Автор: Наталья Маценова
При первом посещении Вифлеема самым удивительным для русского православного паломника является осознание того, насколько не совпадает картина евангельских событий Рождества, созданная в его воображении (местность, природа, пейзаж), с тем, что он видит перед собой.
Конечно, в нашем сознании святая ночь Рождества – это заснеженное поле, пастухи в теплой одежде, греющиеся у костра… Когда первый раз мы приехали в Израиль на Святках, на улице было около 20-ти градусов тепла. Но давайте по порядку.
Вифлеем – маленький город в восьми километрах к югу от Иерусалима, а от Назарета Галилейского – на расстоянии более трех дней пути. Он расположен на гористой возвышенности, на высоте 800 м над уровнем моря. Праотец Иаков, пасший здесь свои стада, назвал это место «домом хлеба» (Вифлеемом), провидя духом и предвозвещая, что в этом месте должен родиться Хлеб... сшедший с небес (Ин. 6, 51) – Господь наш Иисус Христос.
Древний Вифлеем в библейские времена был, как бы мы сказали по-русски, захолустным провинциальным городком, даже не упомянутым в общих списках городов Иудиных. Его населяли земледельцы и пастухи. Сейчас Вифлеем относится к Палестинской автономии, его население – всего 20 тысяч человек. Проживают там в основном арабы. Именно поэтому современное православное богослужение в храме Рождества Христова ведется всегда на двух языках – греческом и арабском.
В IV веке над пещерой, где родился Господь, святая равноапостольная царица Елена построила храм Рождества. В VI веке его перестроил император Юстиниан. В отличие от многих других, храм Рождества не был разрушен во время персидского нашествия 614 года. Считается, что «спасли» храм от разрушения изображения волхвов, находившиеся над входом. По раннехристианскому преданию волхвы были персами, так их и изобразил художник. Поэтому, когда через 600 лет персы увидели своих предков, поклоняющихся этому святому месту, они решили, что им не подобает его разрушать.
Внешний вид храма начал меняться в VII веке, после завоевания города арабами-мусульманами. Христиане постепенно перестроили храм в крепость. Современный паломник видит это уже при входе в базилику: вместо высокого позднеантичного входа и более поздней заложенной камнями маленькой арки он должен, нагнувшись, войти в низкую дверь, называемую «вратами смирения». Это сделано и для защиты от мусульман, норовивших въехать в храм на ослах и лошадях. Таким образом, попасть в храм Рождества можно, только склонившись перед святостью этого великого места.
Войдя в базилику, мы видим перед собой грандиозную колоннаду – 44 колонны из розового песчаника времен императора Юстиниана. Одна из колонн с отверстиями в форме креста, из которых, по легенде, вылетел рой пчел и выгнал из храма сарацин, разоряющих его. Особенно отрадно русскому паломнику узнать, что паникадила подарены русскими императорами Александром III и Николаем I. Колокола тоже привезены из России.
Сейчас, в наше время, здание храма разделено между тремя конфессиями: православными греками, католиками-францисканцами и армянами. Главная святыня храма – Пещера Рождества (Святой Вертеп) – длинная и узкая (12,3 на 3,1 метра), без естественного освещения. В пещере висят 53 лампады, принесенные в дар от разных христианских народов. Место Рождества под православным престолом обозначено серебряной четырнадцатиконечной звездой с надписью на латыни: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Направо от звезды – ясли Спасителя с католическим престолом поклонения волхвов.
Конечно же, большое счастье – увидеть все это собственными глазами и самому прикоснуться к этой святыне. Литургия в пещере Рождества даже при большом стечении народа отличается особенным благоговейным спокойствием и тишиной. Почему-то умиляют, а не раздражают русского православного паломника многочисленные группы туристов, которые «прибегают» сюда приложиться к «звездочке» (так называют это место экскурсоводы). Наверное, у многих людей здесь начинается их путь ко Христу: для кого-то длинный, как у ученых волхвов, для кого-то короткий, как у простодушных и чистых сердцем пастухов.
Наталья Маценова
Фото: Владимир Шелгунов
Пойдемте вместе в Вифлеем! Автор: Ирина Филиппова Есть в Святой Земле небольшой городок, о котором еще за 8 веков до Рождества Христова пророк Михей сказал: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мих. 5, 2).
Именно Вифлеем стал городом, где суждено было родиться Спасителю мира. Как дорог этот город каждому верующему! Но не каждый человек может посетить Святые места. Поэтому в дни Рождества Христова можно мыслями перенестись в Вифлеем.
Поклонимся рожденному Христу Автор: Протоиерей Борис Балашов Евангелист Лука подробно говорит об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло. Событие Рождества он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи по повелению Кесаря Августа, то есть римского императора Октавиана. Люди должны были приходить на перепись в те места, откуда они родом, а потом снова возвращались домой. Иосиф и Дева Мария принадлежали к роду царя Давида и, таким образом, являлись друг другу родственниками. Царь Давид был родом из Вифлеема, поэтому туда и отправились Иосиф и Мария.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|