Автор: протоиерей Борис Балашов
В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Сегодня мы празднуем Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. В этот день Крест Спасителя, мучительная смерть и страдания Господа нашего Иисуса Христа, о которых мы сейчас слышали в Евангелии, духовно открываются перед людьми. Человек может принять смерть Христову как своё освобождение, а может просто посочувствовать или воспринять её открыто враждебно (тогда в его жизни всё останется как было, без изменений).
Мы видим такие ситуации в реальной жизни на протяжении всей истории человечества. Яркий пример – Понтий Пилат. Он не враг Христу, презирает и, возможно, даже ненавидит его противников – фарисеев и саддукеев, прекрасно понимает, что все обвинения против Него "липовые": какой же Он мятежник, этот Иисус из Назарета?
Пилат сочувствует Христу как невинно страдающему и с удовольствием освободил бы Его. Но как только для прокуратора возникает опасность личных неприятностей, он начинает думать не о том, как по совести выполнить своё служение судьи и администратора, а о себе. Поэтому, делая вид, что он вынужденно осуждает Иисуса из Назарета, Пилат демонстративно омывает руки перед народом. Однако, хоть омывай их, хоть нет, они всё равно в крови Иисуса.
Как же часто люди занимают подобную позицию: "Да, конечно, Христос – истинный Бог, любящий и милосердный, но, если из-за Него мы рискуем что-то в жизни потерять или будем иметь какие-то неприятности, то лучше уйти в сторону!" А вот въехать в Царство Небесное на печке, подобно сказочному Емеле, – это с удовольствием, ведь напрягаться мы не хотим. Что ж, каждый сам делает свой выбор: участь Пилата известна, фарисеев и саддукеев – тоже. И сам Иерусалим, не узнавший и предавший своего Бога, оказался разрушен.
Как часто приходится слышать: "Бог любит меня и мне помогает". А разве этого достаточно? Как вы думаете, ребёнок, который будет говорить, что мама его любит, а сам пальцем не пошевелит, чтобы ей помочь, это нормальный член семьи? Нет, это потребитель!
Верующие нередко ведут себя подобным образом. Помню, поехал я помолиться к мощам блаженной Матроны. Очередь стоит через весь храм, подходят люди к алтарю, если один из пяти перекрестится – и то хорошо. Но ведь перед нами Престол Божий, на котором совершается литургия, где пребывают Святые Дары и Христос реально присутствует! Нет, это не интересно, зато привлекает другое: "Подай мне, Господи: одно, второе, третье…" – а Сам Бог их не интересует!
Конечно, Бог что-то подаст, ведь и мы нищим подаем, но полноценная жизнь-то пройдёт мимо нас, а вечная жизнь – тем более. А уж когда к Богу придём, в глаза Ему посмотрим, нас и осуждать не надо будет – сами убежим в глубины адские... от стыда.
Мы празднуем Воздвижение Креста Христова. Правильно делаем, что празднуем. Крест – это орудие нашего спасения в борьбе с трудностями и с искушениями. Незаряженное оружие не выстрелит, а орудие спасения, данное нам Христом, заряжается нашей христианской верой. По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29), – говорит Христос. И примеров тому в Евангелии более чем достаточно: женщина, много лет страдавшая кровотечением, исцелилась по своей вере, едва коснувшись одежды Христа. И сейчас в жизни Церкви происходит подобное, ведь Бог неизменен.
Мы носим крест на груди, крестами увенчаны купола храмов, мы встречаем их повсеместно в храмовых росписях, на иконах и облачениях священнослужителей, постоянно совершаем крестное знамение. Это великая помощь, но часто она проходит мимо нас, даже крестимся мы зачастую второпях. Так небрежно мы обращаемся с орудием нашего спасения!
Любой крест – это образ Креста Христова, который обагрён Его кровью. Он являет нам силу любви Господа нашего Иисуса Христа, а значит является сильнейшим оружием. Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, а значит, поклоняясь образу креста, мы самому Кресту Христову поклоняемся.
Сегодня, конечно, мы вспоминаем царя Константина, который мечтал обрести Крест Христов и попросил свою мать – царицу Елену – отправиться на его поиски.
Но как он понял силу Креста Христова? Когда Константин ещё не был христианином и его связь с Господом только начинала созидаться, Бог уже доверял ему и помог одержать большую победу над Максенцием. Но Господь показал Константину, что победа эта может быть одержана только силою Креста и верой в Иисуса Христа.
Силы были неравными, войско Константина было меньше, чем у Максенция, и он внутренне переживал, идя на это сражение. Но внезапно царь увидел на небе некое знамение: звезды составили крест и надпись "Сим (этим) побеждай!". Тогда Константин понял, что Господь даёт ему возможность идти по жизни с помощью Божией и совершать своё служение императора и военачальника во славу Божью.
После этого Константин повелел своим воинам изобразить крест на боевых знамёнах, и хотя христиан среди них было не так много, все устремились на битву с превосходящими силами противника с верой и воодушевлением.
Войско Константина одержало блистательную победу! Крест, который чудесно явил на небе Господь, конечно, не был тем деревянным Крестом, на котором был распят Сын Божий, но он стал его образом. Ведь Христос несёт свой Крест, совершает Своё служение ради нашего спасения и всех зовёт за Собой в эту победу над грехом и смертью в жизнь вечную Небесного Царства.
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34), – призывает Господь. Здесь Он говорит не о том видимом кресте, который можно на грудь повесить, а о кресте, как любви и доверии Богу, с которыми надо свято идти по жизни, чтобы войти в эту победу Христову. Это нелёгкий путь, на нём будут и скорбь, и наша Голгофа, но с верой во Христа мы пройдём через это и обретём Его победу для нас самих.
Мы знаем из истории XX века, как многие новомученики побеждали и оставались живыми в совершенно невозможных условиях силой веры во Христа, в Его Крест и Воскресение. Какие бы трудности ни выпадали на нашу долю, какое бы служение ни давал нам Господь, именно верой в Господа и силой Его Креста мы можем и будем побеждать.
Вера во Христа – это не вера в Него (в существование Бога и бесы верят), а вера Ему, Его словам, делам, Его любви и Его Евангелию. Он указывает нам правильный путь жизни. И следуя им, мы пройдём через любые трудности.
Сейчас сложное время, мы все испытываем трудности, скорби, опасения. Откройте Ветхий Завет, книгу Бытия, где Господь беседует с Авраамом о развратном городе Содоме, и Авраам "торгуется" с Богом, спрашивая, сколько же нужно отыскать там праведников, чтобы Господь помиловал всех.
Речь сейчас не о разрушении Содома, это образ, показывающий, что если сейчас мы, христиане, будем жить праведно, по вере, Господь помилует нас. Что же для этого нужно делать? В первую очередь, обратиться к Евангелию, ко Кресту Христову, ко Господу, стараться жизнь свою исправлять верой, надеждой, любовью, питать свою душу молитвой, Причащением, усиленно делать добрые дела. Это главное, что мы можем сделать, чтобы мы и наши ближние жили дальше в мире.
Крест Христов указывает нам этот нелёгкий путь, но это путь к победе. К победе в собственной душе над грехом и смертью, победе над жизненными обстоятельствами и грехами ближних. Это путь веры, путь спасения нашего Отечества! Аминь.
Почему мы молимся Кресту?
Воздвижение Креста Господня. Что это значит для меня? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|