Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, 1 Кор. 4, 9-16
Дорогие братья и сестры! Думаю, все успели удивиться обращению апостола Павла к коринфянам, которое мы слышали за Божественной литургией. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии (1 Кор. 4, 10).
Где те православные коринфяне, которые являют идеал жизни во Христе? В современной Турции с трудом найдешь христианскую святыню… И где апостол Павел! Он – великий православный святой, первоверховный апостол, просветитель язычников.
Удивляет нас странность этого обращения апостола к раннехристианской общине коринфян. Чтобы понять, откуда происходит эта странность, или же это все-таки горькая ирония, обратим внимание на первый стих сегодняшнего отрывка: нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор. 4, 9).
Здесь нужно пояснить два слова – посланники и позорище, которые имеют отношение к нам. Слово «позорище» переводчики XIX века, к сожалению, так и не перевели корректно, поэтому приходится пояснять, что оно происходит от слова «зрение». «Позор» означает то, что выставлено на обозрение. Последний посланник, если следовать греческому переводу – тот самый смертник, который идет на гладиаторский бой.
Коринфский театр, где происходили эти битвы, вмешал около восемнадцати тысяч зрителей, примерно, как небольшой футбольный стадион. Зрители размещались на скамьях, расположенных вокруг арены снизу вверх. В начале «представления» выходили гладиаторы с оружием (обычно это военнопленные рабы), а последние посланники – те, кто сражались в финале, без оружия, против более сильных маститых противников или диких зверей. Им предстояла смертельная схватка, в которой они погибнут.
Исходя из этого, становятся понятными слова апостола Павла. Сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков – т.е. вся Вселенная взирает на посланников Божиих, которые находятся на всеобщем обозрении. Это не значит, что мы непременно должны идти с миссионерской проповедью на радио и телевидение, но модель поведения православного человека в обществе всегда заметна, и как правило, это статус «белой вороны». Поэтому апостол Павел, намекая на то, что своим поведением нужно нести проповедь, включает горькую иронию, что коринфяне, еще недавно язычники, сомневающиеся и неофиты, очень легко успокоились на достигнутом, приняв благодать в Таинстве Святого Крещения. Ведь Православие – не материалистическая религия, где можно 70 лет прожить в достатке, сытости и благополучии – «в шоколаде», если говорить на современном сленге. Это именно бой, где на обозрение нужно представить образ своей жизни. И, если не взирать на Крест Христов, то даже Нагорную проповедь легко можно облечь в удобную религиозную форму, где человеку будет вполне комфортно, как говорится: «И Богу – свечка, и черту – кочерга».
Но если взирать на Крест Христов, который пронизывает всю жизнь человека, это очень сложный путь борьбы с самим собой, чтобы явить миру проповедь Христа своим словом, делом и поведением, даже если оно не всегда заметно. Поэтому апостол Павел и говорит: мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор. 10-13).
Очень хочется иногда стряхнуть пыль с одежды, но не получается, она снова садится или убрать сор, который летит в глаза, но сложно, потому что он есть. В этом и состоит модель поведения христианина, когда некое вмешательство в привычную убаюканную жизнь заставляет человека промыть глаза и встряхнуть запыленную одежду, чтобы проснуться и обратить свой взор ко Христу, и пойти за Ним в жизнь Вечную. Аминь.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|