Автор: Протоиерей Борис Балашов
Протоиерей Борис Балашов
Не все старообрядцы-поповцы приняли иерархию, восстановленную через митрополита Амвросия. Меньшая часть у них откололась от этой группы старообрядцев. По словам старообрядцев Рогожского согласия, "принятие в старообрядческую церковь митрополита Амвросия вызвало несогласие части поповцев, которые стали по-прежнему принимать священников от господствующей церкви.
Таким образом, название беглопоповцев с 1846 г. стало применяться лишь к тем поповцам, которые отказались подчиниться белокриницкой иерархии…
Поиски архиерея, которые, начиная с 1908 г., без успеха вели в России и за границей, закончились в 1923 г. присоединением от обновленческого раскола архиепископа Николы (Позднева)" (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 41-42).
Епископ Никола 11 июля 1921 г. был посвящен во епископа Православной Церкви, стал викарным архиереем и настоятелем саратовского Преображенского монастыря. "В 1922 г., когда в новообрядческой церкви возник обновленческий раскол, - по словам старообрядцев Рогожского согласия, - епископ Никола принимает сторону обновленцев. Указом синода обновленческой церкви от 28 сентября 1922 г. за № 108 епископ Никола назначается на Саратовскую кафедру с возведением в сан архиепископа" (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 193).
4 ноября 1923 г. в Саратове епископ Никола принимается в старообрядчество беглопоповского согласия вторым чином (через миропомазание) в сущем сане архиепископа. Повторяется история, аналогичная принятию митрополита Амвросия. Используется такое же "миро", в котором Святого Мира давно нет. Иное то, что этот "архиепископ" находится не только под запрещением в Православной Церкви, то есть не имеет права священствовать, но и перестал быть членом Православной Церкви, уйдя из нее в безблагодатную и раскольническую обновленческую организацию. "Состоявшееся затем 19 декабря 1923 г. в Саратове собрание старообрядцев, принимающих приходящих от господствующей церкви священство, признало прием законным и избрало архиепископа Николу председателем Духовного совета и постановило именовать вновь обретенного архиерея архиепископом московским, саратовским и всея России древлеправославных христиан" (Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Церковь. М., 1996. С. 193).
16 сентября 1929 г. к Древлеправославной церкви присоединился епископ Стефан (Расторгуев). Этот архиерей перешел к ним из раскольников так называемых "непоминающих", то есть не признающих законным митрополита Сергия (Старогородского), возглавляющего тогда Русскую Православную Церковь. Архиерейская хиротония епископа Стефана была совершена в расколе и находящимися под запрещением епископами вне канонической Русской Православной Церкви.
Вот эти два весьма сомнительных архиерея и дали начало соответствующей благодатности иерархии современной малочисленной Русской древлеправославной церкви. Их архиепископ Московский и всея Руси по соборному решению этой группы старообрядцев после празднования 1000-летия Крещения Руси получил формальный статус выше старообрядческого митрополита Московского и всея Руси (Рогожского согласия) и стал называться патриархом Московским и всея Руси. Московский кафедральный "патриарший" собор на улице Новокузнецкой имеет немногочисленную паству, поэтому патриарх Московский и всея Руси древлеправославных христиан Александр фактически имеет резиденцию в небольшом городке Новозыбкове Брянской области, где традиционно проживает группа старообрядцев.
Признавать каноничными этих архиереев могут только сами эти старообрядцы. Лет 20 назад у меня произошла встреча с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Московским и всея Руси Алимпием. Я спросил его, в чем различие между Русской православной старообрядческой церковью и Русской древлеправославной церковью? Митрополит задумался и, после продолжительной паузы, сказал: "В разной степени духовной свободы". Я не понял ответа, но не стал больше ставить митрополита Алимпия в затруднительное положение; думаю, что и сам он не понял смысла того, что мне сказал.
Мы уважаем веру старообрядцев и староверов, она в основе своей, конечно, православная. Они веками выстрадали свою веру, преданы ей. Но говорить о благодатной церковной жизни у них (кроме единоверцев) я не вижу никаких оснований.
Предмет для разговора о признании законным священства и, соответственно, Таинства Миропомазания у обоих старообрядческих религиозных организаций, был бы, если Русская Православная Церковь своим соборным решением признала бы законность их священства, но о таковых решениях и никогда не слышал и нигде не читал.
Можно говорить о принятии Таинства Крещения, совершенного в их общинах, но не более. Ни благодатного законного священства, ни благодатных Таинств Причащения и Миропомазания там не может быть. Поэтому совершенно однозначно при принятии в Православную Церковь старообрядцев и староверов необходимо после благословения местного епископа совершать Таинство Миропомазания, после чего необходимо участие в Таинстве Святого Причащения.
О таинственно-благодатной жизни в старообрядчестве. Часть 1
Фото: Геннадий Алексеев
От воды и Духа
Тайная Вечеря в жизни православного христианина Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|