Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Мы уже говорили о первом прошении Великой ектеньи, с которой начинается Божественная Литургия - "Миром Господу помолимся". Впрочем, это даже не прошение, а призыв. Церковь призывает нас молиться, примирившись с людьми, с собой, с Богом, молиться единодушно со всеми христианами мира, ныне живущими в Небесных обителях. А вот дальше уже действительно прошение: "О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся". "О свышнем мире", то есть о том мире, "всяк ум преимущем", который снисходит в душу свыше, по благодати Божией. Грешные, слабые, непостоянные, мы с вами редко имеем в себе такой мир. Наше обычное состояние - тревога, томление духа, беспокойство. И все же мы все, или многие, знаем, что иногда совершенно неожиданно, часто без всякого повода нисходят в душу радость, покой, мир. И как прекрасны эти минуты, какими мелкими рядом с ними кажутся радости мира…
Когда приходит в душу такой мир, мы любим Бога и всех людей. В этот момент ничто не страшно и все возможно. И тогда крепнут вера, надежда, любовь. И единственное желание тогда - удержать в душе этот дарованный свыше мир, не разбить, не растерять эту радость, не дать погаснуть любви, не утратить веры.
Но мы разбиваем и угашаем… Бог посылает нам благодать, а мы не в силах удержать Его дар. Но хоть раз вкусив этого мира, этой небесной радости, мы будем вновь стремиться к ней. И не потому, что это даст какой-то душевный комфорт, какое-то удовольствие. Если бы мы искали в религии только "приятных" переживаний, забвения, ухода от мира, то были бы своего рода наркоманами, только разве что духовными. И если кто-то ищет в Церкви только утешения, забвения, успокоения, то он не того ищет. "О свышнем мире и о спасении душ Господу помолимся".
"О спасении…" Кому необходимо спасаться? Тем, кто гибнет. Гибнут в этом гибнущем мире все. Но не все это понимают. А раз человек не считает себя погибающим, то зачем ему и спасаться? Но тот, кто понял всю трагичность нашего земного пути, тому уже не жить спокойно, пока не найдет выхода из этого "смертельного" тупика. А кто пережил встречу со Христом, кто поверил Ему, тот поймет, почему мы зовем Его Спасителем.
"О свышнем мире" и "о спасении" просим мы в начале Божественной Литургии, веруя, что нет нигде спасения, кроме как в Церкви Христовой, и нет иного источника мира и радости, кроме Бога, подающего благодать Свою ищущим Его. И одно является условием второго. Только стяжав мир в сердце своем, мы обретем спасение. И не только мы. Помните слова преподобного Серафима Саровского: "Радость моя, стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи". Так что не удовольствий сердечных мы ищем, умоляя Бога послать нам "свышний" мир. Не услаждаться, а спасаться приходим мы в храм и верим, что, обретя внутренний мир, сможем и другим протянуть руку помощи.
Фото: Валентин Макаров
Для чего Бог создал Церковь Христову?
Обретение смысла Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|