превосходнейшей из всех храмин царских чертогов, в вызолоченном углублении потолка на самой середине его, он приказал утвердить великолепную картину с изображением символа спасительных страданий, которое составлено было из различных драгоценных камней, богато оправленных в золото. Этот символ боголюбивому василевсу казался хранителем его царства" [9]. Именно этот Крест, составленный из драгоценных камней, – crux gemmata (staurox dialuqoz), – получил широкое распространение в церковном искусстве.
Изображение crux gemmata, достаточно точно воспроизводящее видение Константина Великого, повторялось во множестве иконографических сюжетов. "Житие святых Константина и Елены", входящее в "Летописец Эллинский и Римский" (XV в.), так повествует о явлении Креста: "Живущу бо ему (Константину) на некоем поле с вои, молебно молящуся и труждающуся, Божие же знамение некако явися ему о полуденном часе, и луч пущание бе от него паче солнца, блещася на воздусе на крестный образ, предзнаменовася писанми римскими воображен звездами, и глас бысть с небесе, глаголя: Костянтине, сим побеждай!" [15; 25]
Анатолий, епископ Солунский, составивший в IX веке стихиры Кресту, также обращает внимание на вид Креста, явленного Константину: Светосиянен звездами образ предпоказа, Кресте, победу одоления благочестивому царю великому (стихира на литии).
Золото и драгоценные камни изготовленного по императорскому заказу Креста указывали на конкретные детали видения: солнечное сияние и звезды. Драгоценный crux gemmata в последующие века стал неотъемлемой частью пожалований византийских императоров. Древнейший из существующих ныне – Крест, вложенный императором Юстином II (565-578) и его женой Софией в собор Святого Петра в Риме, – относится к типу выносных. Четырехконечный, с расширяющимися концами, высотой более метра, на длинном древке, он был предназначен для несения в процессиях.
До нашего времени дошло достаточно много подобных памятников X-XII вв., от Афона до Новгорода [25]. По мнению А.П.Смирнова, все они являются копиями того самого Креста, о котором писал Константин Багрянородный в "De ceremoniis": "большой драгоценный Крест Константина, который предносился во время праздничных выходов василевса". Хранился этот драгоценный Крест в дворцовой церкви святого первомученика Стефана [21].
Помимо известного с IV в. по описаниям процессионального дворцового "Креста Константина", византийские авторы упоминают еще и стационарный Крест, установленный, по преданию, императором Константином в Константинополе. Церковное предание сообщает о трех Крестах в Константинополе по числу видений Константина (Евсевий Памфил упоминал только два) [25].
"Сотвори христолюбивый царь Константин трие Кресты велики по числу показанных ему на бранех: первое в Риме, егда Максентия потопи, второе в Византии, егда Византию взя, третие, егда мост созда на Дунайстей реце, егда скифы покори. По образу три видения устрои, честныя три Кресты от чистыя меди и нарече святыя их имена сице: "Исус Христос побеждает", еже нарицаемый "Исус", златым слитием устроив и постави на восток на комаре, идеже и ныне есть торг, теплое являя всем благочестия своего, яко силою его еллинская шатания низложи. Нарицаемаго же Христос всечестнаго божественнаго креста постави верху червленаго столпа Римскаго на Братолюбнем, идеже есть до днешняго дни, на том же месте утвержден. А другий Животворящий и чудотворный божественный Крест, нареченный "Победа", Ираклием же верным христолюбивым царем, "Аникит" нарицаемый всеми верными христоименитыми" [15].
В приведенном источнике указывается на множественность созданных императором Крестов, их большие размеры и материалы (медь, золото). Драгоценные камни-"звезды" украшали по крайней мере один из Крестов Константина. Это подтверждает рассказ "Летописца" о чуде от Животворящего Креста Господня, нарицаемого Аникит: "Глаголет бо ся от многих, якоже слышахом о сем честнем Кресте, яко се ангел Господень позде в нощи трижды летом яко блистанием молнииным светом с небесе сходя, звездами явлением месяца маиа в 7 в честное и святое его верных святительна небо воздвижением месяца септембрия в 14, и святаго светлаго поста Христа Бога нашего на поклонение в преполовение поста. В тыи три честнаго Креста Христова и святаго Аникита обходя, и кадя, и гласом сладким, тонким клепанием, окрест того клепля" [Щедрина; 15]. По всей видимости, выносной Крест из дворцовой церкви содержал часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенного царицей Еленой. Известно, что правители христианских государств стремились получить "Крест Константина", в том числе, и как залог небесной помощи в ратных делах. В XII в. большой патриарший Крест, сделанный из чистого золота и имевший в середине частицу Животворящего Древа, был как военный трофей захвачен болгарским царем Иваном I Асенем (впрочем, через несколько десятилетий его удалось вернуть).
Одна из чтимых копий "Креста Константина" появилась в XVII в. и на Руси – это святыня, присланная из Ватопеда в 1655 г. царю Алексею Михайловичу (и, к сожалению, утраченная): "Животворящий Крест Господень, положение благочестивого царя Феодосия, которой Крест сделал благочестивый царь Константин с того образа, каков ему Крест Христов явился на небеси о победе на нечестиваго царя Максентия". Это, видимо, был не выносной крест, а небольшой, средник-ставротека (ковчежец с частицей Древа) от другого ватопедского Креста, который позднее описал Н.П.Кондаков: "Крест Константина не представляет древнего памятника. Возможно, что современный Крест заступает место исчезнувшей древности, относившейся, быть может, ко временам Константина, хотя не Великого, но Багрянородного. Современный Крест шестиконечный, спереди обит бархатом и серебряными бляхами, по концам рукавов укреплены круглые бляхи с изображениями евангелистов и Архангелов, наведенными финифтью XVII в. Вышина Креста 1,5 метра" [13].
На Русской земле вскоре после привоза ватопедского "Креста Константина" был изготовлен Крест-реликварий для строящегося по замыслу Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича Кийского Крестного монастыря (Патриарх Никон называл его Ставрос) на Белом море. В молодости Никон спасся на острове от гибели во время шторма и дал обет построить храм в память о своем избавлении [16]. Ныне Кийский Крест находится в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. Крест большой, в меру Креста Христова, и содержал в перекрестии частицу Животворящего Древа в ковчеге, а также более трехсот частиц святых мощей и камни из святых мест Палестины. Патриарх Никон в грамоте об устроении монастыря на острове Кий указывал: "В воспоминание же тричисленныя честнаго Креста победы великий царь Константин возгради в своей державе монастырь во имя давшего ему на враги победу честнаго и Животворящаго Креста Господня, и именова его Ставрос, еже есть Крест, иже и доныне во святей Афонстей горе силою Распятаго стоит неврежден" [25].
Следует упомянуть, что, кроме ватопедского, на Афоне есть и другие Кресты, восходящие к древнему прототипу. Самый известный находится в Лавре святого Афанасия. Он серебряный, богато украшен драгоценными камнями. По форме на него очень похож новгородский (относящийся также к XI в.), описанный А.П.Смирновым [21].
Преподобный Феодор Студит говорил: "Крест из всех сокровищ есть сокровище многоценнейшее… Лучи и блеск Креста – сияние светлее солнца" [23]. Как видим это не только метафора, но и своего рода иконографическая программа, в соответствии с которой и изготовляли по образцу "Константинова Креста" чтимые копии.
В XVI-XVII вв. на Руси появились церкви (немногочисленные), посвященные празднику Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. Одна из них как раз и была освящена в 1661 г. Патриархом Никоном в Кийском монастыре. Она устроена над "ископанном молитвами и трудами самого Патриарха" колодцем, который долгое время был для монастырской братии единственным источником пресной воды на маленьком острове в устье Онежской губы Белого моря. На каменном резном Кресте, находящемся с внешней стороны алтарной апсиды храма, сохранилась надпись: "Ставропигий освящен во имя святого Его Происхождения во освящение и Целебного дара приснотекущих вод сих в честней обители Святого и Животворящего Креста Господня во царство Благочестивейшего великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, по благословению Пресвятейшего Великого Господина Никона Патриарха в лето 7168, по Воплощению Слова Божия 1660 г. августа в 1 день" [1; 16].
Другой известный русский выносной реликварный Крест – запрестольный корсунский из Успенского собора Московского Кремля – также был сделан по типу Константинова Креста и украшен рельефными звездами с драгоценными инкрустациями. Поскольку в Успенском соборе находились и те образы Спасителя и Пресвятой Богородицы (всем известная Владимирская), которые были прославлены знамением при князе Андрее Боголюбском, видим, что все святыни "Первого Спаса" пребывали в главном храме Древней Руси.
Чтимые Кресты, и находящиеся в Константинополе, и разошедшиеся по всему христианскому Востоку, имели частицы Животворящего Древа. Кирилл Иерусалимский (+386) в Огласительных поучениях отмечает: "Древо Крестное по частям роздано уже по всей вселенной". В императорской сокровищнице хранилась особая ставротека (сейчас она известна как Лимургская), где находилось много частиц Креста Христова; видимо, из нее и брались те частицы Древа, которые вкладывались в чтимые копии Константинова Креста. Изготовлена она была при императоре Константине Багрянородном; на ней сохранились надписи, упоминающие имя императора Константина и его сына Романа. На лицевой крышке представлены исполненные в технике перегородчатой эмали фигуры Спасителя, Богоматери, Архангелов и Иоанна Предтечи (это одна из первых композиций Деисуса, выполненная в этой технике). Лицевая крышка ставротеки украшена розетками с драгоценными камнями, кабошонами, жемчужинами, филигранью; по краю тянется изящно выполненная надпись. Под выдвижной крышкой, вокруг крестообразного углубления, предназначенного для частиц Креста, расположены выполненные в технике перегородчатой эмали фигурки Архангелов и Ангелов в рост, Херувимы и Серафимы; на оборотной стороне ставротеки – шестиконечный процветший Крест на ступенях; на его концах – умеренно орнаментированные кружки и "слезки" [3]. Крест по форме похож на упомянутый выше новгородский, то есть восходит в древнему прототипу – Константинову Кресту. Ставротека из Большого императорского дворца пропала в 1204 г., при разграблении Константинополя участниками четвертого крестового похода, и в конце концов оказалась в немецком городе Лимбурге-на-Лане [17].
Не следует забывать, как относился христианский мир к Животворящему Древу Креста Господня. Со времен императора Юстиниана Крест Господень был не просто христианской святыней – он был неотъемлемым символом самой Византийской империи. Возможность предоставления частиц Животворящего Древа в качестве даров на протяжении столетий создавало образ Византии как оплота христианской государственности, а императора – как полноправного и единственно законного распорядителя этой величайшей святыней. В Константинополе было сосредоточено огромное количество святынь, но главной из них всегда считался именно Крест Христов. Разграбление Константинополя ровно восемь столетий назад крестоносцами нанесло непоправимый урон: не только рассеялись по всей Европе христианские реликвии, было разрушено представление об императоре Второго Рима как о главном хранителе святынь, связанных со Страстями Христовыми и Искуплением.
Честной Крест, обретенный равноапостольной Еленой, являлся в глазах христианской Европы подтверждением богоизбранности и законности власти византийских императоров. Хранение честного Креста усиливало авторитет императорской династии в обществе, а получение в дар частиц честного Креста из рук императоров и членов императорской семьи являлось гарантией подлинности святыни. Частицы честного Креста рассылались в страны христианского мира именно из Константинополя, а не из Иерусалима, где первоначально находился честной Крест. После падения Константинополя в 1204 г. та тесная ассоциативная связь, которая усматривалась между византийским императором и Животворящим Древом Креста, была прервана, и в последующие десятилетия на обладание честным Крестом покушались многие правители христианского мира. Попытки приобрести, захватить или украсть частицы Животворящего Древа делались неоднократно [12]. Подлинность святынь, полученных из Константинополя до 1204 г., была неоспоримой; внешне это выражалось в том, что Кресты, заключавшие в себя частицы Животворящего Древа, намеренно делались похожими на прототип – Крест Константина.
В чине Воздвижения Креста, совершавшегося в Константинополе, Патриарх воздвизал именно такой Крест, описанной выше формы, "Крест Константина" с частицей Животворящего Древа. На иконах праздника Воздвижения изображают Патриарха Макария в святительских одеждах, поднимающего над головой воздвизальный запрестольный Крест; святителю помогают два диакона. Действие происходит на фоне одноглавого собора (Софии Константинопольской); на некоторых иконах бывают изображены столп со статуей Юстиниана (появившийся, конечно, значительно позднее, чем был обретен Крест) и императорский дворец, перед которым стоят равноапостольные Константин и Елена в коронах. Часто изображают и лестницу, ведущую из притвора храма на верхнюю галерею – "геникон". Эту лестницу упоминают русские паломники, бывавшие в Константинополе. Стефан Новгородец, побывавший в Царьграде в 1350 г., пишет: "Идохом к святой Софии, и видехом: ту стоит столп чуден вельми, толстотою, и высотою, и красотою, издалеча смотря видети его, и на верху его сидит Юстиниан Великий на коне, вельми чуден, аки жив, в доспесе одеян срацынском, грозно видети его, а в руце держит яблоко злато велико, а на яблоце крест, а правую руку от себя простре буйно на полдни, на Срацынскую землю, к Иерусалиму. А от столпа Юстиниана внити в двери святой Софии" [2]. Столп Юстиниана – деталь, безусловно указывающая на место действия – Константинополь [4].
Древняя иконография, как правило, воспроизводит именно константинопольский обряд, а не само событие воздвижения Креста в Иерусалиме Патриархом Макарием [19]. Как мы видели, различные источники дают достаточную ясную картину того, каким был "происходящий", износимый 1 августа из императорской сокровищницы Крест, и каким образом совершалось поклонение этой святыне. Иконы, изображающие празднование Происхождения Честных древ Креста Господня известны с XVI в. Обратимся к Иконописному подлиннику, который дает самое подробное описании этой достаточно редкой иконографии:
"Месяца августа 1 дня, Происхождение честного и Животворящего Креста Господня, и празднуем Всемилостивому Спасу. На облаке Спаситель мира на обе стороны благословляет, на правой стороне Спаса стоит Пречистая Богородица, а за нею Василий Великий, а на левой стороне Спаса стоит Иоанн Предтеча, а за ним Иоанн Златоуст. Гора вохряная высокая, и Царьград изображен чудно, река течет, а на берегу реки купель четвероугольная. Святитель наклонившись погружает крест в купели, подобием он стар и сед, аки Власий, за ним стоят два святителя, оба стары аки Григорий Богослов, и за ними стоят старцы, попы и диаконы; а повыше немного попов стоит царь, подобием сед, брада аки Власиева, мало покороче, ризы на нем и на главе венец царский; подле его стоит царица, подобием аки Елена царица, а за ними стоят князи, бояре и воины; на другой стране стоит игумен в ризах, подобием стар аки Иоанн Милостивый, на главе клобук, в руках Евангелие; а подле его стоит поп, подобием средовек, власы рус, в руках держит крест велик златой, и подле его стоят священники, держат иконы Спаса и Богородицы; а подле их и за ними стоят старцы, попы и диаконы, у диаконов в руках кадилы; а за ними стоят народы: мужи, жены и младенцы разными подобии, стары и млады. От купели же протекла вода рекою узка, на сторону покривилась; а на берегу реки сидят и лежат и стоят люди, иные друг друга держат, а иные ползают, а иных на телегах волокут, иных несут, а все то больные, иные же черпают святую воду и пиют, а иные в реке купаются" [11].
Паче солнечныя зари, – воспевает Святая Церковь, – Крест Божественный предсияет ясно в концех (стихира на Господи, воззвах). В своем крестном пути Русская земля миновала время утрат своих святынь; сегодня эти святыни возвращаются в нашу жизнь. А вспоминая, как отмечали на Руси праздники в честь Животворящего Креста Господня, понимаешь, что именно нам даровал Господь спасительное сие Древо, оружие мира, непобедимую победу.
Источники и литература:
1. Абрамовский В.Н. Две заметки по поводу исторических крестов// Ставрографический сборник. Кн. 1. М., 2001.
2. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. М., 1963.
3. Банк А.В. Опыт классификации византийских серебряных изделий X-XII вв.// Византийский временник. Т. 32. М., 1971.
4. Белоброва О.А. Статуя Византийского императора Юстиниана в древнерусских письменных источниках и иконографии. Византийский временник. Т. 17. М.-Л., 1960.
5. Георгиевский Г.П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1995.
6. Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899.
7. Дебольский Г.С., прот. Дни богослужения Православной кафолической Церкви. СПб., 1901.
8. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1. Киев, 1895.
9. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.
10. Евсеева Л.М. Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе// Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.
11. Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века. Под ред. Филимонова Г.Д. М., 1876.
12. Истмонд Э. Византийское самосознание и реликвии Честного Креста в тринадцатом веке// Восточнохристианские реликвии. М., 2003.
13. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. М., 2004.
14. Леонид [Кавелин] архим. Обозрение цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русским паломникам// Чтения в обществе истории и древностей Российских за 1870 г. Кн. IV. М., 1871.
15. Летописец Эллинский и Римский. Т. 1. Текст. СПб., 1999.
16. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российский империи и на Афоне. СПб., 1910.
17. Райс Д.Т. Искусство Византии. М., 2002.
18. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2002.
19. Семоглу А. Честной Крест и глава Иоанна Крестителя. Темы обретения и почитания реликвий в византийском искусстве// Восточнохристианские реликвии. М., 2003.
20. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 1-3. Владимир, 1901.
21. Смирнов А.П. Выносной чеканный крест греческой работы X-XII вв.// Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
22. Успенский Ф., Беглери Г. Храм святых апостолов и другие памятники Константинополя по описанию Константина Родия. Одесса, 1896.
23. Феодор Студит, преп. Малое оглашение. Слова. М., 2002.
24. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902.
25. Щедрина К.А. "Крест императора Константина Великого" (К вопросу иконографии)// Ставрографический сборник. Кн. 2. М., 2003.
Фото: www.obraz.org
Материал с сайта:www.mepar.ru
Начало статьи
Крест Христов - радость и сила христиан Автор: Протоиерей Борис Балашов На месте горы Голгофы были насыпаны сотни тонн грунта. Враги Христа приложили все усилия, чтобы стереть даже память о Нем с лица земли. Не осталось и следов холма, на котором стояли три креста. На этом месте был построен храм языческой богини Венеры.
После больших трудов были обнаружены три креста. Рядом с ними лежала табличка, написанная Пилатом: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский".
Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Иерусалимский патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника.
Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. История праздника Источник: www.patriarchia.ru Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. История праздника.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|