Автор: Геннадий Алексеев
Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, вошел в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» (1890 г.) стала сенсацией 18-й Передвижной выставки в Москве.
Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего «Жития преподобного Сергия», созданного учеником этого святого Епифанием Премудрым.
В центре картины на переднем плане две фигуры: монаха-черноризца и отрока, замершего перед старцем. Тонкая фигура мальчика почти сливается с пейзажем и кажется его органической частью. На первый взгляд, картина написана очень реалистично: высокое и ясное небо, красивые ёлочки робко выглядывают из леса, извилистая речка, деревянная церковь. Пейзаж у Нестерова – не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, которая словно замерла в ожидании чуда. И это чудо – мгновение, когда Божественный и земной миры соприкасаются, – изображено на картине.
Смысл и содержание полотна поняли немногие современники художника. Передвижники обвиняли Нестерова в мистицизме, в неверном изображении действительности. Они говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет; вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи признали картину «вредной, даже опасной». На самом же деле, Нестеров выбрал единственно верную грань между земной реальностью и миром духовно-благодатным, и как раз такое нереалистическое изображение и делает картину религиозной. Даже сейчас многие люди путают её с иконой.
Картина «Видение отроку Варфоломею» стала новым явлением в русском искусстве: сверхъ-естественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с таинственным (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), почти идеальное слияние настроения героя с окружающей природой.
Позже Нестеров не единожды изображал на своих картинах преподобного Сергия Радонежского. Многие из этих работ и сейчас можно увидеть в собрании Третьяковской галереи. Но эту картину художественные критики признают одним из лучших творений М.В. Нестерова.
Подготовил Г. Алексеев
Роль святого Сергия в объединении русских земель в XIV веке Автор: диакон Иоанн Иванов Князья доносили друг на друга в Орду и использовали силу монголов для взаимной борьбы. Русь потеряла лидера, на которого могла бы равняться, за которым могла пойти. Это лидерство взяла на себя Русская Православная Церковь. Митрополиты, наместники крупных монастырей оказывали духовную поддержку московским князьям и не жалели денег на организацию русского войска. Духовенство вдохновляло русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.
Житие преподобного Сергия Автор: Михаил Молотников После смерти Кирилла и Марии Варфоломей отдал наследство младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 12 верстах от Радонежа в дремучем лесу около речки Кончуры. Первым делом братья построили деревянную келью и небольшой храм, который был освящен в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|