Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, Мф.17,14-22
Мы сейчас продолжаем праздновать Преображение Господне. В этот великий праздник мы вспоминали, как на горе Фавор ученики увидели Христа в сиянии Божией славы. Апостолы смогли окунуться в пока еще закрытый для нас мир хотя бы в той степени, в которой это было доступно в их духовном состоянии. Им было удивительно хорошо Там, рядом с Богом, в дивном свете Божества.
Но прошло это удивительное состояние блаженства, они спускаются с горы и вновь возвращаются в наш мир, искаженный и изуродованный грехом, полный несчастий, трагедий, смерти. И когда они подходят к людям, ожидавшим Христа у подножия горы, они видят некоторое замешательство остальных апостолов, их смущение и какую-то ядовитую радость врагов Христа. Что здесь произошло за время их отсутствия? Этот вопрос достаточно быстро прояснился.
Ко Христу подходит человек, у которого случилась большая беда с сыном. Он был тяжело болен, но эта болезнь не являлась органическим повреждением, а стала результатом бесовского действия. Мальчик был поражен темной дьявольской силой. Это проявлялось и в телесной немощи – он был одержимым, страдал лунатизмом, припадками: падал то в огонь, то в воду, но, более того, он был еще немым и глухим. Это настолько тяжелый случай, что медицина здесь была и остается бессильна.
Отец больного слышал об Иисусе Христе, что Он проповедует, но не так, как было принято в синагогах, как учили раввины. Он слышал также, что Христос исцелил множество больных от самых разных заболеваний, чего, конечно, не смог бы сделать обычный врач. И поскольку этот мужчина уже давно искал способ вылечить сына и ко многим обращался за помощью, для него это стало последней надеждой, хотя глубокой веры во Христа у него не было. Оказавшись в безвыходном положении, он вместе с сыном отправился на поиски этого Врача и Пророка и пришел туда, где Он должен быть, только Христа там не оказалось. Он отошел куда-то помолиться, а здесь были только Его ученики, но разве они смогут что-то сделать? Христос – и то непонятно, сможет ли, а уж они…
Но мужчина все же подошел к ним и попросил об исцелении своего сына. Апостолы прекрасно видели, что у него ни веры, ни доверия к ним нет, и они смутились, засомневались. Да, Христос дал им дар благодати, они уже исцеляли больных, бесов изгоняли и даже, возможно, воскрешали умерших. Но случай здесь тяжелый, а они одни, без Учителя. И поэтому с ними произошло то же самое, что произошло с Петром, когда он сначала шел по воде навстречу Христу, но потом испугался и начал тонуть среди бушующего моря: утратив веру словам Христа, апостолы усомнились и ничего не смогли сделать.
Так часто происходит и сейчас: пришел человек со своей бедой в церковь, на целую тысячу рублей свечек поставил, а ничего не изменилось: ни сам не выздоровел, ни дети, да и напасти продолжаются… Как будто у Бога воска мало! Ему совсем не это нужно, все в этом мире – Его. Мы ничего не можем принести Богу, кроме нашего сердца, исполненного веры и любви!
Христос ничего не говорит разочарованному отцу при апостолах, он беседует с ним наедине. Я приводил сына к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его, – стал жаловаться мужчина. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда (см.Мф.17,16-17). То есть, как же вы не поймете, что отсутствие веры и серьезного отношения к Богу лишает вас всякой способности от Бога дары получать? Неужели это трудно понять? И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час (Мф.17,18). Христу не сложно было исцелить человека, и Он сделал это: сын последний раз дернулся в конвульсиях и выздоровел.
Но непосредственно перед исцелением был один важный момент, когда, на вопрос о его вере отец искренне ответил: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9,24). Другими словами: «Я хочу верить, но понимаю, что моя вера мала и слаба, и я не могу ее сам укрепить, у меня не хватает духовных сил!» И раз такая молитва была, конечно, Господь помог. Он укрепил веру этого человека, и поэтому он оказался способным получить дар от Бога.
Почему Бог может не дать то, о чем мы просим? Представьте, пошли мы в деревне на колонку за водой, ведро взяли. Льем воду, а ведро-то оказалось без дна – сколько ни лей, она там не остается. Так и душа человека, когда она от Бога далека: человека не Бог интересует, только дары, а сама душа пустая, там сквозняк, поэтому она и дары не может принять – не способна. А что же делать? Нужно веру укреплять, оживлять свою связь с Богом. Тогда будет возможно строить свою жизнь, получать помощь.
Поэтому, когда апостолы позже спросили Христа: почему мы не могли изгнать его? Иисус… сказал им: по неверию вашему (Мф.17,19-20). Вы же получили от Бога дары? Получили! Ну так и действуйте ими, нечего по сторонам смотреть! Ты стал христианином, Бог дал тебе благодать, – пользуйся ей, укрепляй себя Божией силой! А как укреплять? Сей же род (то есть победа над лукавыми духами, над дьявольскими искушениями) изгоняется только молитвою и постом (Мф.17,21). Молитва оживляет нашу связь с Богом, созидает ее. Пост – это напряжение духовных сил, он проявляется не только в отказе от определенной пищи (хотя телесный пост тоже оказывает благотворное влияние на душу), но и в воздержании от зла и раздражения, усиленной молитве, чтении слова Божиего, доброделании. Это духовное напряжение и помогает достигать победы над искушениями, трудностями и бедами.
Если твоя вера слаба – делай так, чтобы она окрепла! Потому что все возможно верующему: совершать победы над трудностями, искушениями, но без веры, без христианской жизни мы не способны к принятию Божиих даров, как это первоначально было с отцом больного. И только когда он понял, что причина его беды – в том числе его неверие, когда покаялся, за Бога схватился, вот тогда он смог получить от Бога дар, и его сын был исцелен. Это пример для всех нас. Аминь.
Православное образование: зачем оно нужно человеку?
Главная тема: православное образование
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|