Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Мы не раз говорили о Кресте, крестном знамении, о том, что в нем самым кратким, точным и полным образом выражается самая суть христианства: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Итак, чтобы иметь жизнь вечную, нужно веровать в Него, в Иисуса Христа, распятого и воскресшего. «Ну что ж, если в этом лишь спасение, я, пожалуй, готов поверить», – так иногда отвечает человек на проповедь Евангелия. И хотя с трудом верится ему в истинность Евангельской истории, тем не менее, человек видит, что это дает какой-то шанс на бессмертие. «А вдруг все-таки правда! Не лучше ли, на всякий случай, считать себя верующим? Ведь не так это трудно. Буду ходить время от времени в церковь, читать молитвы, соблюдать по возможности посты. В какой-то мере ведь это и приятно – церковная служба красива и, если хороший хор, доставляет удовольствие слушающим. Посты – вещь полезная для здоровья. Отчего же не верить и не делать по мере сил того, что требуется от верующего?»
Так церковь постепенно наполняется верующими на всякий случай, ищущими душевного комфорта, спокойствия, защищенности или неких особенных «возвышенных состояний». Так происходит подмена христианства псевдохристианством. И хотя крест, изображения которого в церкви повсюду, должен, казалось бы, меньше всего говорить о душевном комфорте и успокоенности, но мы так привыкли к нему, что не задумываемся, как страшно то, что на нем произошло.
Если же вспоминаем о крестных муках, о той боли, душевной и телесной, которую перенес Христос, чтобы освободить нас от смерти, вспомним и другое: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12, 26).
Готовность претерпеть страдание за Христа – вот что значит последовать Ему, быть с Ним, служить Ему. Но даже не об этом хочется сказать сейчас. «Страдать за Христа» – выражение отвлеченное и не всегда понятное. В нашем мире ведь все страдают, независимо от веры и убеждений. В этой жизни большинству бывает чаще плохо, чем хорошо. Да и страдать «за Христа» в прямом смысле едва ли приходится. Христианство сейчас у нас не гонимо, исповедовать свою веру безопасно и даже в некотором смысле модно.
Дело, однако, не в самих страданиях и скорбях. Дело в нашем отношении к ним, в том, с какими чувствами мы их переносили, и что с нами, а точнее в нас,происходит, когда необходимо бывает проходить через боль.
Все, с чем сталкивается человек в жизни, может или просто пройти мимо него, или сделать его хуже или лучше. А поскольку задача наша – приближаться к совершенству, становиться светлее, добрее и чище, уподобляясь Христу, то каждая жизненная ситуация, каждая встреча, каждая радость и каждая беда дают нам возможность подняться еще на одну ступень, стать светлее и лучше. И нет в сознательной жизни человека такого мгновения, которое нельзя было бы использовать, чтобы нравственно вырасти.
Но ничто так не привлекает ко Христу, а значит к Совершенной Красоте, Истине, Добру, ничто так не приближает, как страдание, боль, скорбь, если мы принимаем это все, как принял Христос. В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), – пишет апостол Павел. С какими же чувствами, с какими мыслями терзается и умирает на Кресте Иисус? Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Это говорил мучимый о мучителях, убиваемый об убийцах.
Нам с вами не так часто, слава Богу, приходится встречаться с мучителями и тем более с убийцами, но с обижающими, оскорбляющими, досаждающими, раздражающими – ежедневно. Говорим ли мы при этом прекрасные Христовы слова: Отче! прости им, ибо не знают, что делают?
Эти слова говорил архидиакон Стефан, когда его забрасывали камнями. А мы, когда нас забрасывают обидными словами?..
Эти слова говорила преподобномученица Елисавета, когда чекисты заживо сбрасывали ее в шахту.
Эти слова говорил священномученик архимандрит Сергий (Шеин), когда его вели на расстрел.
К сожалению, не помню, кто сказал: «Христос не для того страдал, чтобы мы не страдали, а для того, чтобы наши страдания стали как Его». Об этом тоже вспомним, молясь перед Крестом Господним. И, может быть, сумеем от сердца, нелицемерно, молитвенно вздохнуть вместе с преподобным Парфением Киевским: «Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благость Твою...»
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское Московской области
Фото: patriarchia.ru
Воздвижение Креста Господня Автор: митрополит Антоний Сурожский
Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня – не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему – вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова
Воздвижение Креста Господня. Что это значит для меня? Автор: Наталия Гусева И тысячелетия спустя с теми же просьбами припадаем мы к его подножию, прося все о том же. Удивительно: тысячелетия разделяют нас с теми людьми, которые были свидетелями Воздвижения. Разные эпохи, разные одежды, разный быт – и... совершенно одинаковые немощи и страхи
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|