Автор: Протоиерей Борис Балашов
Мы часто слышим и говорим о вере не только в религиозном смысле. Земледелец, вскапывая огород, сажая семена в землю, верит, что его труды принесут плоды, урожай; поэтому он так трудится и старается.
Человек учится в школе или в другом учебном заведении - он верит, что окончит этот курс обучения и сможет что-то делать дальше: либо поступить в институт, либо получить какую-то специальность и работать по ней. Люди вступают в брак - они верят, что создадут крепкую семью, и с этой верой приступают к совместной жизни. Человек лечится от какой-то болезни - он верит, что выздоровеет, потому он и лечится.
Верою наполнено все, но вера бывает разной. Мы говорим о вере христианской. Многие люди считают себя верующими на том основании, что они верят в существование Бога, но вера вере - рознь. О какой же вере говорим мы?
Бог есть Личность, человек - тоже личность, и отношения их должны строиться на вере, доверии, причем взаимной вере и взаимном доверии. Чтобы легче было это понять, рассмотрим отношения двух людей - двух личностей.
Я верю в существование многих людей, то есть знаю, что они существуют; но это не значит, что я лично могу им всем верить, доверять. С другой стороны, есть рядом со мной люди, о которых я могу сказать, что кому-то из них верю, в смысле доверяю, кому-то - нет. Такая вера говорит уже не о том, что я просто верю в существование человека, но еще и о том, что я могу на него положиться, поэтому все, что он говорит, все, что он делает, наполнено для меня смыслом.
Если мы говорим о Боге, многие верят, что Бог есть, но можно ли такую веру назвать живой, христианской?
В Новом Завете апостол Иаков обращается к людям с такими словами: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2, 19-20).
Как же так? Вера - и вдруг говорится о темных силах, о том, что и они веруют? Да, действительно: темные силы верят в существование Бога, но Богу-то они не верят.
Если человеческая вера в Бога останется только на этом уровне, то такая вера человека не спасет и не поможет ему. Ты веришь, что Бог есть - и ничего не делаешь ни для Бога, ни для себя, ни для своего бессмертия, ни для бессмертия и Вечной Жизни своих близких? Не о такой вере говорит Господь, не такая вера спасает человека от беды, греха и смерти.
Апостол Павел говорит: Вера действует любовью (Гал. 5, 6). Настоящая христианская вера обязательно связана с самой жизнью человека. Бог есть любовь, и если человек в это верит, если он становится христианином, то должен стараться быть таким же, как Бог. А Христос говорит нам в самых важнейших заповедях о любви к Богу всеми силами души, всем сердцем, всей своей крепостью и о любви к ближнему, как к самому себе (см. Мф. 22, 37-39).
Мы, христиане, ожидаем, что любовь Божия, правда Божия, Царство Небесное победят в сердцах людей, победят во всем мире, и Христос придет подвести итоги существования этого мира и установит полное Свое Царство, где будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Сейчас же Божие Царство основывается в сердцах людей, которые верят Богу, доверяют Ему, строят на основах этой веры свои личные отношения с Ним в Церкви Христовой, где жизнь Христа раскрывается во всей полноте, где человек преображается. Когда мы говорим о Церкви, мы имеем в виду не столько храмы, сколько Церковь как живой организм - общество верующих во Христа, соединенных со Христом в одну жизнь. Как говорит апостол Павел, Церковь есть Тело Христово. Христос - Глава этого организма, мы - члены, органы этого тела (см. Еф. 1, 22; 4, 15-16; Кол. 1, 18).
Мы, христиане, ожидая победы Царства Небесного, в Церкви в общении со Христом преображаемся, укрепляемся, стараемся для Бога стать не врагами, не соседями, а детьми и в Нем обрести Отца.
Апостол Павел в Новом Завете в Послании к Евреям говорит: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Конечно же, если ты не веришь в Бога, ты не сможешь строить с Ним взаимоотношения хорошие, близкие и искренние. Познание Бога происходит в изучении Священного Писания, в молитве, в исполнении Его заповедей, в рассуждении о всей нашей жизни, о том, что видим в окружающей нас природе. Во всем этом мы можем обрести веру в Бога, если, конечно, будем ее искать. Найдя живую воду как дар Божий, человек обретет уверенность в существовании мира невидимого, мира Божия, Царства Божия. Но это только половина того, что дает человеку вера. Другая половина не менее важная - это осуществление чаемого. Мы, христиане, ожидаем Царства Божия, победы любви, добра, справедливости - вот его мы и должны устроить, осуществить в нашем сердце, в нашей душе, в нашей семье, в нашей жизни, везде и вокруг.
И когда мы будем осуществлять это Царство Божие, Царство Небесное, то и наша вера будет становиться настоящей, живой, спасающей, соединяющей нас с Богом. Ведь если мы в Него верим, то мы Его любим, Его слова дороги для нас, дорога Его крестная смерть, Его Воскресение, вся Его жизнь. Его Живоносный Гроб открывает нам бессмертие. Смерть Богочеловека побеждает наш грех и нашу смерть. Его Воскресение открывает нам врата вечности. Приобщаясь ко Христу, к вере в Таинстве Крещения, в освящении Духом Святым, в Причащении мы через исполнение воли Божией соединяемся со Христом, приобщаемся к Его Воскресению. Это Воскресение входит в нас как залог будущей жизни, чтобы по Пришествии Христа раскрыться во всей полноте.
Из книги протоиерея Бориса Балашова " На камне или на песке ".
"Христианская жизнь". Клин. 2009
Фото: Ирина Ланцова
Жить по вере. Пойдите и посмотрите
Что значит: быть христианином? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|