Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 34-ю по Пятидесятнице
Кол. 3, 12-16
Дорогие братья и сестры, давайте обратимся к двум мыслям, которые апостол Павел раскрывает в сегодняшнем Послании к Колоссянам.
Выбирая одежду, мы не только следуем своему вкусу, но так же думаем о том, чтобы в ней было удобно и тепло; выбирая модель поведения, мы учитываем обстоятельства, особенности своего характера, кто наш собеседник или окружение, чего хотим достичь, а иногда и то, какую маску нужно для этого надеть.
Гораздо сложнее с нашей интимной жизнью во Христе. Здесь некому подыгрывать, сложно ориентироваться на блеск кривых зеркал, которые обязательно соврут или исказят тебя: тут ты один на один со Христом, какой есть! На языке Церкви это, кстати говоря, называется смирением.
Апостол Павел сегодня помогает нам, предлагая готовую инструкцию: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12-13). Слово «облачение» отсюда и происходит, это славянизм – «облечься», значит, «одеться». Можно, конечно, быть в этом мире достаточно сильным, когда ты облекаешься в броню комфорта, денег, властного могущества. Иногда можно облечься в свое прошлое и жить воспоминаниями, можно уйти в свой уютный мирок, забыться на время. Но это очень напоминает ситуацию, когда рыцарь тонет в своих железных доспехах – с одной стороны, это броня, а с другой – ему уже не выплыть никогда.
Поэтому апостол Павел предлагает христианину то, что наполняет душу, является ее одеянием – это доспехи вечности, в которых не стыдно предстать перед Христом и можно уберечься от всех искушений. Если у тебя есть милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисхождение к другим людям, – это, по сути, самая дорогая одежда, которую не купишь ни в одном, даже самом топовом бутике мира. Потому что это одеяние должен создать я сам, не только собственными руками, но и своими сердцем и умом.
Вторая мысль завершает сегодняшний краткий отрывок из Послания: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Научать друг друга, даже живя в одном организме – Церкви Христовой – довольно сложно, бывает нелегко подобрать слова, чтобы не обидеть и правильно донести свою мысль. Обижаться мы все умеем, и чаще всего, правда – у каждого своя. Можно притягивать какие-то авторитеты: «Так говорит Церковь (наука / мои родственники)» и вообще, человек не ошибается, «звучит городо», и т.д. Но, нет, все же ошибается.
Поэтому апостол Павел напоминает, что не нужно изобретать велосипед. Каким языком доносил слова обличений, вразумлений Христос? Притчами! Их понимают даже дети, не то, что взрослые. И если кто-то прочитывает язык аллегории, это послание к нему лично, поскольку язык символа невозможно дублировать, он очень сокровенный. Рыбак поймет одно, академик – другое, атеист и верующий поймут его каждый по-своему.
Когда мы хотим рассказать детям о добре и зле, мы читаем им сказки. Вряд ли они всерьез поверят в существование Кощея и Бабы Яги, но очевидно воспримут нравственное значение: добро побеждает. Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем забывать, что научать и вразумлять друг друга лучше псалмами, славословием и духовными песнями. Правда, для этого нужно их знать, понимать и ими жить, но ведь для того и существует Церковь, куда можно войти, как в единую семью, где все будут говорить на одном языке – языке сердца, которое соединено со Христом, чего нам всем я искренне желаю. Аминь.
Наша задача – вырасти! Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|