Автор: Михаил Молотников
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Эта молитва многократно читается и поется на праздничной службе Пятидесятницы и входит в число начальных молитвословий почти всех церковных служб и домашнего правила (в частности, молитв утренних и на сон грядущим). Для чего она читается одной из первых? - Для того чтобы во время нашей молитвы Сам Дух ходатайствовал за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26).
Сошествие Святого Духа на апостолов
Прежде чем приступить к объяснению этой всем нам знакомой молитвы, вспомним, Кто есть Святой Дух и каково Его действие в человеке.
Дух Святой - Божественная Личность, Третье Лицо Святой Троицы, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, всё проникающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни (Животворящий). Он - истинный Бог, вечно (вне времени) исходит от Отца. Дух Святой обладает всеведением, вездесущием, всемогуществом, способностью творить чудеса, очищать людей от греха, возрождать и освящать их души, помогать им в совершении добрых дел. Его наитием написаны богодухновенные книги, Он влагал слова Божии в уста пророков и апостолов. Он в виде огненных языков сошел на апостолов в день Пятидесятницы.
Дух Святой постоянно действует в Церкви Христовой. Его действием во время Литургии совершается великое Таинство: преложение Святых Даров - хлеба и вина - в Тело и Кровь Христа. Во время Таинства Миропомазания, совершающегося сразу после Крещения, Святой Дух сходит на человека и влагает в его душу семя новой благодатной жизни во Христе. Дальше уже от самого человека (и его близких, если Крещение произошло в младенческом возрасте) зависит - взойдет ли это доброе семя и даст плоды или заглушится сорняками.
Преподобный Серафим Саровский учил, что цель жизни христианина - стяжание Духа Святого, то есть такое состояние человека, когда Святой Дух непостижимо вселяется в него и пребывает в нем, приобщая его к полноте Божественной жизни. Объясняя это своему ученику Н. Мотовилову, батюшка Серафим преобразился: лицо его просияло, как солнце. А затем по его молитве Господь дал Мотовилову опытно пережить силу действия Святого Духа: превышающие всякое земное представление мир, тишину, радость, теплоту, сладость, благоухание и свет.
Мы называем человека святым, если он стяжал (то есть приобрел) Духа Святого. Плоды Духа в таком человеке - праведность и истина (см. Еф. 5, 9), любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).
Что нужно для того, чтобы стяжать эти прекрасные качества? - Доверять каждому слову Христа и стараться жить по Его воле, искать более Небесного, чем земного, стараться всех любить и никого не обижать, каяться в грехах и умолять Господа спасти нас. Не забудем, что духовное делание - это не столько внешний подвиг (молитвы, частое участие в богослужениях и т.д.), сколько кропотливое, постоянное понуждение себя к исполнению заповедей Божиих в мыслях, желаниях, словах и поступках. (Всё это мы знаем, да ленимся - думаем, что так, лежа на теплой печке, и въедем в Царство Небесное. Впрочем, слава Богу, хоть что-то делаем - может быть, долготерпеливый Господь, принявший две лепты, призрит на нас, нерадивых.) Во всех этих наших малых трудах и помогает нам Господь Дух Святой. Он подает благодать в церковных Таинствах, в домашних молитвах; Им наполнены наши храмы, Им подается помощь по нашей молитве от святых икон и мощей.
Помолимся и мы вместе с апостолом Павлом, чтобы Бог… дал нам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца нашего, чтобы мы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас (Еф. 1, 17-19). И не забудем слова Спасителя: Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 13).
Теперь перейдем к объяснению самой молитвы.
1. Царю, Утешителю, Душе, Подателю, Блаже - это формы звательного падежа (ныне утраченного). В переводе на современный язык эти слова звучат так: Царь, Утешитель, Дух, Податель, Благой.
2. Царю Небесный. Мы называем Духа Святого Царем, Владыкой Небесного Царства как Бога и Третье Лицо Святой Троицы.
"Небесное" означает духовное, не земное. Царство Небесное именуется также раем, "жизнью будущего века", "новым небом", "Небесным Иерусалимом" (последние наименования относятся ко времени Второго Пришествия Спасителя). В нем блаженствуют (пребывают в вечной радости и взаимной любви) ангельские силы и души праведников, для которых Источником любви и света, превышающих всякое разумение, является Бог. В Небесном Царстве нет зла, в том числе и смерти.
Господь заповедал нам прежде всего земного искать Царства Божия, которое сокрыто в нашем сердце. "Лествица (лестница), ведущая в Царство, - внутри тебя, сокровенна в душе твоей, - говорит великий подвижник VII века преподобный Исаак Сирин. - Беги от греха, погрузись в самого себя и найдешь там ступени, возводящие к небесам".
3. Утешителю означает "Призываемый на помощь, Покровитель, Заступник". Греческий глагол "утешать" имеет также значения "успокаивать, умиротворять, утешать в скорби, убеждать, наставлять к добродетельной жизни".
4. Душе истины - Дух истины, открывающий человеку истину о нем самом и окружающем его видимом и невидимом мире (то есть о смысле его жизни, духовных законах бытия, рае и аде и т. д.), вразумляющий и наставляющий людей на истинный путь Божий, влагающий слова в уста пророков и исповедников: Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10, 20).
Перед Своей Крестной смертью Господь сказал ученикам: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне и наставит вас на всякую истину (Ин. 15, 26; 16, 13); Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26). После Вознесения Христа уже Дух Святой непосредственно наставлял и вразумлял учеников, благовествующих о Христе и Его Царстве.
5. Иже везде сый и вся исполняяй - Который везде пребывает и всё (весь мир, всё бытие) наполняет.
6. Сокровище благих - Источник, Сокровищница всего благого, доброго.
7. Жизни Подателю. Дух Святой дает жизнь всему миру, всему живому, то есть одушевляет, а людям дает еще и жизнь Божественную, вечную, то есть одухотворяет, при условии, что они ищут, алчут и жаждут этой жизни.
8. В ны - в нас.
9. Очисти ны от всякия скверны. Дух Святой очищает верных и смиренных сердцем от греховной скверны. Это необходимо, так как ничто скверное не может войти в "рай сладости" Царство Небесное. В земном мире Христос пребывает только в тех душах, которые очищаются искренним покаянием.
10. Блаже. Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк. 10, 18).
11. Спаси… души наша. Самое главное для человека - это спасение его души. Именно для этого и пришел Господь на землю. Об этом мы и умоляем Духа Святого. Если важно спасать земную жизнь человека, то несравненно важнее спасти его вечную душу.
О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто - и зачем?..), либо потому, что "заботы века сего" настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни.
Одинокой женщине о молитве Автор: Святитель Николай Сербский Огорчены вы, что Бог не слышит молитв ваших... Не сетуйте на Того, от Кого имеем и бытие, и жизнь, и дыхание, и разум, и все. Прошу вас, не жалуйтесь на Того, Кто в тысячи раз больше имеет право жаловаться на нас пред Ангелами и святыми Своими.
Хотя бы Господь не исполнял буквально молитв наших - они все равно приносят плод душам нашим, делая души наши более зрелыми и богатыми. Это - тайна, которую познали идущие путем духовного опыта
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|