Автор: Михаил Молотников
Святой Андрей родился в Дамаске около 630 года в семье благочестивых христиан и до семи лет оставался немым. Заговорил он чудесным образом после причащения святых Христовых Таин. Чтение Священного Писания и святоотеческих книг стало любимым занятием отрока. В 14 лет он стал послушником в Иерусалимском монастыре Братства Гроба Господня, после монашеского пострига нес послушания эконома Братства, письмоводителя и секретаря Иерусалимской Патриархии.
Святой Андрей был послан на VI Вселенский Собор, собравшийся для разоблачения ереси монофилитов. Его яркое и убедительное выступление заметили император, Патриарх и епископы. После этого инока перевели в Константинополь, где он был рукоположен в сан диакона и зачислен в клир главного храма Византии. На него возложили послушание сиропитателя: он возглавил дом для сирот при церкви святой Софии, а позднее - и дом престарелых.
В это время святой Андрей начал писать свои дивные песнопения, которыми так украсил церковное богослужение и воспел множество святых.
Через 20 лет диакон Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на кафедру острова Крита. Здесь он организовал дома для сирот и престарелых, много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал (до нас дошло много его прекрасных проповедей) и, конечно, продолжал составлять церковные песнопения. Скончался он 4 июля 712 года. В этот день и совершается его память.
Святитель Андрей Критский первым стал писать богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, в его время этот праздник отдельно не праздновался). Святой Андрей украсил Великий пост не только Великим покаянным каноном, но и каноном в Неделю ваий и трипеснцами всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся Четверопеснец святого Андрея, на Пасху, в самую ночь, пелся канон святителя Андрея Критского. В Неделю Фомину, в Неделю жен-мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все недели, включая Неделю о слепом, пелись каноны святого Андрея. Святитель написал также каноны многим святым, множество стихир.
Великий канон является самым известным творением святого Андрея. Он состоит из 250 тропарей (кроме присоединенного канона преподобной Марии Египетской и тропарей самому святому Андрею). Великий покаянный, или, как его еще называют, умилительный канон, читается в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и во времена святителя Андрея Критского. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея Православная Церковь. "Покаяния учитель преизряднейший… светом сияя Святыя Троицы", - это слова о святом Андрее.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех песнях: "Согрешил больше всех человек, один я согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". Вот такому смирению и учит нас святой Андрей Критский.
Весь Ветхий Завет является для святителя школой покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, он говорит и о злых и жестоких делах, побуждая подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне - не только примеры из Священного Писания, а есть и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, взял нас за руку, ввел в свою келью и стал беседовать, рассказывать, делиться своим опытом и вместе с нами смиренно и горячо молиться.
Форма канона - непростая, она требует от слушателя и читателя осмысления истории, переживания ее в важнейших событиях-символах.
"Но облобызай покаяние!" - так восклицает святой Андрей в одном из тропарей Великого канона. Греческое слово "покаяние" означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную перемену ума. Ум должен измениться! От греха и излишних забот, от угрызений и терзаний мира сего ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.
Первые дни Великого поста. Канон Андрея Критского
Когда течение времен прекращается Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|