Автор: диакон Иоанн Иванов
"Левиафан", на мой взгляд, - кино о реальной человеческой жизни, в которой каждый герой постоянно делает нравственный выбор. Кому-то этот фильм показался мрачным и беспросветным, но разве не мы сами создаем тот мир, который нас окружает?
Главного персонажа драмы, автослесаря Николая, по жизни сопровождает водка. Все жизненно важные решения он принимает затуманенными мозгами. Каков итог? Вторая жена Николая, Лилия, предает любовь и заканчивает жизнь самоубийством. Сын Роман, открыто ненавидящий свою мачеху, в конце фильма оказывается сиротой, которого ожидает детский приют. Дмитрий, армейский товарищ Николая, дважды предает "святость" дружбы и навсегда остается в полном душевном одиночестве. Левиафановским типажом светской власти в лице мэра российского зрителя не удивишь, однако и власть в какой-то момент останавливается у черты под названием "человеческая жизнь" и делает свой нравственный выбор. Самым нашумевшим персонажем сюжета является, пожалуй, правящий архиерей. Сразу определю рамки: в фильме нет ни единого посягательства на благодатность, духовность митрополита. Звягинцевым чётко показана суть человека, который обладает епископским саном. Этот герой говорит и принимает решения, исходя из своих внутренних потребностей. По сюжету митрополит делает самый трагичный нравственный выбор для главных героев фильма: лишает их дома, рушит семью. Но есть и другая трагедия, хотя и менее заметная, но более разрушительная и страшная для героев. При просмотре "Левиафана" я понимал, что на протяжении всего фильма рядом с каждым героем был Христос, была возможность протянуть руку и ухватиться за Бога. Именно так поступила когда-то давно одна блудница, которую Господь спас от смерти и которой указал дорогу в вечность: Иди и впредь не греши (Ин. 8, 11). Именно этот выбор не сделали герои фильма.
Фильм А. Звягинцева - это еще и притча, в которой узнают себя люди разных народов. Конечно, любая притча изменяет реальность, но только для того, чтобы что-то сделать более заметным. Уже в самом названии фильма режиссер использует библейское наименование крокодила-левиафана (морского чудовища) как образ зла и несдерживаемой гордости: Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости (Иов 41, 25-26). Левиафан Звягинцева - однозначное зло, система, в которой нет и не может быть любви. Это страшный мир, не предназначенный для жизни людей. Вспомним, Христос предупреждает: кто жил не по-людски, в итоге попадет в место, которое никак не предусматривает человеческое существование: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу (Мф. 25, 41). Наш мир мы можем превратить как в цветущий рай, так и в смердящий ад. Посыл режиссера к зрителю очевиден: то, что ты, я и все мы - другие, непохожие на главных киногероев, можно доказать лишь делами. Стоит лишь нам закрыться в своем эгоистичном мирке, Левиафан тотчас начнет пожирать очередную семью и ломать чью-то судьбу.
Диакон Иоанн Иванов
Время - деньги Автор: Протоиерей Игорь Гагарин "Время - деньги". Странное, однако, начало для духовной проповеди. Такое выражение, казалось бы, прилично бизнесмену, деловому человеку, стремящемуся из всего извлечь прибыль, но никак не пастырю Церкви, призванному повторять вслед за Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…". Тем не менее, именно те, кто ищет Царства Божия, могут с полным основанием назвать время - деньгами.
Полезно ли образование без нравственных ориентиров? Автор: Ирина Филиппова Корень слова "образование" - образ, то есть некий идеальный пример, которому должен соответствовать обучаемый человек. Вообще, "образ" - это христианский термин, который встречается в Священном Писании и является переводом греческого слова "икона". В христианстве важнейшей частью является нравственная составляющая, поэтому можно говорить о том, что в образовании важно не только обучение, но и воспитание. Если человек не воспитан, не имеет нравственных ориентиров, то он может нанести большой вред окружающему миру.
Интервью с протоиереем Александром Союзовым, клириком Скорбященской церкви г. Клина.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|