Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Наступает Великий пост. Это время, когда Святая Церковь зовет нас к усиленной борьбе со своими страстями, греховными наклонностями, несовершенствами и к подготовке своей души к встрече ликующей пасхальной радости.
В самом начале Великого поста Церковь настраивает нашу душу на правильное его прохождение. Еще за несколько недель до его начала мы начинаем готовиться ко вхождению в Великий пост, слушая Священное Писание, которое говорит нам о необходимости захотеть увидеть Бога в своей жизни, увидеть промысел Божий, действующий в ней. Осознать свое недостоинство, увидеть свои грехи, понять, что Господь ждет нас как любящий Отец, какими бы грешниками мы ни были. Вспомнить о том, что каждому из нас нужно будет держать ответ пред лицом Божиим. Святая Церковь подводит нас к началу этого спасительного пути - пути от осознания потери связи с Богом до Пасхи Христовой.
В самом начале Великого поста в нашей Русской Православной Церкви издревле после принятия нами Иерусалимского устава первые четыре вечера совершается на Великом повечерии чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Этот канон назван великим не только потому, что является одним из самых больших в истории христианской гимнографии, но и в первую очередь потому, что являет нам образец истинного покаяния.
Святой Андрей, живший в конце VII - начале VIII вв., являет нам образы Ветхого и Нового Заветов на примере великих грешников и людей, восставших из бездны грехов и покаянием приближающихся к Богу. Он, обращаясь к своей душе, побуждает ее отвращаться от греховных действий и подражать библейским праведникам. Канон построен в форме диалога со своей душой. Автор, показывая душе тот путь, который ведет к погибели, пытается напомнить ей, что опыт человечества, ходящего вне воли Божией, ведет именно к гибели, и напротив, опыт праведников являет нам достижение цели, придя к которой, душа получает подлинную радость и подлинное бытие.
"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление" - эти первые слова первого тропаря канона Андрея Критского вводят нас в поприще Великого поста. Мы нуждаемся в очищении своей души, нуждаемся в нашем Небесном Отце, Который ждет нас и рад очистить нашу душу от греха и даровать нам ту божественную благодать, которая может согреть и просветить нас.
Великий покаянный канон настолько сильно звучит, что его покаянный вопль ощущаем даже людьми нецерковными, которые в эти дни посещают Божий храм. Душа на уровне подсознания ощущает тот путь, который ведет ее к исцелению, и пускай человек рационально объясняет себе другие пути, которые он выбирает сознательно по своей воле, душа откликается на этот зов своего Небесного Отца, Который стучит в сердце каждого человека, призывая его остановиться на путях своей жизни, обратиться к покаянию, изменить отношение к своим делам, к своим взаимоотношениям с Богом, с ближними. И в этом очень помогает нам Великий пост.
Будничные службы Великого поста особенно настраивают человеческую душу на размышление о своих жизненных путях. Великопостные богослужения более продолжительны, внешне более монотонны, в них меньше динамики движений, которые так развлекают наше внимание. Но человек, приходя на такие службы, пускай даже и не понимая в полноте все то, что происходит, что читается, что поется в церкви, тем не менее, получает большую духовную пользу от присутствия на них.
Мы живем в мире, где на нас каждодневно сваливается ушат информации ненужной, мешающей нам увидеть главное, что надо бы знать нам на путях нашей жизни. Это обилие информации заслоняет перед нашим взором и Бога, и наших ближних, и то главное, к чему призывает нас Господь. Пребывание на православном богослужении помогает человеку на какое-то мгновение, а может быть и на более продолжительное время, увидеть свою жизнь, свои проблемы, свое состояние сердца и души так, как должно видеть пред лицом Божиим. Это очень важно, и православное богослужение помогает достигать нам этого результата.
Когда мы мешаем ложкой чай в стакане, пока чаинки не опустятся вниз, не осядут, мы видим в стакане только ту муть, которая кружится в нем. Но когда всё осядет, мы снова сможем видеть свет через него. Так и наша душа, оттаявши в храме, сможет более цельно, более глубоко воспринимать каждое мгновение нашей жизни. И это одно из важнейших плодотворных действий православного богослужения, в частности богослужения великопостного, которое помогает человеку в его духовном совершенствовании. Чтобы более цельно и с духовной пользой провести Великий пост, необходимо посещать православное богослужение - и не только воскресное, но и на буднях, дабы ощутить те покаянные призывы, которыми Церковь зовет нас, чтобы мы нашли в себе Человека, - того, кто есть образ Божий. И в этом нам помогает и великое христианское покаянное гимнографическое произведение - Великий канон Андрея Критского. Его покаянный вопль понятен каждому, а его смысловое богословское аскетическое значение понятно только человеку, который знает Библию, и соответственно может библейские образы воспринимать назидательно.
В связи со сказанным становится понятна здравая позиция о языке нашего православного богослужения, которая не всеми осознается. Некоторые считают, что если бы сейчас наше богослужение перевели на русский язык, то всё бы стало всем понятно, и нецерковные люди поняли бы всё то, что поётся и читается в храме. Но на примере Великого покаянного канона мы видим, что непонятность богослужебных текстов обусловлена отнюдь не языковыми проблемами, а оторванностью человека от библейского мировоззрения.
Перевести можно любой текст, но что будет понятно человеку, если он не знает, кто такой Давид, что сделал Гиезий, какие дела совершили Иеффай или Варак? Для человека вне библейского мировоззрения будут непонятны все эти переводы. Поэтому человек, который хочет получить реальную пользу для своей души, должен читать и Священное Писание, и православную литературу. И все это постепенно будет формировать в его душе тот мировоззренческий фундамент, пользуясь которым, человек сможет более цельно и воспринимать богослужение, и глубже понимать Самого Господа Иисуса Христа. Понимая Христа, мы тем самым настраиваем душу на то, чтобы благодать Божия коснулась ее, а душа, воспринимающая благодать Божию, получает подлинную радость, подлинный свет, который просвещает жизнь человека и подает ему те ориентиры, пользуясь коими, человек выстраивает свои взаимоотношения с Богом и с ближним так, что эти отношения приносят обоюдную радость и пользу для всех общающихся с нами.
Именно эти плоды мы пытаемся обрести, вступая в Великий пост. Нам своими усилиями это невозможно, но с помощью Божией мы можем поступательно, по маленьким шажкам идти вслед за Христом, идти и искать эту подлинную радость, которая, коснувшись нашего сердца, подаст нам свет, тепло и источник неиссякающей божественной силы, имя которой Любовь.
Фото: Евгений Цапенко
Праздники, седмицы и особенности богослужения в Великий пост
Великий пост Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|