Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Мф. 18, 23-35
В этом отрывке Евангелия от Матфея говорится о том, что человек должен всеми силами стремиться прощать своих ближних. Христос сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), и это значит, что именно в нас, в нашей душе, в нашем сердце должен пребывать Господь. Дверь нашего сердца должна быть распахнута для Него, а она открывается только изнутри. И чтобы Господь мог войти, там должно быть место для Него, – поэтому необходимо разгрести весь мусор, который там накоплен, если мы туда зовем Бога.
Злопамятство, или, как сейчас чаще говорят, злопамятность, тяжким грузом лежит в душе и препятствует тому, чтобы Бог был с нами, а мы – с Богом. Спаситель обращается к нам с притчей, в которой образно показывает, что происходит, когда мы не прощаем других.
Иисус Христос использует пример восточного царя, у которого один из подданных оказался растратчиком. Он должен огромную сумму денег и не в состоянии ее вернуть. В Евангелии приводятся конкретные цифры: этот раб должен был царю 10 000 талантов. 1 талант (денежная единица) – это 26 кг серебра, а 10 000 талантов – это уже 260 тонн (примерно 3-4 товарных вагона) серебра, то есть сумма, которую невозможно заработать за всю жизнь. Поэтому, по законам того времени, надлежало продать в рабство этого подданного, его жену, детей, распродать все имущество – дом и скотину, чтобы хоть как-то возместить ущерб господину. Понятно, что это катастрофа, последняя точка в жизни его семьи, поэтому должник на коленях умолял царя потерпеть и простить ему этот огромный долг. Царь смилостивился, и прощеный человек побежал домой довольный и счастливый. Но он вдруг вспомнил, что некто должен денег ему самому, и решил пойти к нему, чтобы вернуть этот долг – 100 динариев. У этого должника денег тоже не оказалось, и тогда, разгневанный, этот человек потащил его в тюрьму, чтобы его кинули в яму, пока не вернет деньги.
Для сравнения: динарий – это размер дневного заработка рабочего при прожиточном минимуме 10 динариев в месяц на человека. Поэтому 100 динариев – это приблизительно трехмесячная зарплата рабочего: сумма приличная, но несоизмеримая с той, которую царь только что простил ему самому.
Узнав о жестоком поступке данного человека, его товарищи пошли и рассказали об этом царю. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 32-34).
Когда речь идет о царе и его подданных, все вроде бы понятно, но откуда берется такая огромная сумма денег, и какое отношение это может иметь к нам с вами? Речь здесь идет не только и не столько о деньгах, сколько о человеческих отношениях: кто-то меня обидел, кто-то не воздал должное, сделал плохо моей семье, нанес какой-то иной ущерб… Ничто из того, что мы имеем, никакие ценности, не стоят такой громадной суммы денег. Кроме одного – нашей жизни, которую нам дал Бог и которую часто мы непутево проводили и проводим, растрачивая бездумно свои силы и время. Известно жуткое выражение: «прожигать время». Ты лучше деньги сожги, их снова можно заработать, а утраченное время вернуть невозможно – это разовый дар от Бога, который не повторяется!
Если человек вдумчиво относится к себе, видит свои грехи и действительно хочет исправить все то, что он сделал в жизни плохого, – он на правильном пути, потому что одни только «охи-вздохи» – это еще не покаяние. Когда алкоголик в очередной раз бьет себя кулаком в грудь и клянется, что с этой минуты больше спиртного в рот не возьмет, а вечером валяется пьяный – это покаяние? Нет, это только иллюзия. Покаяние связано с деятельным стремлением исправить свою жизнь, и Господь принимает такого человека, как принял разбойника, покаявшегося на кресте.
В евангельском повествовании мы видим, как Христос прощал, говоря согрешившему человеку: Иди, но впредь не греши (Ин. 8, 11). Не в том, конечно, смысле, что с этого дня человек будет жить идеально – свято и безгрешно, это невозможно. Но грех греху рознь, важно наше стремление себя изменить. Господь прощает раскаявшегося человека, каким бы «грязным» он ни был, но если сам человек прощать не научился и не хочет этого делать, такого покаяния Господь не примет. Более того, Он уничтожит даже то, что было прощено раньше, и человек останется ни с чем.
Нужно понимать, что если ты не можешь простить кого-то, это твой грех. Да, бывает очень трудно прощать, особенно если обидчик не раскаялся и не извинился. Да, это, конечно, очень плохо с его стороны, но если я держу зло в своем сердце – это плохо уже с моей стороны: это я не даю Богу войти в мою душу.
Незадолго до того, как Христос рассказал эту притчу о должнике, апостол Петр спрашивал Его, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф.18, 21-22), – то есть, бесконечно.
Прощать бесконечно – разве это правильно? Но мы-то сами просим Господа о прощении постоянно! Есть ли среди нас хоть один человек, который может хотя бы день не согрешать? Ни одного нет. Если не сделаем ничего плохого, так словом согрешим, а если не наговорим злого, так подумаем. А в душе своей сколько дурного держим против ближних… Фактически мы постоянно нуждаемся в прощении и ждем милости от Бога. И если мы хотим, чтобы Господь нас прощал, мы должны спросить себя: «А как же я сам? Прощаю? Простил? Способен я это сделать? Смог в своем сердце место для Бога расчистить, не держать зла на других, откинуть всякого рода месть?»
Когда мы оказываемся на это способны, Господь идет к нам навстречу и будет пребывать с нами, в нашем сердце, будет действовать в нашей жизни и укреплять своей благодатью. Здесь действует известный принцип, высказанный в молитве «Отче наш»: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф.6, 12), – то есть мы просим Бога прощать нас в той мере, в которой сами способны это сделать, но может быть верным и обратное, – и это наш выбор.
Когда человек вновь согрешает, возникает вопрос: «Что же, снова идти у Бога прощения просить? А простит ли Он? И что сделать для того, чтобы получить это прощение?» Ответ прост: нужно искренне примириться со всеми и уже после этого с чистым сердцем просить Бога простить и тебя. «Я оставил другим их грехи, Господи, прости и ты меня», – и теперь уже может получиться серьезный разговор с Творцом. Трудно это? Да, нелегко, но гораздо труднее остаться в своем «болоте» – без Божией любви, в одиночестве и пустоте, не только в этой жизни, но и в Вечности. Аминь.
Все возможно верующему!
«Маловерный! Зачем ты усомнился?»
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|