Автор: Юлия Павлюк
12 апреля 2023 года в России состоялась премьера фильма "Вызов" (реж. Клим Шипенко), который войдет в историю кинематографа как первый полнометражный фильм, снятый в космосе.
Кадр из к/ф "Вызов"
В кинотеатрах увидеть фильм можно было с 20 апреля, мы с семьей посмотрели его во время майских праздников. Фильм задумывался авторами как патриотический: в этом контексте говорят о подтверждении лидерства России в космической сфере, о возвращении у подростковой аудитории (снято для 12+) интереса к профессии космонавта (я бы добавила ещё и врача), и, в конце концов, о том, что наши женщины – "самые-самые" (самоотверженные, сильные, красивые).
Фильм вызвал множество отзывов, как положительных, так и отрицательных (главный вопрос, как правило: "На что такие деньги потрачены?"), хочу поделиться своими субъективными, ещё свежими впечатлениями.
По сюжету, космонавты во время выхода в открытый космос попадают под поток обломков аварийного спутника и один из них – Олег Богданов – получает серьёзную травму грудной клетки. Требуется хирургическое вмешательство, но о срочном возвращении на Землю приходится забыть, так как консилиум заключает, что в этом случае пострадавший наверняка умрёт от болевого шока во время перегрузки. Значит, операцию впервые придется делать в космосе, в условиях невесомости, а для этого необходим хирург.
Сложная многоуровневая процедура отбора кандидатов заканчивается неожиданным образом. Шесть из семи мужчин-хирургов по разным причинам испытания не проходят, а оставшийся – Владислав Николаев – уступает своё, в общем-то, желанное место женщине, которую ценит и любит.
На орбиту отправляется талантливый торакальный хирург Евгения Беляева, которая была приглашенным экспертом и занималась в Звёздном городке разработкой плана операции. Вместе с коллегами она невольно прошла и программу подготовки к полёту.
"Зачем люди стремятся в космос?" – спрашивает её Владислав. – "Потому что там они надеются найти ответы на те вопросы, на которые не находят на Земле...", – говорит Евгения.
Её жизнь полна забот, помимо работы, ей, одинокой матери, нужно заниматься воспитанием дочери-подростка и заботиться о здоровье пожилой мнительной мамы. Но главный мотив её жизни – боль от потери любимого мужа, которая уже десять лет её не оставляет, поскольку она чувствует и себя виновной в случившейся автокатастрофе. Поэтому полет в космос для Евгении – не только верность долгу, желание помочь космонавту, которого на земле ждут жена и шестилетняя дочка, но ещё и смутная надежда в экстремальных условиях понять смысл человеческой жизни, которая вот так непредсказуемо может оборваться в любой момент.
Очень ярко показана преданность Жени своему служению, способность сопереживать, это проявляется ещё на Земле, во время общения с Олегом по видеосвязи. На самом деле, именно поэтому среди кандидатов ей не могло быть равных: понять чужую боль и взять её на себя может только тот, кто сам многое в жизни перенёс.
Впоследствии, уже выполняя операцию на борту МКС, Евгения проявит и другое качество своего характера – настойчивость. Несмотря на приказ ЦУПа остановить операцию из-за невозможности её проведения в сложившихся обстоятельствах, она берет ответственность на себя и продолжает оперировать. Видимо здесь срабатывает духовный закон: готовность идти до конца и пострадать самой ради спасения жизни больного становится финальной точкой личной драмы – Женя оказывается способной отпустить прошлое, её душа обретает покой.
В фильме присутствует вертикаль "земная жизнь – небо", но тема вечной жизни, которая, казалось бы, могла зазвучать в полную силу, на мой взгляд, не раскрыта.
Когда Евгению отправляют на МКС с её непростой миссией, много повидавшие на своём веку боссы очень серьёзно говорят "С Богом!", и это звучит искренне. По контрасту, её дочь Маша, прощаясь, желает маме: "Ни пуха, ни пера".
Маша в этот момент переживает подростковый возраст и первую любовь, но мама, "живущая" на работе, пребывает в неведении относительно поведения и раннего взросления дочери, пока её не вызывают в школу. Этот и некоторые другие эпизоды показаны с юмором и по-доброму, но показывать фильм детям или нет – дело индивидуальное.
В фильме довольно много сцен, где в деталях показано, как врачи оперируют. Одна семья по этой причине в самом начале просмотра вышла из зала. Крупным планом показана и сцена автокатастрофы, но, в принципе, самые впечатлительные в эти моменты могут закрыть глаза.
Фильм, конечно, вызывает интерес, потому что там присутствуют реальные, отснятые на борту МКС сцены (актриса и режиссёр находились в составе экипажа две недели). "Вызов" отмечен как замечательная операторская работа даже недоброжелателями. Действительно, фильм красивый. Впечатляет не только космос, но и люди. Например, когда многозаботливая уставшая Евгения, у которой во время съемок рабочих будней сознательно пытались выявить и подчеркнуть первые морщинки, на борту станции преображается и буквально расцветает (есть, правда, пара лишних моментов с публичным переодеванием и постоянно развевающимися волосами, но видно, не удержались...). Однако на первый план всё же выступает внутренняя красота героини и в целом человеческих отношений.
Сюжет фильма увлекает (хотя продолжительность немалая – 165 мин.). Кроме того, он может быть полезен как проживание вместе с героями опыта соучастия, сочувствия, настоящей деятельной любви и дружбы.
Но после просмотра мне вспомнился другой фильм – "Контакт" (1997 г., реж. Роберт Земекис) с Джоди Фостер в главной роли, который я смотрела давным-давно. Я тогда была далека от религии, может и не поняла всех нюансов сюжета, однако он сильно врезался в память.
Девочка Элеонор рано сиротеет и наследует от отца любовь к звездам. Посвятив жизнь науке, уже взрослая, она мечтает найти разумную жизнь в космосе и, наконец, обнаруживает зашифрованный сигнал. Несмотря на множество трудностей, Элеонор отправляется навстречу мечте в специальном аппарате. И, когда Контакт происходит (примечательно, что инопланетяне для общения с представительницей Земли избирают наиболее подходящую кандидатуру – она встречает в ином мире отца), Элеонор возвращается на Землю. По собственным подсчетам, она отсутствовала около 18-ти часов, но все записывающие устройства показывают только статический шум, а люди утверждают, что Элеонор вообще никуда не летала.
Власти и религиозные лидеры полагают, что проект был мистификацией, умело срежессированной спонсировавшим его миллионером, но Элеонор, которая вообще-то была атеисткой, сейчас, вопреки "железным" аргументам, чувствует всем сердцем, что произошедшее было в реальности и понимает, что есть вещи, которые фактами доказать невозможно, в них можно только поверить.
Фильмы во многом похожи: в основе лежит популяризация научных идей, интерес к космическим исследованиям, есть образ серьёзной главной героини со сложной жизненной историей и романтическая линия. Но всё же (цитирую источник – okko.tv – не дословно): "Земекису удалось остаться в списке наиболее достоверных научных фильмов и при этом снять историю о любви, смерти, существовании Бога", его фильм является "поиском ответа на самый важный вопрос человечества". Нужно ли ещё пояснять, почему "Контакт" стал частью мировой культуры и останется в памяти навсегда?
Фильм «Сестренка»
"Левиафан": фильм о нравственном выборе Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|