Автор: Святитель Николай Сербский
Хотел ты знать, очень ли нужна исповедь? Раньше ты часто исповедовался, но перестал из-за того, что кто-то над тобой посмеялся. Не надо было прекращать. Над кем люди только не смеялись. Знаешь, как сказал Наипрозорливейший: Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25).
Рядом с мастерской, говоришь, есть у тебя виноградник, который дает тебе хороший урожай, так как ты хорошо его обрабатываешь.
И вот если бы кто запустил свой виноградник, да стал бы насмехаться, что ты за своим бережливо ходишь, оторвал бы ты руки свои от виноградника? И перестал бы обрабатывать его? Известно, не сделал бы этого. Как же тогда мог поколебаться ты в обработке души своей, которая важнее всех виноградников на свете. Ибо когда умрешь, душу свою понесешь, а виноградник оставишь. Из всех работ обработка души – самый важный из всех трудов, которыми человек трудится на земле, труд возле души самый разумный. Поэтому вернись к прежнему труду над душой своей и начни опять исповедоваться.
Так говорит апостол Иаков: «Исповедуйте друг другу согрешения» (Иак. 5, 16). Грехи, оставленные в тайне, растут и множатся, а как только выходят на свет, издыхают и гибнут. Не говори: «Я не грешен». Читай, что пишет праведник в Псалтири: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50, 7). Также не говори: «Я исповедаю свои грехи Самому Богу, и значит, не нужно исповедоваться людям». Кто был праведнее Апостола Павла? И сей Павел имел один грех до своего апостольства, как Савл, и грех этот он открыто исповедовал не один, а много раз, и не только перед верными, но и перед язычниками. Вы слышали, – пишет он крещенным Галатам, – что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее. То же самое объявляет он и перед некрещеным царем Агриппой (Деян. 26). Если же святой Павел так – зачем тогда тебе держать раны души своей сокрытыми? Зачем оставлять змей в недре своем размножаться? Неужели лишь потому, что кто-то над тобой посмеется? Даже если однажды посмеялся, будет ли он над тобой вечно смеяться? Помолись Богу за него тайно, может быть и покается и слезами загладит грех свой.
Что может быть непостоянней мыслей человеческих? Сколько и сколько раз люди вечером каются о словах, которые за день изрекли, поэтому в отношении души своей не слушай всякого, кто тебе мимоходом скажет, а слушай то, что говорит Божия Церковь. Войди в разговор с духовниками, которые исповедуют людей, и услышишь от них многие примеры, какое душевное облегчение получали те, кто усердно исповедовался.
Бог наш есть Бог милости и доброты, и Он желает всем людям спасения. Но как может человек спастись, если не дойдет ясно и сознательно до различия между грехом и правдой Божией и не оттолкнет греха и не признает правды Божией? С тем, что носит человек в душе своей, когда умирает, отходит он на суд Божий: если грех – с грехом, если же правду – с правдой. Бог ждет от всякого смертного покаяния, а покаяние включает исповедание грехов своих. А так как каждый день и всякий час Ангел смерти может прийти за душой нашей, то Церковь советует верным частую исповедь и еще чаще – покаяние.
Бог да просветит и благословит тебя!
Фото: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Что делать, чтобы прошла жгучая боль о совершенных в жизни грехах?
Зачем каяться в грешных мыслях? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|