Автор: Антонина Лазорцева
Вы никогда не задумывались над тем, что совсем рядом с нами существует особая реальность? В ней самые привычные для нас вещи становятся опасными и непредсказуемыми, здесь всё должно быть подчинено особой, часто нелинейной, логике, звуки речи теряют свой смысл и упорно не желают становиться словами, несущими смысл, и даже самые близкие люди не могут пробиться через мощную стену эмоциональной блокады. В этом измерении улыбка может восприниматься как знак опасности, любой телесный контакт причинять неприятные ощущения, едва слышимый шелест перелистываемых страниц оглушает, как пушечный выстрел над ухом, а движение людей вокруг кажется хаотическим мельканием пёстрых объектов без лиц.
В этой реальности живут люди, которые совершенно по-особому воспринимают окружающий мир. Мир, понятный и предсказуемый для большинства, для них - каждодневное опасное испытание. Простые действия типа похода за покупками в магазин требуют поистине гигантских усилий над собой, а результат очень скромен. Эти люди живут в одном мире со всеми, но воспринимают его по-своему. Кто-то может сказать, что они странные, но эти странности у каждого из них свои, особые и неповторимые. Пожалуй, их объединяет только то, что им всем сложно быстро сориентироваться в окружающем, эмоционально отреагировать на те, или иные ситуации, и, как следствие, - наличие огромных проблем в налаживании коммуникации и социализации. Это - люди, страдающие аутизмом.
Людей с этим диагнозом, по данным некоторых исследователей, в мире больше, чем пациентов с синдромом Дауна, онкологическими заболеваниями и церебральным параличом вместе взятых. Это совсем не мало - примерно 1% населения. Однако мы знаем ещё очень немного об их особенностях, нам пока трудно подобрать действенные пути помощи для всех.
Интерес к проблемам таких людей постоянно растёт. Стремясь понять их состояние, канадские энтузиасты создали видео, которое воспроизводит мир таким, как его видят аутисты: резкие звуки раздражают, лица нельзя различить… Даже несколько секунд просмотра выдержать трудно. А ещё большинству аутистов трудно воспринимать интонации, мимику и жесты других людей. Добавьте к этому сверхчувствительность, и вы приблизитесь к пониманию мира аутичного человека. Трудности в восприятии мира, неспособность адекватно сориентироваться в быстро меняющихся условиях и, как следствие, повышенная, порой до запредельности, тревожность. Лучше всего это выразила Соня Шаталова, неговорящая девочка-аутистка и прекрасная поэтесса, строчка из стихов которой вынесена в заголовок, в стихотворении "Я не одна!":
…Хотелось бы общаться
С хорошими людьми,
Но не умею -
Аутизм мешает.
С нелепым поведением, со страхами, немая,
Кому я интересна?
Кому же я нужна?
И руки неумелые, и воли лишена…"
К сожалению, детей с таким диагнозом из года в год становится всё больше. По всему миру специалисты говорят об "эпидемии аутизма". Так, например, только в нашем Клинском реабилитационном центре "Радуга" еженедельно фиксируется от 2 до 5 обращений родителей, связанных с проблемами социальной адаптации детей с подобного рода патологией. В настоящий момент наблюдается более 30 детей с подтверждённым диагнозом "ранний детский аутизм" и нарушениями аутистического спектра. В отделении дневного пребывания создана группа для детей с РДА. В ней 10 человек, что составляет 20 процентов от общего числа детей, посещающих отделение. Кроме того, часть обратившихся с другими проблемами (мутизм, неспецифические психические расстройства, нарушения поведения, задержка психического или психоречевого развития и др.) направляется на дополнительные обследования, т.к. имеются клинические проявления, характерные для данного заболевания.
Как понять, что с ребёнком что-то не так? Что должно насторожить родителей?
В большинстве источников указываются следующие основные особенности поведения, которые должны насторожить родителей.
- Поведение ребенка кажется странным и непредсказуемым. Характерны резкие смены настроения, неадекватные ответные эмоциональные реакции.
- Ребёнок настойчиво избегает физических контактов. Такие дети уклоняются от прикосновений, не любят, когда их берут на руки.
- Необычная чувствительность к различным раздражителям. Например, нечувствительность к боли или сверхчувствительность к звукам (закрывает уши руками), брезгливость, избирательность в еде и т.д.
- Проблемы с речью: она формируется медленно или вообще отсутствует.
- Ребенок не говорит о себе в 1-ом лице, а только во 2-м или 3-м лице.
- Наблюдаются остановки в развитии приобретенных навыков. Например, первые слова появляются, как положено по возрасту, а затем в 1,5-2 года развитие речи останавливается без видимых причин.
- Игра ребенка не интересует и носит характер простой манипуляции. Обращает на себя внимание стремление к упорядочению предметов (например, выкладывание игрушек в ряд, бесконечное катание машинки по одному маршруту и т.п. ).
- Отсутствует взаимность в общении с людьми, нет интереса к общению. Наблюдается стремление к одиночеству. Часто наблюдаются состояния полной отрешенности от внешнего мира.
- Навязчивое поведение, т.н. стереотипии. Например, совершает необычные повторяющиеся движения, кружится вокруг своей оси, постоянно потирает руки, раскачивается, бьётся головой о различные поверхности.
- Отсутствие страхов и разумной осторожности.
- Незнакомые предметы ребенок (после 1-1,5 лет) проверяет на вкус и запах.
К сожалению, не имея достаточной информации, родители обращаются за помощью несвоевременно, когда упущено драгоценное время и максимальные возможности для ранней коррекции. Поэтому главная рекомендация - внимательно наблюдать за поведением своего ребёнка.
…Этого шестилетнего мальчика к нам привела мама. Её очень беспокоило, что он практически ничего не говорил, не стремился к общению со сверстниками, мог часами перебирать бусины и пуговицы. Свои желания он выражал определённым набором жестов, проявляя агрессию, если его не понимали или понимали неправильно. Мама отмечала, что практически с рождения он был беспроблемным ребёнком: не просился на руки, не плакал, даже если был голоден, мог сколько угодно долго находиться один, то есть не требовал даже минимального внимания. Её очень удивляло, что мальчик не любил, когда его брали на руки, начиная плакать и вырываться. А ещё он ел только макароны и сосиски, другой пищи для него просто не существовало, исключения не делалось ни для мороженого, ни для других сладостей. В семье рос младший ребёнок, и мама не сразу поняла, что старший сын развивается как-то не так. Уже первое обследование педагога-психолога и дефектолога дало основание предполагать наличие расстройства аутистического спектра. Ребёнок был направлен на дополнительное обследование к психиатру, через полгода ему была оформлена инвалидность.
Однако всё это время он проходил реабилитацию в отделении дневного пребывания Клинского реабилитационного центра "Радуга" для детей и подростков с ограниченными возможностями. За полгода ребёнок освоил простые фразы типа "я хочу есть", научился писать печатными буквами короткие слова, стал охотнее общаться со сверстниками. В настоящее время ребёнок обучается на дому, социально адаптирован, приступов агрессии практически не наблюдается.
Существует много различных технологий работы с детьми, страдающими аутизмом. Одна из самых эффективных в мире методик по коррекции аутизма - АВА-терапия и иные вариации, основанные на поведенческом подходе. В Клинском реабилитационном центре "Радуга" в зависимости от степени проявления симптоматики специалистами подбирается индивидуальная программа реабилитации для каждого конкретного ребёнка.
В учреждении применяются следующие технологии работы:
"Обучение альтернативной речевой коммуникации";
"Технология преодоления аутизма как аффективного расстройства на основе методики К.С. Лебединской и О.С. Никольской";
"Элементы обучения глобальному чтению детей с РДА по методике Г. Домана на занятиях учителя-дефектолога";
"Музыко-терапевтическое воздействие на детей с расстройствами аутистического спектра";
"Творческая мастерская для детей с ранним детским аутизмом "Твори, малыш!";
"Обучение детей с РДА социально-бытовым навыкам методами игрового воздействия";
"Кинезитерапевтические методы в работе с детьми, страдающими нарушениями аутистического спектра".
Аутизм не изучен до конца, но, по мнению большинства специалистов, он неизлечим. Следует помнить, что ведущий показатель эффективности любой терапии - это расширение коммуникативных возможностей ребенка, появление стремления к активной коммуникации и расширение сферы социальных контактов. Многие аутисты находят своё место в жизни, становясь успешными программистами, математиками, переводчиками, графическими дизайнерами и даже писателями.
Прогноз в значительной степени зависит от формы и степени тяжести проявлений аутизма. Характерные особенности - такие как приверженность ребенка к стереотипам поведения, упорядоченному образу жизни и эмоциональная безучастность - сохраняются в течение всей жизни.
Родителям детей с аутизмом можно посоветовать как можно раньше обратиться к специалистам и вместе с ними оценить особенности своего ребенка, понять их причины, научить выстраивать свое собственное поведение и правильно реагировать на происходящее с ребенком.
А.А. Лазорцева,
директор ГКУСО МО "Клинский реабилитационный центр "Радуга"
для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Фото: Антонина Лазорцева
Люди с синдромом Дауна: альтернативно одаренные? Автор: Антонина Лазорцева По статистике примерно один из семисот новорожденных появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение стабильно в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не привязано к образу жизни родителей, состоянию их здоровья, наличию вредных привычек, особенностям питания, величины достатка, уровня образования, а также расы и национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой, их родители имеют нормальный набор хромосом. Появление лишней хромосомы - абсолютная случайность!
Не упустить драгоценное время… Автор: Антонина Лазорцева Как больно бывает слышать фразы: «Если бы мы раньше знали…» или «Нам никто не сказал…», – особенно тогда, когда видишь, что ребёнку можно было помочь при своевременном обращении к специалистам!..
Так на что нужно обратить внимание на первом году жизни ребёнка?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|