Автор: Антонина Лазорцева
Статистика – вещь неумолимая. С педантичной дотошностью она констатирует, что детей с проблемами в развитии становится всё больше. Кто в этом виноват? Как ни парадоксально звучит, частично в этом виноват прогресс в области системы здравоохранения. Он внёс значительные коррективы в закон природы о естественном отборе. Если раньше выживал сильнейший, то теперь этот шанс дан и остальным не столь одарённым здоровьем представителям рода человеческого. И это замечательно!
Постепенно, шаг за шагом отвоёвывает жизнь территории, исконно принадлежавшие могущественной смерти. Стоит только упомянуть такие привычные для нас инсулин и антибиотики, чтобы понять всю грандиозность прорыва на этом вечном театре военных действий. А ведь есть ещё целый ряд открытий и изобретений, известный более узкому кругу профессионалов, но существенно повлиявший на достижения в области медицинских технологий.
Каждый из нас приходит в этот мир со своим багажом. И бывает, что нести его маленькому человечку просто не под силу без помощи окружающих людей. Даже абсолютно здоровый новорожденный требует повышенного внимания и заботы просто потому, что он маленький и абсолютно беспомощный. А если у малыша есть какие-то сложности, то и усилий требуется в несколько раз больше. Как правило, когда проблема очевидна, то и лечение начинается практически сразу. А бывает и так, что недуг не проявляет себя сразу, а затаивается до поры до времени, и только опытный взгляд специалиста может заметить настораживающие признаки и вовремя предупредить родителей.
Как больно бывает слышать фразы: «Если бы мы раньше знали…» или «Нам никто не сказал…», – особенно тогда, когда видишь, что ребёнку можно было помочь при своевременном обращении к специалистам!..
Так на что нужно обратить внимание на первом году жизни ребёнка?
Состояние центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения – это сейчас самое важное. Именно поэтому необходимы консультации таких врачей как педиатр, невролог, ортопед, окулист, сурдолог. Не бойтесь задавать вопросы о том, что вас волнует или настораживает. Пусть лучше тревога окажется ложной, а опасения напрасными.
А теперь, давайте разберёмся по порядку.
Наш организм управляется сложным механизмом – центральной нервной системой, и любые отклонения в её развитии имеют последствия различной степени тяжести. Наиболее сложное – это детский церебральный паралич. Он представляет собой целую группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства непрогрессирующие, т.е. появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни. В ряде случаев при ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи. Однако при своевременно начатой работе многие грозные проявления удаётся сгладить в силу пластичности детской нервной системы.
Как вовремя заметить, что малышу нужна специализированная помощь?
Если ребёнок в возрасте старше трех месяцев слабо фиксирует взор на предметах, имеет слабый, быстро истощающийся голос, держит ручки в кулачке, пряча большой палец внутри ладошки, у него перекрещенные ножки, сглаженные носогубные складки и язычок, заворачивающийся «штопором», то велика вероятность поражения центральной нервной системы и высок риск детского церебрального паралича различной степени тяжести. Однако вовремя начатые реабилитационные мероприятия могут сгладить многие последствия этих состояний и свести их практически к нулю. Главное – не упустить время!
Лечение ДЦП включает в себя прежде всего комплекс лечебной физкультуры и курсы массажа, а также применение средств, снижающих мышечный тонус. Кроме того, необходимы меры по предотвращению развития тугоподвижности в суставах пораженных конечностей (парафиновые аппликации, озокерит) и применение препаратов, улучшающих микроциркуляцию и питание нервной ткани.
Не менее важно своевременно определить состояние слуха. Современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слух ребенка практически сразу после рождения. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем более успешными будут все мероприятия, связанные с коррекцией этого нарушения.
Диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты исследования могут быть необъективными).
Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка. Но даже и без сложной аппаратуры можно самостоятельно убедиться в том, что малыш слышит нормально.
Реакции грудничков на звук достаточно четко определены в каждом возрасте и зависят от степени развития многих функций в организме. В первые 2-3 недели жизни малыш реагирует на громкие звуки вздрагиванием, ближе к 1-1,5-месячному возрасту у него реакцией на голос становится замирание. Примерно в 2,5 месяца появляется комплекс оживления – эмоционально-двигательная реакция на голос матери: он внимательно смотрит, начинает улыбаться, активнее двигать ножками и ручками, пытается агукать. Как правило, дети в возрасте 1,5-6 месяцев реагируют на резкие звуки широким открыванием глаз. Громкие звуки вызывают беспокойство даже у спящего ребёнка.
К 3-3,5 месяцам формируется способность поворачивать голову в сторону звучащей погремушки или голоса. В возрасте 4-5 месяцев гуление должно переходить в лепет (произнесение отдельных слогов). При появлении в поле зрения хорошо знакомых ребенку людей, в первую очередь родителей, лепет становится более эмоциональным, выразительным.
Если вы заметили, что реакции вашего крохи отличаются от типичных, то не пытайтесь ставить диагноз, а обратитесь к специалистам: ЛОР-врачу и сурдологу, ведь от состояния слуха напрямую зависит способность ребёнка овладеть человеческой речью.
Следует отметить, что не всегда отсутствие реакции на звуки свидетельствует о наличии проблем со слухом. В некоторых случаях при сохранном слухе у ребёнка отсутствуют реакции на звук, потому что нарушена совсем другая сфера – эмоционально-волевая, и тогда можно заподозрить наличие раннего детского аутизма, но это уже тема для отдельной статьи.
Отмечу, что реабилитация детей с тугоухостью и глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской и педагогической коррекции нарушенной слуховой функции. Время начала лечения и сурдопедагогическая работа являются определяющими факторами в проблеме реабилитации детей с тугоухостью и глухотой.
Не менее важно обратить внимание и на состояние зрения новорожденного, проверить которое можно с помощью нехитрых приёмов.
1.Способность малыша правильно направлять оба глаза на интересующий его предмет (бинокулярная фиксация) можно проверить с помощью зажженной свечи, на которую дети всегда смотрят с большим удовольствием. Пламя свечи должно симметрично отражаться в центрах зрачков.
2. Прослеживающие движения глаз можно также исследовать с помощью свечи. Свечку медленно двигайте в вертикальном, горизонтальном направлениях, по кругу по часовой и против часовой стрелки, приближайте к лицу малыша до 20 см и удаляйте на 60 см. Обычно к четырем месяцам малыш выполняет все эти виды прослеживания.
3. Поле зрения проверяется так: когда малыш смотрит на игрушку, которая находится у него перед глазами, медленно выдвигайте сбоку из-за головы малыша другую яркую игрушку, постепенно приближая ее к центру поля зрения ребенка. В момент, когда малыш замечает появление нового предмета и оборачивается к нему, отметьте границу поля зрения. Повторите через какое-либо время этот эксперимент, но уже передвигайте игрушку с другой стороны. Обычно границы поля зрения симметричны справа и слева, и размер поля зрения не меньше 60 угловых градусов в обе стороны для четырехмесячных детей, и 80-90 градусов для шестимесячных детей и старше.
4. Остроту зрения оцените с помощью набора крупинок или шариков из темного хлебного мякиша. Размеры крупинок – от 2-3 см до 0,5 см. Высыпав 2-4 крупинки одного размера на белую поверхность, постарайтесь привлечь к ним внимание малыша. Малыш в возрасте 5-6 месяцев должен замечать крупинки в 0,5 см на расстоянии 20 см от глаз.
Если ребенок затруднился выполнить хотя бы одно задание, сначала убедитесь, что это не случайно и не вызвано тем, что ребенок хотел спать, есть или просто устал. Повторите задания попозже. Если же и при повторных осмотрах ребенок затрудняется выполнить хотя бы одно задание, следует обратиться к врачу.
Важно помнить, что многие нарушения зрения передаются по наследству, поэтому родителям, которые носят очки или контактные линзы нужно быть очень внимательными к зрению ребенка.
Отдельного внимания заслуживает и состояние опорно-двигательного аппарата малыша.
Среди четко выраженных заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата грудных детей на практике встречается большое число нестойких, переходящих нарушений, которые вызывают беспокойство родителей.
Часто у новорожденных и грудных детей выявляется асимметрия кожных складок на бедрах и ягодицах. При этом следует обращать внимание не на складки на бедрах и их количества, а на ягодично-бедренные и подколенные складки, которые при вывихе и подвывихе бедра располагаются асимметрично на разном уровне.
Задержка развития ползанья, сидения, вставания на ноги, речи нередко пугает родителей, но надо иметь в виду, что сроки освоения этих функций весьма индивидуальны, и если ребенок в год еще не начал ходить, то это еще не означает, что он болен.
Старайтесь внимательно следить за развитием своего ребёнка. Вместе с ним радуйтесь первым успехам и победам. Помните, что любому ребёнку нужна родительская любовь, а это главный витамин роста, даже если малыш абсолютно здоров!
Директор Клинского реабилитационного центра "Радуга"
для детей и подростков с ограниченными возможностями
А. А. Лазорцева
Фото: диакон Иоанн Иванов
Малыши-торопыжки Автор: Антонина Лазорцева В календаре ноября есть интересная дата - 17 ноября, Международный день недоношенных детей. Впервые день недоношенных детей отмечался 17 ноября 2009 года в Вене на площади Святого Михаила. Профессора университетской клиники Арнольд Поллак и Ангелика Бергер запустили в небо одновременно 500 белых шаров - соответственно числу недоношенных детей, которые родились в Вене в течение года, а в 2010 году воздушные шарики в небе стали символом дня недоношенных детей в Берлине. Недоношенность - проблема, с которой люди в мире сталкиваются независимо от благосостояния и уровня развития общества
Люди с синдромом Дауна: альтернативно одаренные? Автор: Антонина Лазорцева По статистике примерно один из семисот новорожденных появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение стабильно в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не привязано к образу жизни родителей, состоянию их здоровья, наличию вредных привычек, особенностям питания, величины достатка, уровня образования, а также расы и национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой, их родители имеют нормальный набор хромосом. Появление лишней хромосомы - абсолютная случайность!
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|