Автор: Наталия Гусева
Гремит разгульно веселая Масленица, а в душе православной поселилась тоска... Тоска, доставшаяся нам от нашего общего предка Адама. Тоска по Раю, тоска по Отцу, оскорбленному нами и отвергнутому нами во имя призрачного обещания из уст лукавого: "Будете как боги...". Притягательность призрачной мечты "испробовать всё", боязнь попросить прощения за свой проступок у Того, Кто дал тебе саму жизнь, - и вот мы у райских врат сидим и рыдаем. И нет нам пути назад кроме как пути Крестной Жертвы Того, Кого мы сейчас предали, от Кого мы сейчас отдалились...
Наталия Гусева
Из года в год наступает это трудное, грустное, но благодатное время Великого поста. Время, когда надо - в который уж раз - попытаться научиться быть достойными той Любви, благодаря которой и создано наше человечество. В который уж раз одним и тем же путем - в преторию, к Голгофе, к Кресту - надлежит нам пройти в поисках нашей потерянной, погребенной под мусорными свалками грехов, души.
И первый шаг на этом пути - Прощеное воскресенье. Вроде как и не пост еще, а преддверие его. Но именно с этого шага начинается трудный путь к Воскресению Христову. И шаг этот - прощение. Ибо именно этого шага не хватило нашему предку Адаму, чтобы не быть изгнанным из Рая. Именно этого шага не хватает и нам, его потомкам, чтобы стать ближе к Богу. Кажется, как мал он, этот шаг, как коротко это слово "прости", но как же неповоротлив становится наш язык, когда надо произнести его! Как же встает на дыбы все наше греховное естество, чтобы только не пустить это светлое покаянное слово в глубины наших грязных душ! Ведь пока там, в душе, темно, вроде как и грязи не видно. Но одно это слово, как тонкий яркий луч, взрезает пыльную тьму, и мы видим, как много еще залежей тех проступков, мыслей и пакостных чувств, за которые надо вновь и вновь просить прощения - сначала перед людьми, а потом и перед Богом. И так много этих залежей, что и руки-то опускаются, и отчаяние подбирается к горлу, норовя выплеснуться воплем: "Нет мне прощения!"
И тут вот заботливые руки Божьи подхватывают тебя и поднимают из глубин отчаяния, не давая захлебнуться и утонуть в этой бездне. Ты видишь тех людей, с которыми из года в год стоишь на службах в храме, с которыми идешь на служение плечом к плечу - священников, дьяконов, алтарников. И как будто слышишь искренний вздох их души: "Прости меня Христа ради!" - и земной поклон. И, словно подхваченный этой благодатной волной всеобщего покаяния, весь мусор твоей души выносится прочь водоворотом этих чистых слов, этих светлых и искренних слез. И ты уже глотаешь эти слова, это покаянное чувство, как будто разлитое в воздухе, и не можешь насытиться им, не можешь надышаться. И рвутся, рвутся изнутри слова, нет, не слова - мольба о прощении. И те, на кого еще утром смотрел искоса, кто в течение года, казалось, был для тебя злейшим врагом, вдруг становятся близкими, такими же немощными как и ты сам, такими же потерянными, просящими и молящими у дверей Рая: "Прости!"
И как же хочется донести это чувство до дома, до работы, до каждого встреченного тобою на жизненном пути человека, к которому не так отнесся, не додал, не долюбил, не дожалел. И вдруг понимаешь, что это наше слабое, немощное, человеческое "прости!" есть всего лишь слабый отзвук, отблеск, "солнечный зайчик" того великого прощения, которое было даровано нам из распахнутых на Кресте рук Спасителя! И это наше первое в Великом посте "прости" так важно пронести через все недели, отделяющие нас от того часа, когда мы сможем прижаться губами к освященному Кровью Христовой подножию Креста, когда мы прохрипим сквозь слезы и боль наше "прости" Тому, Кто ради нас прошел страшным скорбным путем отверженности, и когда великое прощение наполнит наши сердца пасхальным приветствием: "Христос Воскресе!"
Наталья Гусева,
старшая сестра Православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-й городской больнице
Фото: Сергей Вдовин
О прощении и Прощеном воскресенье Автор: Ирина Филиппова Для чего Церковь установила перед Великим постом чин Прощения?
Что значит: по-настоящему простить человека? Почему необходимо прощение?
Все ли можно и должно прощать?
Беседа со священником Михаилом Хайрутдиновым, клириком Скорбященского храма г. Клина
О Прощеном воскресенье Автор: Игумен Тихон (Полянский) Обычай взаимно просить прощение в последнее воскресенье перед началом Великого поста восходит к традиции древних монастырей православного Востока, который подробно описывается в "Житии Марии Египетской". В воскресенье перед началом первой седмицы поста в монастыре каждому преподавалось Причастие. После перерыва на небогатую трапезу все вновь собирались в храме и творили долгую коленопреклоненную молитву. Затем старцы кланялись друг другу и подходили с поклоном к игумену, прося его благословения на предстоящий подвиг. По окончании этого обряда, во время которого каждый просил у другого прощения, отворялись монастырские ворота, и монахи выходили в пустыню, чтобы там подвизаться в уединенных молитвах и вернуться в Вербное воскресенье. Некоторым из них было суждено встречать Пасху уже в селениях небесных. Поэтому испрошенное прощение было одновременно и прощанием
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|