Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Осмысление смерти и погребальных обрядов в первые века христианства. Часть 3
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 23.11.2024, 05:32 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Осмысление смерти и погребальных обрядов в первые века христианства. Часть 3

Автор: Иеромонах Николай (Летуновский)

6. Катакомбы

В древности существовало два типа могил:

1) в верхнем слое земли (собственно могилы);

2) в глубоких подземельях (катакомбы; там, где почва была рыхлой или по каким-либо другим причинам, кладбища переносились на поверхность земли вокруг базилики).

Все первые в Риме христиане умирали и были погребены в земле. Поименная известность этих усопших начинается со святых апостолов Петра и Павла, замученных Нероном в 66 году по Р. Х. Ими начинается история древнейших - римских - катакомб, хотя существовали и другие и до сих пор археологи находят катакомбы, разбросанные по всему Востоку. Они существовали в Антиохи, на острове Кипр, в Александрии, Неаполе, в городах Сицилии (Мессине и Сиракузах), на острове Мальта, в Тоскане, Испании (Эльвира, Сарагос, Севилья), в Галлии (Агон, Кёльн, Трир). Римские катакомбы наиболее исследованы, описаны и известны.

Осмысление смерти и погребальных обрядов в первые века христианства

Катакомба - с греч. углубление. Это глубокое место, вырытое в земле. Само это понятие вошло в употребление у христиан лишь в Средние века. По другому преданию, тела апостолов Петра и Павла были погребены близ урочища Catacumbae или ad Catacumbas. Позднее это название стало нарицательным.

Обычай устраивать подземелья для покойников евреями был перенят вероятно от египтян, а от евреев перешел к христианам. Известны подземные кладбища евреев в окрестностях Рима, а также в Крыму (в Чуфут-Кале).

"В первые времена христианства похоронные места у них назывались криптами, то есть скровами под землей (в мартирологах и в актах мучеников), ареями, areae, то есть участочками поля в столько-то шагов в длину и ширину, отведенных владельцем то для сушения снопов и сена, то для погребения его самого и семейства его, мартириями, то есть местами мучеников, и наконец, чаще всего - кимитириями, то есть усыпальницами, от греческого слова - "сплю". Христианский писатель Тертуллиан ареями называл христианские усыпальницы23; в ареях Макробия Кандида, прокуратора, положено было тело св. мученика Киприана24. Такое название кладбищ усвоено было первобытными христианами в Римской империи, потому что оно ранее христианства употреблялось в разговорах и межевых описях и потому что напоминало видение пророка Иезекииля о сухих костях, оживленных Богом (Иез. 37:1-10), и, следовательно, о воскресении тел. Что касается названия кимитирион, то есть усыпальница, то и оно полюбилось, потому что смерть христиане называли сном, привыкли к такому названию по исконному преданию, так как оно употреблялось еще до христианства25. Место для одного усопшего называлось locus, для двух - locus bisomus, для трех и четырех - trisomus, quadrisomus. Гробокопателей называли fossores, погребение же - depositio, погребальную комнату - cubiculum, а в ней место для тела в виде полулунного углубления - arcosolium26, в виде же прямоугольной впадины - sepulcrum a mensa27.

В одних кубикулах, или погребальных комнатах, устраивались церквицы для богомоления, а в других - только ложи для семейных тел; однако и в этих, по всей вероятности, совершались богослужебные поминовения. Посему каждый кубикул был достаточно просторен для помещения семейства и родни его. В катакомбах встречаются рядом две, три и даже четыре такие комнаты с отдушинами в сводах для пропуска света и воздуха. Стало быть, тут совершалось богослужение для многих христиан, которые помещались даже в смежных коридорах, где и причащаемы были Святых Таин священниками и диаконами.

В аркосолиуме помещалось тело святого мученика, а тут в день памяти его совершалось богослужение на плите, покрывшей останки его 28" 29.

Теперь более подробно разберем части катакомб. Во-первых, loculi, то есть так называемые углубленные ниши для усопших, которые закладывались мраморной плитой или двумя-тремя глиняными (tabula), которые замазывались в свою очередь известью. Здесь же иногда замуровывались небольшие склянки с кровью мученика (ampulae). На плитах, закрывавших эти углубления, обычно помещались надписи (titulus) и нередко различные эмблемы (голубь, рыба, якорь, корабль, пальма и так далее). Этот обычай взят из иудейских подземных усыпальниц, которые также были расписаны символами и эмблемами Ветхого Завета. Иногда эти loculi располагались не вдоль галереи, а в глубине стены (до 20 рядов). Вверху в этом случае хоронили младенцев. Если в одной нише было несколько тел (до 9 и более), то они назывались соответственно - bysomus (с двумя телами), trisomus, quatrisomus, polyandre. Эти стены напоминали собой кирпичную стену, которая опускалась все ниже и ниже.

Комнаты - cubicula - являлись фамильными склепами различных размеров и форм. Они были и четырехугольными, и круглыми, и треугольными, и восьмигранными залами. Внутри ниши с украшениями (arcosolium), который походил на киот или иконостас, находился гроб мученика, а вокруг него - гробницы, или loculi, членов фамилии или семьи. Впоследствии этот обычай был перенесен на кладбища, где стремились похоронить усопших вокруг храма или святых останков. Папа Дамас говорил о сомнительном благочестии подобного обычая, говоря от своего лица, что "timui sanctos vexare piorum", то есть "боюсь оскорбить священный прах угодников"30. Иногда те родственники, которые не помещались непосредственно в кубикуле, занимали места в близлежащих стенах коридора. Именно здесь первые христиане собирались на богослужения в годовщину памяти мучеников.

Crypta похожа на церковь (в то время как кубикула - на часовню). Здесь существовало уже несколько комнат: отдельно для клира, для жен или для оглашенных. Здесь висели лампы и стояли светильники. Нередко ставился каменный престол. В некоторых криптах было солнечное освещение (это так называемые luminare cryptae), которое достигалось засчет длинной и достаточно широкой трубы, выведенной через свод крипты наверх.

Иногда, в случае нужды, в годы гонений, именно через эти колодцы спускались тела мучеников.

О распространении катакомб дает представление начало статьи в Словаре Брокгауза и Ефрона: "Катакомбы (catacumbae) - подземные ходы и пещеры, расположенные неправильной сетью и встречающиеся в окрестностях Рима, в Неаполе, в Сиракузах, на острове Мальта и в других местах. Особенно обширны катакомбы в Риме, где ими изрыты древние пригороды близ всех консульских дорог и где все протяжение их таково, что, если бы вытянуть их в одну прямую линию, то получилась бы длина всего итальянского полуострова"31.

Катакомбы представляли из себя подземелья, глубоко выкопанные и расположенные в виде длинных и узких коридоров древними римскими христианами для погребения мертвых тел, для совершения богослужения и для того, чтобы скрываться во время гонений. Все-такие подземелья находятся вне Рима, одни ближе к нему, другие дальше, потому что законом дозволялось погребать внутри сего города только императоров и весталок, а прочие жители должны были, по закону же, хоронить мертвецов своих за городом на участках земли общественных или частных, принадлежащих семействам как собственность.

"С I века христианского по IV одни из них назывались именами святых, которые были погребены в них и даже сами заживо устроили их, или позволяли папам устраивать их на своих поземельных участках: таковы подземелья св. Агнессы, св. Прискиллы, св. Нерея и Ахиллея, св. Панкратия, св. Ермеса. Другие катакомбы носили названия местностей, подле которых были выкопаны: ad Nymphas, ad Ursum pileatum, inter duas lauros, ad Sextum Philippi и пр. А большей части их были приданы имена или владельцев тех поземельных участков, в которых они были устроены, или устроителей их и распространителей, потому что в те времена, когда христианская Церковь не была признана законной от государственной власти, она могла приобретать погребальные вертепы только под именем какого-либо частного гражданина римского: таковы катакомбы Претекстата, Апрония, Иорданов, Новеллы, Понтия, Макстима - лиц не исторических. После же торжества христианства при Константине Великом, с 312 года, многие катакомбы мало-помалу утратили свои первоначальные названия и стали именоваться так, как именовались выстроенные на них или внутри них храмы в честь святых, так катакомба Домициллы переименовалась в кладбище святых Нерея, Ахиллея и Петрониллы, катакомба Бальбины получила имя св. Марка, Каллистова - имена св. Сикста и св. Цецилии"32.

Все усыпальницы около Рима устраивались архитекторами по планам в удобных для них местностях и слоях земли и расширялись и удлинялись каждая постепенно, по требованию численности мертвых тел.

В катакомбах мы находим свидетельства христианского осмысления смерти древних христиан. Здесь часто можно увидеть образы воскрешения Лазаря и образ куколки33, которая похожа на спеленатого младенца (читай: мертвеца), который готовится родиться к новой жизни. Вся иконография катакомб свидетельствует об этой вере в воскресение. Как писал ап. Павел: "Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15:42-44).

Кроме того, об этой вере свидетельствуют и надписи на могилах христиан. Если язычники подписывали прах умерших: "здесь покоится прах (т. е. пепел, cinis) такого-то", то христиане писали, что здесь покоится тот-то (к примеру: "Hic in pace requiescat Lavrentia, quae credidit resurrectionem", то есть "Здесь в мире покоится Лавренция, веровавшая в воскресение")34.

Говоря о древности катакомб, до сих пор которые находятся археологами и исследователями, то можно выделить несколько признаков их древности35:

1. Прилепление императорской монеты или камеи к замазке, закрывавшей продольные щели боковой лицевой доски мертвого ложа;

2. Фабричная метка на кирпичах, показывающая время их выделки;

3. Надписи на могильных досках с показанием имен римских консулов и годов их консульства;

4. Уничтожение мертвенных лож для того, чтобы сделать на месте их ходы в соседние новые отделения катакомб;

5. Понижение пола.

С 312 г. подземные усыпальницы христиан начали расширяться во все стороны, где только возможно было расширение и удлинение их, и эта кладбищная работа продолжалась до нашествия лангобардов в VIII в.

Вплоть до XIX в. ученые полагали, что христиане во время гонений пользовались готовыми песчаниками и каменоломнями для того, чтобы хоронить тут своих усопших и тайно совершать свои богослужения. Но со второй половины XIX в. уже не подвергалось сомнению, что эти усыпальницы - дело рук самих христиан36.

Язычники зачастую сжигали своих мертвецов (известны колумбарии и найдены многочисленные сосуды с прахом), в то время как христиане никогда не кремировали своих покойников. Кроме того, христиане не брезговали покупать саркофаги у язычников, на которых были изображены различные мифологические изваяния (Амур и Психея, Улисс в корабле, комические маски и пр.). Христиане покупали такие саркофаги, но приставляли их лицом к стенам усыпальниц, а на гладких задках их вырезали свои христианские символы или имена похороненных тут. Некоторые языческие символы они оставляли и перетолковывали их. Например, изваяние Улисса на корабле напоминало им Церковь Христову, а мачта с поперечником - Крест животворящий. Уже в V в. св. Максим, епископ Туринский, проповедуя о страдании на кресте Господа Иисуса Христа, говорил своим слушателям, что "корабль Улисса есть образ Церкви, а мачта с поперечником означает крест. С помощью сего креста верующие могут безропотно избегнуть крушения от страстей человеческих и, заградив уши свои Священным Писанием, не услышать обаятельного голоса мирских сирен"37.

Катакомбы для христиан были некими усыпальницами, местами покоя. Некоторые называли их "соборами мучеников" или "песчаными площадями"38. Наконец, приведем свидетельство о катакомбах блаженного Иеронима: "Эти подземелья - кропотливый труд муравьиного терпения нескольких поколений, изрытые любовью, политые слезами веры и надежды и кровью страдальцев, видели свои светлые и свои черные дни; тяжкие, долгие годы гонений, как гул урагана или отдаленного землетрясения, долетали в эти глубокие пропасти земли, по слову Апостола, - зловещим стоном решительной, роковой битвы.

В тишине ночи, под кровом мрака, тайком и робко собирались сюда бледные и трепещущие тени и, при могильном свете ламп, проливали слезы над растерзанными, окровавленными, опозоренными останками кого-нибудь из своих братий и молились первому Страдальцу и подвигоположнику: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? (Апок. 5:10). Сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя и убелиша ризы своя в крови Агнца (Апок. 7:14). И речено бысть им, да почиют еще время мало, дондеже скончаются и клеврети их: и братия их, имущии убиении быша, якоже и тии (Апок. 7:11)"39.40

Иеромонах Николай (Летуновский)

1 часть статьи
2 часть статьи

23. Tertullian. Ad Scapulam. Sub Hilario praeside, cum de areis sepulturarum nostrarum acclamasent: Areae non sint; areae ipse non fuerunt; messes enim suas non egerunt. [Migne. Patr. lat. T. I. Col. 779] [При Илариане председателе, когда восклицали об ареях наших погребений: пусть не будет арей, - самих арей не было, ибо они не имели своих жатв (лат.)].

24. Acta S. Cypriani martyris: Eius corpus propter gentilium curiositatem in proximo positum est cum areis et scholaribus, in Areis Macrobii Candidi procuratoris, cum voto et triumpho mango. [Его тело заботливостью сородичей было положено в непосредственной близости от арей членов сообщества (христиан), в ареях Макробия Кандида, прокуратора, с благоговением и великим торжеством (лат.)].

25. Catull., V, ст. 4-6:
Soles occidere et redire possunt:
Nobis, cum semel occidit brevis lux,
Nox est perpetua una dormienda.
[Солнце может заходить и восходить;
Для нас, как однажды краткий свет зайдет,
Настанет ночь одна и бесконечный сон (лат.)].
Horat., lib. III, od. 11:
Surge, ne longus tibi somnus, unde
Non times, detur.
[Вставай, чтобы не дан был тебе долгий сон оттуда,
Откуда ты не боишься (лат.)].
Virgil. Aeneid. X, 745-846:
Olli dura quies oculos et ferreus urget
Somnus, in aeternam clauduntur lumina noctem.
[Оному тяжкий покой и железный тут сон замыкает
Взоры погасшие, вечной дремотой смежилися очи (лат.)].

26. Гробница с аркой. Словом solium римские язычники называли богатые саркофаги или погребальные урны; христиане иногда давали это название саркофагам, в которых лежали мощи святых и которые стояли под рестолами (см.: А. фон Фрикен. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Ч. I: Римские катакомбы. М., 1872. С. 59-60).

27. Гробница, закрытая плитой (см.: А.Завьялов. Римские катакомбы. СПб., 1903. С. 115).

28. Плита - мраморная доска, на которой совершались таинства над прахом мученика, - называлась mensa. Эти доски не всегда были крышами - их переносили с одной гробницы на другую в день поминовения умершего, как это видно по кольцам, прикрепленным к ним. Таким образом вошло в обыкновение впоследствии во всей Церкви совершать таинство над мощами мучеников или святых, и в катакомбах следует искать первоначальный тип христианских престолов (см.: А. фон Фрикен. Римские катакомбы. Ч. I. C. 61).

29. Порфирий (Успенский), еп. Святыни земли Италийской (Из путевых заметок 1854 года). М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 136-139.

30. Владимирский В., свящ. Погребение у древних христиан (продолжение). С. 46-55 // Душеполезное чтение. Ч. 2. 1870. С. 52.

31. Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1895. Т. XIV A (28). C. 706).

32. Порфирий (Успенский), еп. Цит. соч. С. 139-140.

33. У древних статуя Сократа нередко представляла мудреца - проповедника бессмертия - с бабочкою на ладони, а Психею - с бабочкой на голове.

34. Владимирский В., свящ. Погребение у древних христиан (окончание). С. 201-209 // Душеполезное чтение. 1870. Ноябрь. С. 207. Здесь можно привести эпитафию Бенджамина Франклина: "Здесь лежит тело Бенджамина Франклина, как книга, у которой оторваны заглавие и переплет. Но он верил, что книга выйдет снова в свет, исправленная и дополненная". Воистину христианская эпитафия!

35. Подробнее об этом см.: ibid. С. 141-148.

36. Рассуждения на эту тему см. у еп. Порфирия (Успенского). Цит. соч. С. 148-149.

37. Maxim. Homil. I. De cruce Domini. - Confer Philosophumena, VII, 1. О символике катакомб также см. у еп. Порфирия (Успенского). Указ соч. С. 152-183.

38. О похоронах. С. 222-237 // Христианское чтение. 1838. Часть 4. С. 232. В Африке же кладбища назывались "огражденными площадями" или "ковчегами" (arcae).

39. Владимирский В., свящ. Погребение у древних христиан (продолжение). С. 53-54.

40. Продолжение статьи - в следующем номере Московских епархиальных ведомостей.

Источник: www.mepar.ru
Фото: www.uadream.com


В ожидании встречи с БогомВ ожидании встречи с Богом
Автор: Ирина Филиппова
Беседа со священником Александром Союзовым.
Время неумолимо. Иногда кажется, что течение его невероятно бурное, а иногда ход времени как будто замедляется, и человеку начинает казаться, что он будет жить на земле вечно. Но и в том, и в другом случае конец неизменен - смерть телесная, вечная жизнь души и встреча со Христом. Настанет момент, когда все люди - и живые, и мертвые - предстанут перед Богом. И будет это в конце времен, в день Второго Пришествия Христа, в день Страшного Суда. Что же ожидает людей тогда?



В чем застану, в том и сужу… На пороге вечности
Автор: Ирина Филиппова, Елена Кислова
На пороге вечности
Некоторые вообще не понимают, о чем я хочу сказать, потому что настолько живут этой временной жизнью, что о Жизни Вечной не хотят и слышать. Я говорю о вечности, а человек – о своих проблемах в семье и на работе, рассказывает, как молодость прожил.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (12.04.2013) | Автор: Иеромонах Николай (Летуновский)
Просмотров: 4051
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz