Автор: протоиерей Игорь Гагарин
12 июля – память святых апостолов Петра и Павла
Спрашивал ли нас с вами хоть кто-то когда-нибудь: «Ты меня любишь?» Такой вопрос задают друг другу влюбленные, задают дети своим родителям и, наоборот, родители детям. Как сладко слышать этот вопрос от тех, кого мы любим! Как сладко отвечать на него: «Люблю! Люблю! Люблю!» Впрочем, не всегда это бывает сладко…
Везде, где есть любовь, есть и это вопрошание. Порой оно не произносится устами, порой присутствует во взгляде, в интонации голоса, но всегда присутствует. Потому что любовь жаждет взаимности. Так бывает между человеком и человеком. Но так же бывает и между человеком и Богом.
На праздничной утрене в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы читаем отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором рассказывается, как Господь Иисус Христос трижды задает этот вопрос апостолу Петру. Симон Ионин! – обращается Иисус к ученику Своему, – любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 16). Получив утвердительный ответ, Господь снова задает тот же вопрос, а потом еще и в третий раз. И когда Симон Петр услышал его в третий раз, горько стало ему. Тот, от Кого он трижды отрекся, желал теперь трижды услышать от него подтверждения любви. Тот, от Кого Петр трижды отрекся, встретившись с ним по Воскресении, не упрекает, не осуждает: «Как же ты мог?!» – а спрашивает: Любишь ли? И никаких других слов произносить не надо, кроме «люблю». И это относится не только к Петру, это же самое верно и по отношению к любому из нас, когда мы виноваты перед Богом.
Каким одним единственным словом можем выразить мы свое покаяние? Сожалею? Раскаиваюсь? Эти же слова мог бы произнести и Иуда Искариот. Он искренне сожалел и раскаивался. Не это примиряет нас с Господом. «Люблю!» – вот чего Он ждет от нас, и если это слово мы можем произнести искренне, от всего сердца, мы прощены независимо от того, какой тяжести грех тяготеет на нашей совести. И наоборот, даже самое жгучее сожаление и раскаяние не помогут там, где нет любви. Так произошло с Иудой, которого раскаяние без любви толкнуло в петлю.
Наши отношения с Господом могут строиться только на любви. Ни на чем другом они построены быть не могут. Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7, 47), – говорит Иисус о блуднице, пришедшей к Нему с алавастровым сосудом, целовавшей Его ноги и мазавшей их миром. Но, конечно, и не только ей, но каждой грешной душе, которой овладела любовь.
А с чего начинается любовь человека к Богу? Наверно, как и любовь к человеку, начинается она иногда с первого взгляда. Именно так полюбили Господа многие Его ученики, которые могли бы вслед за Петром сказать: Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою (Мф. 19, 27).
Но ведь не всегда любовь вспыхивает с первого взгляда. Бывает между людьми и нечто совершенно противоположное. Первая встреча, первое знакомство могут или не вызвать никакого интереса, или даже вызвать неприязнь. И художественная литература, и наш жизненный опыт знают немало примеров, когда то, что начиналось неприязнью или даже ненавистью, оборачивалось затем самой горячей и преданной любовью. Так случилось с апостолом Павлом. Если Петр навсегда полюбил своего Учителя с первой же встречи, то Павел, а точнее иудейский юноша-фарисей Савл (так звали его до обращения в христианство), сначала ненавидел Христа самой лютой и непримиримой ненавистью. Той ненавистью, которая не успокоится, пока не уничтожит того, кого ненавидит. Впрочем, Сам Христос был, как думал Савл, уже мертв, но жили Его ученики. Жили и продолжали Его дело, представлявшееся Савлу чрезвычайно вредным и разрушительным.
Первый христианин-мученик архидиакон Стефан был забит камнями при самом активном участии Савла. И когда во главе вооруженного отряда горящий ненавистью юноша идет в Дамаск, чтобы схватить находящихся там христиан и привести их в Иерусалим на муки и смерть, Сам Господь является Ему в виде ослепительно яркого света, говорит с ним и призывает его к служению. Происходит одно из самых удивительных чудес, не менее потрясающих, чем прозрение слепых и очищение прокаженных: гонитель и преследователь становится апостолом и проповедником. И каким проповедником! Никто не потрудился в деле проповеди Евангелия так успешно и плодотворно, как апостол Павел. За несколько десятков лет небольшая община последователей Иисуса Христа превратилась в многотысячную Церковь, включающую сотни общин во многих странах мира, состоящую из христиан самых разных национальностей. Уму непостижимо, как много успел сделать этот человек, который когда-то так ненавидел и Христа, и христиан! Когда-то ненавидел, но потом так полюбил, как мало кому доводилось.
Очень разными людьми были Петр и Павел. Да и мы с вами разве не все разные? Многие из тех, кто приходит в Церковь, никогда в жизни не стали бы близки между собой, не призови их Христос. Люди самых разных возрастов, интересов, способностей, высокообразованные и малограмотные, но при всем различии одно объединяет нас и делает родными друг другу – на вопрос Спасителя: Любишь ли ты Меня? – мы должны от чистого сердца сказать то же, что сказал Петр: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15). И если это так, то и о нас с вами возвышенно говорит апостол Павел: Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39).
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель
Иоанно-Предтеченской церкви
с. Ивановское Московской области
Фото: www.icon-art.info
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел Автор: Протоиерей Борис Балашов Апостол Петр был рыбаком, а апостол Павел - ремесленником с хорошим религиозным образованием. По-разному они жили. Апостол Петр имел семью, и жена была верной его спутницей в проповеди слова Божия у разных народов. Павел не был женат. По-разному они пришли ко Христу.
Жизненный подвиг апостола Павла Автор: Протоиерей Борис Балашов Защита родного народа от угрожающей ему смертельной опасности становится самым главным делом для юноши. Ему не до своей личной жизни, не до того, чтобы устроить собственную семейную жизнь. Настоящий враг для Израиля - христианство: его в этом убедили друзья-фарисеи и народные судьи - члены синедриона (национального верховного суда). Совесть молодого Савла требует активной деятельности для спасения народа от опасного заблуждения учеников Иисуса из Назарета, которые утверждают, что их Учитель Воскрес и победил смерть.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|