Автор: Антонина Лазорцева
2 апреля – день информирования и распространения информации о проблеме аутизма.
Во всем мире ведется интенсивное изучение феномена детского аутизма, существует множество теорий относительно причин возникновения данного синдрома, однако ни одна из этих теорий не объясняет полностью природу этого «странного» расстройства.
В начале работ по изучению синдрома считалось, что основная проблема аутичных детей – неконтактность, которая мешает им реализовывать свои способности и благополучно развиваться. В настоящее время детский аутизм рассматривается как всепроникающее нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка.
Нарушения развития при аутизме лучше поддаются коррекции в раннем возрасте, поэтому чем раньше окружение ребенка заметит его особенности и обратится к специалистам, тем больших результатов можно достичь.
Практика показывает, что зачастую родители обращаются к специалистам достаточно поздно. Однако особенности ребенка, страдающего аутизмом, можно заметить уже в младенчестве. Такой малыш, как правило, совершенно не реагирует на звуки, смотрит как будто бы «в никуда», зажмуривается и отстраняется от прильнувшей к нему матери, его плач может резко сменяться состоянием вялости и безучастности.
В раннем возрасте ребенок, страдающий аутизмом, зачастую не реагирует на собственное имя, не устанавливает глазного контакта, смотрит как будто бы «сквозь» человека, может долго наблюдать за объектами со спокойной, монотонной динамикой (текущая вода, сыплющийся песок и т. д.).
По мере взросления ребенка, его особенности становятся очевидными для окружающих. Речь у такого ребенка либо совсем отсутствует, либо просто не выступает средством общения (например, он цитирует длинные монологи из любимых книжек, но не реагирует на обращенную к нему речь, сам ни к кому не обращается). Игры аутичного ребенка тоже довольно своеобразны, они носят монотонный характер и заключаются в манипулировании какими-то, часто не игровыми предметами: игра веревочками, крышками от кастрюль, бумажками, выкладывание длинных рядов из кубиков и т. д. Детей, особенно своего возраста, он старается избегать.
В настоящее время ни в медицине, ни в педагогике, ни в психологии нет единого «исцеляющего» метода, который вылечил бы ребенка от аутизма. Однако, при правильной и своевременной организации психолого-педагогического воздействия, можно значительно улучшить прогноз развития такого ребенка.
На первом году жизни ребенка очень важно заметить угрозу формирования нарушений аутистического спектра и обратиться к специалистам для оказания помощи в развитии эмоционального контакта, налаживания взаимодействия ребенка с родителями.
В период раннего возраста семье необходима психологическая поддержка, получение информации об особенностях ребенка, обучение правильным и эффективным методам воспитания и своевременное начало специальных занятий с психологами, педагогами.
В дошкольном возрасте ребенку по прежнему необходимы занятия с психологом, а в случаях выраженной задержки развития – с логопедом и дефектологом. В этот период обязательны занятия с педагогом, направленные на подготовку ребенка к школе, а также целесообразно введение ребенка в детскую группу для расширения опыта социального взаимодействия.
На протяжении всего школьного обучения ребёнку необходима поддержка в освоении школьной программы и специальная помощь в развитии представлений об окружающем мире, социальной компетенции, в освоении навыков коммуникации и бытовой адаптации.
Подростку с РАС необходима помощь в выработке навыков, обеспечивающих его самостоятельность в быту, навыков общения со сверстниками, поиск возможностей профессионального развития.
Организовать такую помощь в полном объеме и на всех возрастных этапах в настоящее время не всегда возможно. Но хотелось бы подчеркнуть, что специальные усилия близких, направленные на эмоциональное осмысление ребенком ежедневных событий, на понимание и усвоение бытовых навыков, на развитие взаимодействия ребенка с окружающей средой являются незаменимой формой коррекционной работы при аутизме.
Аутизм: что это такое и как помочь ребенку?
Автор: Антонина Лазорцева
При самом беглом обзоре открытых источников в Интернете вы узнаете, что еще в 2000 году считалось: распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.
Аутизм: Помощь «заблудившемуся миру»
Автор: Антонина Лазорцева
В этом измерении улыбка может восприниматься как знак опасности, любой телесный контакт причинять неприятные ощущения, едва слышимый шелест перелистываемых страниц оглушает, как пушечный выстрел над ухом, а движение людей вокруг кажется хаотическим мельканием пёстрых объектов без лиц.
В этой реальности живут люди, которые совершенно по-особому воспринимают окружающий мир. Мир, понятный и предсказуемый для большинства, для них - каждодневное опасное испытание.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|