Автор: Ирина Филиппова
Я пришел не судить мир, но спасти (Ин. 12, 47)
Время неумолимо. Иногда кажется, что течение его невероятно бурное, а иногда ход времени как будто замедляется, и человеку начинает казаться, что он будет жить на земле вечно. Но и в том, и в другом случае конец неизменен - смерть телесная, вечная жизнь души и встреча со Христом. Настанет момент, когда все люди - и живые, и мертвые - предстанут перед Богом. И будет это в конце времен, в день Второго Пришествия Христа, в день Страшного Суда. Что же ожидает людей тогда?
Об этом мы поговорим сегодня со священником Александром Союзовым.
Страшный суд
- О. Александр, многие люди, и не только христиане, наверняка слышали о таком грядущем событии, как Страшный Суд, но мало кто представляет себе, что это такое…
- В православной традиции это событие называется Вторым Пришествием Христа. Священное Писание не имеет в себе такого словосочетания, как "Страшный Суд". Святой Иоанн Богослов, написавший свое Евангелие последним из четырех евангелистов, как бы аккумулируя опыт Апостольской Церкви, говорит нам: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (Ин. 3, 17,18). То есть мир уже осужден, но не в смысле приговора, а в смысле состояния, в котором он находится. Люди уже осудили себя делами своими, и если человек не желает быть с Богом, отворачивается от Него, то такой человек не сможет находиться в Царствии Божием. Для него это пребывание будет тяжким. И, как говорит Священное Писание, люди, не желающие быть с Богом, не идущие в сторону Бога, не прислушивающиеся к своей совести, будут выброшены во тьму кромешную. Эта тьма находится вне Бога, где таким людям будет лучше.
- Но почему же тогда Суд называется Страшным?
- Словосочетание "Страшный Суд" - это, скорее, словосочетание человеческое, нежели Божественное. Оно для людей, не знающих другой реальности, для людей, живущих только этим миром, прекращение существования в котором является самым страшным событием. Так для человека, которым обладает та или иная страсть, прекращение связи с этой страстью является катастрофой. Например, человек всю жизнь пил вино, получал от этого радость и удовольствие, и вдруг ему скажут: "С завтрашнего дня ты не будешь пить!" В этом как раз заключается мука и страх, страх непонимания того, что придет взамен существующей действительности, пусть и несовершенной.
- Многие думают так: раз есть суд, значит, есть судья, есть подсудимый, есть нарушение закона и наказание. Так ли это?
- Это чисто западное понимание отношений между Богом и человеком, когда грех понимается не как болезнь, не как отравление организма, которое следует лечить, а именно как преступление здорового человека. Будто бы достаточно наказать за это преступление, и человек исправится. Евангелие нам неоднократно повествует о том, что отношения между Богом и человеком - это отношения между Отцом и сыном. Обращение "Отче наш" в молитве к Богу Отцу, которую дает Христос в Нагорной проповеди, - это принципиально новое обращение к Богу. Это обращение Христос предлагает людям для общения с Творцом. Другой пример - Евангелие от Иоанна Богослова, где святой евангелист говорит о сыновстве, о том, что люди усыновлены Богом. Есть заблудшие сыны, которым Отец продолжает помогать независимо от их воли. Потому что любовь Отца и боль Отца проявляются всегда, когда Отец желает оберечь сына от каких-то неприятных ситуаций. Речь идет о суде как о перемене среды обитания для человека, когда среда обитания "мир греховный" будет заменена на среду обитания "Царствие Божие". При этом в среде обитания "Царствие Божие" люди, не готовые к существованию в нем, как, допустим, не готовые к подводному плаванию, не экипированные люди, будут вытолкнуты туда, где им будет привычно. Священное Писание называет это место "тьма кромешная".
- Но может ли быть привычно человеку в том месте, о котором Иоанн Богослов говорит в своем Апокалипсисе: И будут мучимы в огне и сере, и дым мучений их будет восходить во веки веков, и не будет им покоя ни днем, ни ночью (Откр. 14, 10)?
- Мучимы в огне и сере мы уже сейчас и здесь. Нужно понимать, что сама книга "Апокалипсис" является книгой очень символической и нельзя буквально воспринимать те символы, которые там используются. У нас постоянно существует соблазн к тому, чтобы буквально толковать эту книгу. Периодически в том или ином правителе максималистски настроенные умы пытаются увидеть антихриста, в том или ином действии пытаются увидеть проявление антихриста. Однако если мы будем брать и толковать Апокалипсис буквально, то мы можем придти к тем ужасным картинкам, которыми иногда иллюстрируется Апокалипсис. Например, Христос, сидящий на троне, с языком как обоюдоострый меч. Можете представить себе такую чудовищную картину? Нужно понимать, что когда речь идет об обоюдоостром языке-мече Христа, имеется в виду Божественное Слово, которое никогда не остается бездейственным. Оно есть действие, а каждое действие приводит к определенным последствиям. Значит, эти столбы дыма и серы представляют собой совершенно жуткие муки души человека, которая страждет, которая готова променять эти муки на телесные и физические муки, подобные огню серному.
- А как же икона с изображением Страшного Суда? Разве она не отображает возможную реальность?
- Во все времена нужны были педагогические приемы, разъясняющие людям, не всегда грамотным, какие-то моменты Священного Писания. На иконе Страшного Суда изображен тот самый змей Апокалипсиса со своими слугами, которые будут мучить грешников. Все разрисовано по страстям: каких грешников как будут мучить. Но мне кажется, что муки, изображенные на этой иконе, - ничто по сравнению с теми муками, которые будут претерпевать души грешников в реальности. Ни литературных, ни художественных образов не хватит, чтобы описать, например, муку того, кто потерял любимого человека. А тут речь идет о муке человека, потерявшего ВСЁ!
- Можно ли избежать Страшного Суда?
- Православная Церковь всегда учила и призывала человека к тому, что вся его жизнь здесь, на земле, должна быть подготовкой к радостной встрече с Богом, чтобы, предстоя перед Богом, не было стыдно смотреть Ему в глаза за то, что отпущенное время прожито совершенно не так, как человеку было назначено. Вспомним проповедь Иоанна Крестителя, к которому приходили креститься мытари и воины и спрашивали: "Вот ты говоришь, что приблизилось Царствие Божие. А что нам-то делать, нам-то куда теперь куда бежать"? И Иоанн Креститель не говорит им: "Бросайте свою службу". Он говорит им: "Не извлекайте личной корысти из тех действий, которые вы совершаете, чтобы ваши действия не были направлены против невиновных". То есть предназначение человека - стать существом нравственным, которое живет не по стихиям мира и не по своим страстям, а которое может править этим миром, может преображать этот мир, может обустраивать этот мир согласно замыслу Божию.
- Почему Страшный Суд воспоминается именно за неделю до Великого Поста?
- Великий Пост - это особое время в жизни человека, которое Церковь предлагает для приведения в порядок своей души. Это напоминание о том, что будет еще частный суд, когда человек встретится с Богом, т. е. личная смерть, личное представание перед Творцом. И человек, живущий церковной жизнью, должен хотя бы раз в год задуматься и о грехопадении, и о Страшном Суде, пережить Прощеное воскресенье, чтобы, даже если он не может по каким-то своим человеческим предрассудкам простить другого, смог бы их отбросить и пойти искренне попросить прощения. Ведь всем нам в итоге придется когда-то встать на последний рубеж.
- Сказано, что даже Ангелам не дано знать время Второго Пришествия Спасителя, но существуют ли какие-нибудь признаки его приближения?
- Это великий соблазн - исследовать внешние признаки приближения Второго Пришествия Христа вместо того, чтобы заниматься спасением своей души. Господь не дает сроков по той причине, что люди делятся на две категории. Одни, узнав о скорых сроках, бросятся с головой радоваться соблазнам мира, думая, что в последние три дня они придут в церковь, покаются и, так сказать, с очищенной душой встретят Бога. Другая часть людей впадет в уныние и, опустив руки, прекратит что-либо делать. Поэтому Господь из милосердия Своего дает людям уникальную возможность жить так, как будто каждую ночь может настать суд Божий. Может быть, с одной стороны это и жестоко, но, с другой стороны, только так можно мобилизовать человека на действия. Тема эта становится особенно актуальной в последнее время, когда мы видим картину резкой поляризации общества: с одной стороны часть людей начинает беспредельно погружаться в состояние греха, а иная часть - готовиться к встрече с Богом. И здесь, к сожалению, есть еще один соблазн - соблазн попасть в категорию тех людей, которые бездеятельно надеются на духовное возрождение. Они думают, что это будет духовное перерождение всего общества, и занимают ожидательную позицию: мол, вот когда все общество переродится, тогда я также войду в это общество без дополнительных усилий со своей стороны. Но здесь нельзя оставаться нейтральным: либо человек должен, продираясь через все искушения, грести к островку людей Божиих, которые пытаются являть собой Царствие Божие на земле, являть собой Церковь, либо человек будет захвачен стихиями греха, который сейчас изобильно культивируют средства массовой информации, пропагандируя страсти как единственно достойную форму существования. И здесь выбор за каждым человеком. Каждый человек должен решить для себя: если сейчас придет Господь - где буду я?
Фото: www.rus-ico.ru
Страшный Суд Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|