Автор: протоиерей Борис Балашов
Фото: Ю. Павлюк
Сегодня и в минувший воскресный день мы слышали отрывок из Евангелия, в котором говорится, что пророк Иоанн Предтеча призывал людей к покаянию и крестил их. Но ведь и Христос говорит о покаянии, заповедует Крещение, и Его ученики начинают крестить людей после Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. Однако это совершенно разные вещи, и мы сейчас попробуем в этом разобраться.
К Иоанну приходили люди разных занятий и спрашивали: «Что нам делать?» Тем, кто собирал подати, он говорил: «Делайте, что положено, но не берите сверх должного и себе в карман не кладите», а воинам, которые часто выполняли полицейские функции, отвечал: «Служите, но никого не обижайте и довольствуйтесь своим жалованием», – то есть указывал людям, как правильно поступать.
Ветхозаветные заповеди говорят, чего делать не следует, призывают человека бороться с греховными поступками и делать добрые дела. Тем не менее, ко времени жизни Иоанна Крестителя большинство иудеев отошли от этих заповедей. А в истории Израиля были печальные страницы, когда из-за охлаждения людей в вере, из-за того, что они переставали соблюдать заповеди Божьи, случались катастрофы. Относительно недавно, за пятьсот лет до проповеди Иоанна Крестителя, когда евреи перестали следовать ветхозаветному закону, началась война, в результате которой почти все израильтяне, за исключением некоторых беднейших слоев населения, были уведены в плен, в котором находились несколько десятков лет. И только там они поняли, что оказались во власти врагов потому, что нарушили свой Завет с Богом. Так происходит всегда: не хочешь держаться за Бога – не держись, но если ты отошел от Божьей защиты, ты остаешься один. А ведь враги у человека всегда есть, были и будут, и это не столько другие люди, но и дьявол, и мы сами, когда поддаемся его влиянию.
Иоанн Креститель проповедовал возвращение к этим заповедям и своей праведной жизнью показывал пример их выполнения: «Предки ваши заповеди соблюдали и Господь оберегал их, а вы-то что делаете?»
В древнем мире были распространены разного рода ритуальные омовения, потому что люди боялись внешнего осквернения. Например, омовение с целью очищения было необходимо после прикосновения к покойнику, заразному больному, язычнику. Поэтому, когда язычников принимали в ветхозаветную веру, их тоже омывали – полностью погружали в воду, чтобы, очистившись, они входили в ветхозаветную церковь и начинали жить иной жизнью – по заповедям Единого Бога. Слово «баптизма» переводится на славянский и русский языки как «крещение», но буквальный перевод означает «погружение».
Однако, проповедуя очищение от грехов, Иоанн Креститель обращает свою проповедь в первую очередь не к иноплеменникам, а к иудеям, говоря, что это они должны очищаться, потому что не сохранили Завет с Богом и уподобились язычникам! Множество евреев, услышав эту проповедь, заглянули в свои души и, ощутив укоры совести, пришли к Иоанну Предтече принять крещение. Выходя из воды, они вслух исповедовали свои греховные поступки, раскаиваясь в них. Было ли им трудно и стыдно? Конечно, да! Но они хотели приготовиться ко встрече Мессии, чтобы войти в Божие Царство, о котором Иоанн возвещал, что оно вот-вот откроется. Покайтесь, сотворите достойный плод покаяния (Мф. 3:8), – говорил Иоанн Креститель, что означает: «Если делали плохое, покайтесь и делайте людям добро».
И вот к Иоанну приходит креститься Христос, Которого он никогда не видел. Их единственная встреча состоялась тогда, когда они оба были во чревах своих матерей и Дева Мария пришла к Елисавете после Благовещения. Однако Иоанн сразу почувствовал, Кто сейчас перед ним.
Душа Иоанна была глубокая, чистая, и он говорит Иисусу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Почему он так говорит, ведь он не совершал плохих поступков, не нарушал заповедей, вел очень строгий образ жизни? Потому что ни те евреи, которые приходили к Иоанну, ни он сам, не могли исцелить собственную душу от личной наклонности ко греху и от первородного искажения духовной и телесной природы человека.
Адам и Ева нарушили заповеди Божьи и сломались духовно, поэтому все люди унаследовали от них эту искаженную грехопадением природу. Наше тело не способно жить вечно, поэтому мы болеем и умираем. Наша душа не пребывает в мире и радости – мы обижаемся, злимся, делаем гадости и помним зло. Но это наше состояние ненормально: норма была у первых людей до грехопадения, а нас к норме ведет Господь!
Иоанн не мог сказать людям, чтобы они воевали с грехом в своей душе, потому что оружия для этого еще не было. И сам Иоанн осознавал нечистоту собственного сердца, понимал, что в душе не имеет райского состояния: там возникают помыслы, возмущения. Осознавая, Кем является Христос, не зная еще Евангелия, он понимал, что Мессия несет победу над греховным состоянием человеческой природы, и у Него просил крещения.
Но Христос говорит: «Делай, что повелел тебе Господь!» – и Сам принимает крещение от Иоанна, хотя в этом и не нуждается. В Иорданских водах Христос принимает на Себя грехи тех людей, которые каются и будут каяться, и захотят жить иной жизнью – совершить духовную победу над грехом в своей душе, чтобы в сердце был рай, чтобы жить вечно, чтобы душа сроднилась с Богом.
Когда Иисус Христос выходил из воды, разверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Христа. Но дело даже не в этом разовом событии, а совсем в другом. Последний пророк Израиля умер за четыреста лет до этого, и с тех пор никаких пророчеств в израильском народе не было и чудес не совершалось. «Небо закрылось», – говорили люди, Бог больше не открывался им. Но теперь, с пришествием Христа, началось Откровение Божие людям, Сам Бог в лице Христа обращается к ним и говорит, что есть истина, как нужно жить, верить и любить.
Действительно, принимая Свое служение, Христос тоже возвещает покаяние, но речь уже не только о том, чтобы исправлять плохие поступки и делать хорошие: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15), – заповедует Господь. Исправьте свою жизнь и веруйте в ту истину, которую Бог открывает вам через Своего Сына! Это единственный путь к бессмертию, и задача Христа – не только удержать человека от злых поступков, хотя и это очень важно, а вылечить от греха человеческое сердце, избавить его от греховных мыслей и чувств, сделать так, чтобы человек изменился внутренне. Своими силами, без Бога это, конечно, сделать нельзя. Таинство Крещения очищает душу и обновляет всего человека Божьей благодатью.
Христос пришел, чтобы победить грех, и побеждает его Своей жизнью, Своим Голгофским Крестом, Своим Воскресением. В день Пятидесятницы Он дает людям дары Духа Святого, и мы, христиане, эти дары принимаем. Дар Духа Святого – как некое семя, которое всевается в сердца: семя вечной жизни. Более того, святые говорят, что мы получаем от Воскресшего Христа не только семя, которое, когда прорастает, исцеляет человека от греховной поврежденности. Его духовная природа становится бесстрастной, нетленной, не подвластной греху. Если человек – настоящий христианин, то смерть может разлучить его с телом, но не с Богом.
Но почему мы не ощущаем этих даров? Во многих из нас этот Божественный огонь едва тлеет, как уголек. Нужно давать ему пищу, прикладывать реальные усилия в борьбе с грехом, призывая Бога помочь, укрепляя себя молитвой, чтением Священного Писания, участием в таинствах Церкви, чтобы этот огонь разгорался все сильнее, как он разгорелся у святых, которые буквально пронизаны были благодатью Святого Духа и согревали любовью не только свои сердца, но и весь мир. От нашего внутреннего состояния зависит и то, что происходит с нашими близкими, и вообще всё вокруг нас.
Вот мы утром пришли в храм. В нем темно, но зажгли одну лампадочку, потом свечи, и уже стало светлее. Так и в нашем мире: чем больше людей будет жить с Богом, тем светлее и теплее будет вокруг нас!
Прп. Ефрем Сирин говорит, что «Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю». Но мы можем своими поступками и своей жизнью сделать так, что это семя либо вырастет, либо будет заглушено. Христианское Крещение и покаяние ведут к изменению жизни. Человек, раскаявшись, понимает, что пошел не туда, и поворачивает свою жизнь в другую сторону. Он принимает евангельскую истину как Слово Бога, которым нужно жить!
Христианство состоит не только в том, чтобы не воровать и не убивать, а в том, чтобы и в душе побеждать злые мысли и чувства, прикладывая свои усилия и в молитве призывая Божию помощь. Тогда человек постепенно меняется – кто быстрее, кто медленнее, – а в сердце начинает созидаться Божие Царство. Христос делает из наших души и тела Себе дом – храм, в котором Он пребывает. И чем больше мы боремся с грехом, тем больше места в своем сердце отдаем Христу, тем более Он с нами. Тогда мы становимся способными ощущать радость будущего мира, ту радость, которую дает Господь от общения с Ним, от исполнения Его воли. Цель христианского покаяния и Крещения – построение Царства Небесного в своей душе и наше созревание для вечного Царства Божией славы, в которое Господь зовет нас, своих детей, как в свой родной дом. Аминь.
Вопросы, связанные с праздником Крещения Господня и освящением воды
Купель спасения
От воды и Духа
Православное Таинство Крещения
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|