Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, 1 Кор. 9, 2-12
Апостол Павел. Миниатюра, 1125-1150 годы. Византия
Дорогие братья и сестры, давайте обратимся к сегодняшнему отрывку из Послания к Коринфянам, в котором апостол Павел называет Коринфян и всех учеников своим свидетельством: печать моего апостольства – вы в Господе (1 Кор. 9, 2). Эти очень высокие слова, безусловно, относятся не только к членам коринфской общины, но и в целом, ко всем людям, которые пошли за проповедью Христовой, а значит, и к нам. Следовательно, и сегодняшнее повествование имеет к нам прямое отношение, и те выводы, которые мы сделаем, должны быть применимы к нашей реальной жизни.
Поводом для такого обращения апостола к пастве послужила распространенная тогда практика ублажать слух аудитории красивыми речами: странствующие философы-риторы неплохо на этом зарабатывали, это был способ их пропитания. Если в целом брать культурно образованных людей побережья Средиземного моря, особенно там, где оно соприкасается с Балканским или Малоазийским полуостровом, в портовых городах, таких как Коринф, это было привычным явлением. Понятно, что у того или иного высокорейтингового оратора появлялась аудитория «фанатов», благодаря которой он мог жить безбедно.
Вот эта практика, с которой столкнулся апостол Павел, и была ошибкой Коринфян. Поэтому, обращаясь к ним, апостол говорит: Вот мое защищение против осуждающих меня… Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1 Кор. 9, 3; 11) Очень легко превратить живую связь с Живым Богом в привычный для нас «супермаркет». Простой пример из опыта проведения огласительных бесед: «Какие огласительные беседы? Мы вам заплатили – окрестите нам ребенка!» И это самый легкий пример, чего многие люди ждут от Церкви.
Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову (Кор. 9, 12), – продолжает апостол Павел. Можно создать удобную Церковь, по принципу «Ты – мне, я – тебе»: «Господи, вот мой пост, вот мои молитвы, моя жертва, вот моя толстая свеча, дай мне тот результат, которого я от тебя жду!» Если отойти от этой совершенно ошибочной модели поведения, оказывается можно благовествовать и можно ставить препоны этому благовестию. И этой заслонкой для установления живой связи между Богом и человеком может послужить чья-то неправильная проповедь.
Апостол Павел говорит доступным языком: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1 Кор. 9, 7) Казалось бы, логично, что апостол Павел, как основатель этой общины, имеет право собирать пожертвования и пользоваться своей властью. Однако он говорит, что все это может стать препятствием благовестию Христову.
Ибо свобода начинается там, где есть церковная кружка для пожертвований, и человек сам решает, сколько туда опустить! Свобода во взаимоотношениях с Богом начинается тогда, когда человек переболел Евангелием и сам захотел жить этой интересной христианской жизнью, он сам, а не просто «по традиции», потому что «так модно» или следуя иным мотивациям. Потребительское отношение к вечности может стать серьезным препятствием к благовестию Христову, и чтобы этого не произошло у коринфян, апостол Павел предупреждает: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову (1 Кор. 9, 11–12).
Этот подход дает безграничные возможности внутренней свободы, а там, где проявляется интерес в пространстве моей личной свободы, моего личного выбора и личной заинтересованности во Христе, там начинается что-то настоящее. Там начинается жизнь без каких-то внешних обстоятельств, серьезное понимание, что вечность – она здесь – начинается со Христом и раскрывается в полноте после моей смерти. И все то, что перечислил апостол Павел, что может помешать благовестию Христову, нужно оценивать применительно к себе самому, ибо, как и апостол Павел, я тоже являюсь тем «проводником», посланным от Христа, чтобы благовествовать миру, а уж как это получится, зависит от моего желания и сил, и от помощи Божией. Аминь.
«Мы безумны Христа ради...»
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|