Автор: Протоиерей Борис Балашов
Часто приходится слышать от атеистов, да и не только от них, насмешки над православными святыми, ставшими в своей жизни на путь отшельничества. Дескать, какой от них прок-то? Ничего не делают, живут где-то вдали от людей, молятся только - и все...
Конечно, атеисту, который напрочь отметает все, касающееся духовной стороны жизни, трудно объяснить это так, чтобы достучаться до его души, но если человек хотя бы способен задумываться, то можно попробовать.
Если мы будем рассматривать смысл отшельничества с позиций, принятых некогда в КПСС, то, действительно: отшельник не работает ни в сфере производства, ни в сфере услуг, никаких материальных ценностей не производит. То есть материального вклада в рост валового внутреннего продукта он не вносит. Но, коль скоро мы говорим не только о материальной стороне дела, давайте разберемся и в других аспектах.
В Библии мы читаем, что Бог замыслил сотворить человека по Своему образу и подобию. А когда человек был уже сотворен, о нем было сказано, что он сотворен "по образу Божию", но не говорится "и по подобию".
При сотворении все дары Божии были даны человеку как бы в начатке. Их можно сравнить с бутоном цветка. Вначале он мал и не очень красив. Но через некоторое время этот неказистый бутон раскроется и превратится в прекрасный цветок. Так и эти дары. Вначале они не очень заметно проявлялись в человеке. Но с течением времени он должен был нравственно и умственно возрастать и становиться взрослым во всех этих Богом данных дарах. Как ребенок растет, развивается и становится подобным своему отцу, так и человек своим умом, красотой души и духовно-нравственными качествами должен вырасти и стать похожим на Бога, то есть подобным Ему. Образ Божий человеку дан при его сотворении, а подобием Бога он должен стать в результате подвига своей жизни на земле.
Монах ставит себе цель жить так, чтобы все в нем было Христово, чтобы все в нем было отдано Богу. Все, что отдано Богу, - вечно живо. Практическая задача монаха - возрастать в любви, побеждая грех не только в делах, но и в мыслях, чувствах, взглядах, в собственном сердце и в собственной душе.
Отшельник - это тоже монах, но который уже прошел монашескую школу жизни и научился жить в любви с братьями, и теперь ставит перед собой задачу одержать максимально возможную победу в своем сердце над искаженностью человеческого духа, мыслей, чувств. Он удаляется от общения с людьми, чтобы целиком быть с Богом и в Боге.
Какой в этом смысл? Громадный. Все мы связаны воедино. Церковь - это живой организм. И какие-то органы работают хорошо, какие-то не очень, а какие-то очень больны. А больным органам требуется помощь.
Подумайте, ведь если в человеке дух горит, летит молитва к Богу за наш грешный мир, то, конечно, Бог эту молитву слышит и принимает, и люди получают Его помощь. Поэтому молитва одного праведника может иметь большее значение, чем деятельность великих армий, правительства, парламента… Приведем простую аналогию с окружающим Вас миром: если в холодной комнате включить обогреватель, то станет значительно теплее, и тем теплее, чем на большей мощности он работает.
Чтобы разобраться в этом самому, есть смысл почитать о жизни святых подвижников. Там очень много интересного и такого, что дает хорошую пищу для ума.
Фото: www.art-catalog.ru
О монашестве
Что такое святость и достижима ли она? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|