Что связывает российское студенчество и великомученицу Татиану? Чем поучительно житие святой для молодого поколения и всех нас? Каковы главные идолы современного общества? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Александр Союзов, клирик Скорбященского храма г. Клина.
– О. Александр, какая связь между святой великомученицей Татианой и российским студенчеством?
– Храм первого российского университета был освящен в честь великомученицы Татианы. Из жития святой мы знаем, что, несмотря на свой юный возраст, она была очень образованной девушкой, а поскольку студенчество у нас всегда считалось будущим интеллигенции, той прослойки, которая формирует мировоззрение и духовные устремления общества, было символично именно св. великомученицу Татиану выбрать в качестве покровительницы студенчества.
– Какие моменты в житии святой особенно важны и поучительны для молодых людей?
– Во-первых, разносторонняя образованность, ведь известно, что она сумела выдержать диспуты со многими языческими философами, отстояв перед ними свою веру не только исповедничеством, не только подвигом мученичества, который она на себя потом взяла, но и словом. Ее риторское искусство, которое благословлялось и вдохновлялось Христом, одержало победу. Целостность мировоззрения – с одной стороны, и умение отстаивать свои позиции, с другой, являются очень хорошим ориентиром для молодого поколения.
– Красивая, богатая, образованная девушка, перед которой открыты все двери, посвящает себя церковному служению. Если взглянуть на образ святой глазами современников, это же просто вызов обществу?
– Да, это вызов времени, но так было всегда, потому что, сколько человеку ни дай, ему все равно будет мало. Как правило, чем больше человек имеет, чем выше его статус – материальный, социальный, – тем сильнее он чувствует разобщенность с другими людьми. Обычно его начинают использовать, и редко кому удается сохранить подлинно человеческие отношения – такие люди часто страдают от одиночества.
По статистике, самый высокий процент самоубийств именно в наиболее благополучных в социальном плане государствах, где, казалось бы, есть все, но нет главного – христианского единения между людьми и, соответственно, единения с Богом.
Если человек это понимает с раннего детства (как св. Татиана, которая восприняла веру в семье), он может отказаться от всего, что у него есть. Мы видим такие примеры в житиях святых.
Так, святитель Николай, еще в юности получив состояние от родителей, использует это богатство не для себя, а для помощи нуждающимся, и посвящает жизнь служению Церкви. Сергий Радонежский, который, будучи боярским сыном, мог претендовать на значительные социально-политические привилегии, и преподобный Серафим Саровский, принадлежавший к именитому купеческому сословию, не держатся за свое положение, понимая, что душу этим не насытишь. Невозможно удовлетворить душу, которая имеет небесное происхождение, земными благами.
– О. Александр, призывы поклониться каким кумирам и идолам наиболее опасны в наше время?
Главный кумир – это разум. Разум земной, который не от Бога, который все пытается подвергнуть критике. В итоге человек не получает окончательных ответов на свои вопросы, становится скептиком, циником, агностиком, что зачастую повергает в состояние депрессии или разнузданной жизни. Поскольку, если я не знаю, есть ли там, за пределами земной жизни, Высший суд, то я начинаю проверять на прочность себя и окружающих: через алкоголь, например, или другими доступными способами.
Это разум, который пытается повелевать всем и вся, но его штангенциркуль не настолько велик, чтобы охватить необъятного Бога. Однако его гордыня не позволяет пасть перед Ним на колени. Древнее изречение «рече безумен в сердце своем: несть Бог» говорит именно об отсутствии духовного разумения и непонимании величия Божиего, которое разум человека не может постичь. Пожалуй, это главная ловушка для современного думающего человека, который пытается обустроить райскую жизнь на земле, но без Бога.
Остальные кумиры – те же, что были всегда. В первую очередь это, конечно, «золотой телец».
– Жития святых для современных нецерковных людей могут стать искушением. В чем отличие готовности отдать свою жизнь за веру от проявлений фанатизма?
Если человек живет в мире материальном, не прикоснулся к миру духовному, не пророс еще туда, естественно, ему это будет не понятно. Но не является ли фанатизмом смерть от алкоголя или в погоне за адреналином? А ведь эти действия лишены всякого смысла, это эрзац-жизнь, своего рода попытки уйти в другую реальность. Но можно ли сравнить ее с той духовной реальностью, к которой зовут нас Христос и Его Церковь?
Человек, который выбрал мученическую стезю, совершенно непонятен языческому миру. Что стоило св. Татиане бросить горсть ладана на жертвенник всеми почитаемого божества или выйти замуж за влиятельного патриция и сохранить свою веру в тайне? Но когда человек уже живет в другой реальности со Христом, предательство для него неприемлемо, настолько он ценит эту связь с Богом. Он уже обрел в сердце то сокровище, которое несравнимо с сокровищами этого мира.
Но как можно объяснить это другим людям? Красоту и радость того мира нельзя передать словами, это личный опыт христианской жизни. Если человек ни разу не летал на самолете и не видел его, как его убедить, что эта огромная многотонная железяка способна подняться в воздух, подобно птицам?
– О. Александр, что вы можете пожелать молодым людям в этот день?
– Главное, что я хочу пожелать – слушать свою совесть. Совесть – весть Божия в сердце человека, и она обязательно выведет туда, где ты должен оказаться. Не предавать себя, что очень сложно, ведь это тот нравственный выбор, который мы призваны делать постоянно.
Беседовала Юлия Павлюк
Жить по вере. Пойдите и посмотрите
"Молимся о научении" - новая книга для детей и родителей
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|