Автор: священник Анатолий Трушин
«Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...»
Б.В. Асафьев
Александра Александровича Алябьева по праву можно считать одним из первых предшественников русских композиторов-классиков. Впервые в его сочинениях, музыкально развитых другими композиторами во второй половине XIX в., зазвучали темы изгнанничества, одиночества, странничества, неразделенной любви. Многие мотивы его произведений звучали в романсах и сто лет спустя. Хоть наследие композитора и представлено почти всеми музыкальными жанрами его времени, но центральное место в нем занимает именно вокальная лирика. Александр Алябьев писал романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина1, Василия Андреевича Жуковского, Дениса Васильевича Давыдова, Ивана Ивановича Козлова, Петра Андреевича Вяземского, Михаила Юрьевича Лермонтова и других известных поэтов.
Классическими образцами романсов стали «Соловей» на стихи Дельвига, «Зимняя дорога» и «Я вас любил» на стихи Пушкина. Но, конечно, наибольшую известность получил «Соловей». Его распевали повсюду. Михаил Глинка написал фортепианные вариации на тему алябьевского «Соловья», а позже венгерский композитор Ференц Лист создал фортепианную транскрипцию романса. Его исполняли величайшие певицы мира в качестве вставного вокального номера в опере «Севильский цирюльник» Россини.
Перу Алябьева принадлежат также пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит. Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу (шесть опер, в том числе «Буря» по Уильяму Шекспиру), балет, музыку к театральным пьесам и водевилям (около двадцати, в том числе десять опер-водевилей), сценическую кантату. Он первым из русских композиторов создал музыку к театральным постановкам произведений Пушкина «Кавказский пленник» и «Русалка», составил, сделал аранжировку и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий – русских, украинских, кавказских, татарских и др. Александр Алябьев также является автором духовной музыки. Он написал более 100 песнопений, среди которых выделяется полный цикл Литургии для мужского хора и Литургия Преждеосвя- гценных Даров. Но судьба богатого наследия композитора сложилась драматично: большая часть его произведений (всего их более 450) так и осталась в рукописях, многие из которых утеряны.
* * *
«Иногда в музыке нравится что-то совсем неуловимое и не поддающееся критическому анализу...
Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!»
П.И. Чайковский
Александр Александрович Алябьев родился 4(15) августа 1787 г. в городе Тобольск, где его отец, Александр Васильевич Алябьев, служил вице-губернатором. Александр Александрович получил хорошее домашнее образование и уже с малых детских лет начал приобщаться к занятиям музыкой. Вся семья вице-губернатора, которая была покровителем местного театра и оркестра, не пропускала практически ни одного спектакля или концерта.
В 1796 г. Алябьевы переехали в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались и серьезные занятия музыкой. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, продолжая светское образование в Благородном пансионе Московского университета. Тут он занимается игрой на фортепиано у Джона Филда2 и здесь же, в 1810 г., были изданы его первые сочинения – «Новый французский романс» с аккомпанементом для фортепиано, два фортепианных вальса и Первый струнный квартет3. Но, несмотря на то, что он уже проявил себя как композитор, на этом его образование закончилось – желание защищать Отчизну от врага преобладало над желанием заниматься только музыкой, и он поступил в Ахтырский гусарский полк, где прошел путь от корнета до подполковника.
Александр Александрович участвовал в крупных сражениях, заслужил славу отважного офицера, а потом попросил, чтобы его откомандировали в партизанский отряд4 отважного гусара и знаменитого поэта Дениса Давыдова. За свои боевые заслуги Алябьев удостоился множества наград, и позднее в его послужном списке будет отмечено: «Будучи употреблен в опасных местах, везде отлично исправлял данные ему поручения». «Гусарская вольница» пришлась по душе композитору, поэтому после войны он еще долго ходил в военном мундире. За эти годы у него появилось много боевых друзей, среди которых были и будущие декабристы, такие как: Петр Александрович Муханов, Александр Александрович Бестужев-Марлинский, Федор Николаевич Глинка. На Отечественной войне 1812 года он также сдружился с Александром Сергеевичем Грибоедовым.
В 1823 г. Алябьев, подав рапорт об отставке от военной службы в чине подполковника «с мундиром и полным пенсионом», начал серьёзно заниматься музыкой. В том же году он написал оперу «Лунная ночь, или Домовые». Она была поставлена на сцене императорского театра в Петербурге и получила благожелательные отзывы, но в репертуаре не удержалась и даже не была издана. Аналогичная судьба постигла и следующее крупное сочинение композитора – водевиль «Путешествующая танцовщица» (1824). Он был забыт после нескольких спектаклей в Москве. Даже помощь друзей – композитора Алексея Николаевича Верстовского5 и переводчика Александра Ивановича Писарева6, с которыми Алябьев написал еще две оперы на сюжеты французских водевилей «Хлопотун, или Дело мастера боится» (1824) и «Приключения калифа» (1826), – не смогла изменить ситуацию. В это же время он совместно с Верстовским создал пролог «Торжество муз» к открытию Большого театра и музыку к водевилю Николая Ивановича Хмельницкого7 «Новая шалость, или Театральное сражение».
24 февраля 1825 г. жизнь Александра Алябьева кардинально изменилась. После скандала на званом ужине для друзей в его доме он на два года попал под следствие и находился в заключении. Ничего не могли сделать знатные, богатые родственники композитора. Они добились единственного: в камеру Алябьева разрешили поставить фортепьяно, и композитор получил возможность отвлечься от своей горькой участи. Именно находясь в тюремном заключении Алябьев пишет своё самое знаменитое произведение – романс «Соловей». Тогда же им был сочинен комический балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты». Состоявшийся, наконец, судебный процесс завершился ссылкой в Сибирь. Близкие Алябьева подозревали, что причина этого сурового заключения кроется в дружбе композитора с декабристами. В письме к своей сестре Екатерине, которая добровольно последовала за ним в ссылку, он писал: «...Не так живи, как хочется, а как Бог велит; никто столько не испытал, как я, грешный...»
Находясь в ссылке в родном ему городе Тобольске, Алябьев жил на приходе Захарьевской церкви. В это время он начал писать церковную музыку, которая, к сожалению, в основном осталась неизданной. В Сибири Алябьев написал такие замечательные романсы, как «Зимняя дорога», «Иртыш», «Два ворона» и другие, которые пересылал друзьям в столицу, поэтому произведения композитора продолжали звучать на концертах в Москве и в Петербурге. Однако на афишах имя Алябьева не указывали, обозначая только инициалами – «А. А.».
Перенесенные страдания, сырость одиночной камеры, полученные на войне раны – все это сказалось на здоровье композитора, которое становилось все хуже и хуже. Хлопоты родственников увенчались успехом, и в 1831 г. Алябьеву разрешили на два года поехать на Кавказские минеральные источники подлечиться. Однако путешествие на Кавказ не изменило его социального положения – он по-прежнему оставался ссыльным и находился под надзором властей. С февраля до начала курортного сезона 1832 г. композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал. Тут же было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора – его занятиям музыкальным фольклором.
Алябьеву принадлежат первые в Российской Империи обработки народных песен мира. Он записал грузинские, армянские, цыганские, азербайджанские мелодии, песни других кавказских народов, выпустил сборник романсов «Кавказский певец» и составил, совместно с украинским историком-фольклористом Михаилом Александровичем Максимовичем8, сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 г. и положительно отмеченный Гоголем. Тогда же он написал мелодраму «Кавказский пленник» (по произведению Пушкина) и оперу «Аммалат-Бек» на сюжет Бестужева-Марлинского.
Разрешенный срок Кавказского путешествия подходил к концу, и Алябьев был вынужден снова вернуться в ссылку. На этот раз его отправили в Оренбург, губернатором которого в то время был Василий Алексеевич Перовский9. Он был известен своими военными заслугами, а во время выступления декабристов был рядом с царем на Сенатской площади и прикрывал его от пуль. Генерал-губернатор проникся сочувствием к композитору и обратился к Николаю I с просьбой о смягчении его участи. Царь не мог отказать в просьбе такому человеку, и Алябьев получил разрешение жить в поместье у родных, но ему запрещалось приезжать в Санкт- Петербург и Москву. Василий Алексеевич этим разрешением не ограничился и добился, чтобы Алябьева восстановили в гражданских правах. Он взял композитора к себе на службу, причем дал ему предписание по пути в Оренбург заехать в Москву. Оказавшись в столице, Аляьбев не спешил с прибытием на место службы, впрочем, Перовский и не торопил его10.
20 августа 1840 г. в селе зятя композитора Владимира Михайловича Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы Александр Александрович Алябьев обвенчался с овдовевшей к тому времени Екатериной Александровной Офросимовой11. В письме к одному из своих родственников она позднее напишет: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость».
24 апреля 1842 г. Алябьеву, находившемуся в Москве полулегально, было «высочайше предписано выехать на жительство» в Коломну, куда композитор с женой отправился 16 мая. 6 апреля 1843 г. Екатерина Александровна Алябьева подала князю Д.В. Голицыну письменную просьбу: восстановить ее мужа на службе и ходатайствовать о разрешении ему жить в столицах. Разрешение было получено в июне, и уже 5 июля в Коломенском городническом правлении Александр Алябьев дал подписку в том, что ему «о Высочайшем соизволении разрешения... жительства в Москве коломенским господином городничим... объявлено». Жить было позволено «под надзором полиции», но с тем, чтобы «не показываться на публике». Выполнять это было сложно, поскольку музыка Алябьева исполнялась повсюду и композитор был желанным гостем на концертах. Здесь же, уже находясь на «легальных» основаниях в Москве, он снова вошел в театральную среду и писал музыку к драматическим спектаклям. В 1847 г. началась его дружба с Александром Сергеевичем Даргомыжским12.
22 февраля 1851 г. Александр Александрович Алябьев умер в доме своей жены, а 4 февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в Симоновом монастыре у церкви, близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой.
В 1853 г. попечением Екатерины Александровны была возобновлена церковь у северной ограды монастыря, освященная во имя преподобного Александра Свирского чудотворца. Под церковью устроили усыпальницу, куда перенесли прах Алябьева. До самой смерти Екатерины Александровны в церкви служились ежедневные панихиды, а после ее смерти ежедневные службы заказывала ее воспитанница – Леонилла Пассек-Сорокина. Симонов монастырь был разрушен в 1930 г., кладбище сровняли с землей, и семейные могилы четы Алябьевых бесследно исчезли.
* * *
Впервые к церковной музыке Александр Александрович Алябьев обратился в родном ему Тобольске, находясь там в ссылке. Одним из таких сочинений является известная многим церковным регентам и певчим Литургия ре-минор. Хоть она и стала известна большинству современных исследователей значительно позже двух других Литургий Александра Алябьева, но прочно вошла в употребление многих мужских церковных хоров. То, что эта Литургия предназначалась не для смешанного хора, а только для мужских голосов, позволяет предположить, что Алябьев ориентировался на хор мужского Знаменского монастыря города Тобольска, в котором он жил в ссылке и для которого писал церковные песнопения.
О стремлении Алябьева ознакомить широкий круг слушателей с этим сочинением говорят два дружеских письма 1834 г.: первое адресовано композитору Алексею Верстовско- му, второе написано Алексеем Алексеевичем Тучковым, другом Алябьева. «...Звуки этой музыки остались у меня навсегда в памяти. Скажите, послали ли Вы напечатать эту чудную, прелестнейшую музыку?»
После смерти композитора его жена, Екатерина Алябьева, подарила Троице-Сергиевой лавре автограф хоровых голосов с надписью, выгравированной золотыми буквами на переплете каждой из четырех тетрадей: «Литургия Иоанна Златоустаго на четыре голоса. Музыка А.Алябьева. Принесено в дар Троицкой лавре Екатериною Александровною Алябьевою на память о ея супруге. 1851 год».
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Александра Александровича Алябьева «Херувимская песнь». Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для мужского хора.
Список использованной литературы
- Доброхотов Б.В. Александр Алябьев: Творческий путь. М., 1966.
- Лазарева А. Последние часы дома Алябьева. СПб., 1906.
- Леваядо П.П. Проблемы хороведения. Лг., 1974.
- Левашева Е.М. История русской музыки. М., 1988.
- Романовский Н.В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 1968.
- Тимофеев Т.Н. А.А.Алябьев: Очерк жизни и творчества. М., 1912.
- Штейнпресс Б.С. Алябьев в изгнании. М., 1959.
- Штейнпресс Б.С. Страницы из жизни Алябьева. М., 1956.
[1] 22 романса Алябьевым написаны на стихи Александра Сергеевича Пушкина, из них 15 - при жизни поэта.
2 Джон Филд (26 июля 1782 - 11(23) января 1837) - ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России.
3 Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.
4 Этот партизанский отряд прославился своей храбростью и бесстрашием, на его счету было множество отчаянных вылазок и нападений на французские войска. Однако особой дисциплиной они не отличались. Однажды отряд Давыдова без разрешения и санкции высшего командования захватил Дрезден. Командира отстранили, вместе с ним в знак протеста уехал и Алябьев. Вскоре друзья снова стали служить вместе в гусарском полку, командиром которого был назначен Давыдов. Этот полк первым вошел в Париж.
5 Алексей Николаевич Верстовский (18 февраля (1 марта) 1799 - 5(17) ноября 1862) - русский композитор и театральный деятель.
6 Писарев Александр Иванович (14 июля (26 июля) 1803 - 15 марта 1828) - русский драматург, автор водевилей, театральный критик.
7 Николай Иванович Хмельницкий (11(22) августа 1789 (по другим данным - 1791) - 8(20) сентября 1845) - русский драматург, смоленский губернатор в 1829-1837 гг. Потомок Богдана Хмельницкого.
8 Михаил Александрович Максимович (3(15) сентября 1804 - 10(22) ноября 1873) - русский и украинский учёный, историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, декан историко-филологического факультета и первый ректор Императорского университета Св. Владимира. Его имя носит Научная библиотека Киевского университета.
9 Граф Василий Алексеевич Перовский (9(20) февраля 1795 - 8(20) декабря 1857) - генерал от кавалерии, генерал- адъютант, оренбургский губернатор, затем генерал-губернатор. Руководил ранними попытками завоевания Средней Азии - Хивинским походом (1839-1840) и Кокандским походом (1853).
10 Алябьев прожил в Москве нелегально несколько лет. Ему приходилось устраивать постоянные инсценировки, чтобы не докучала полиция. Он разъезжал по городу в дорожном экипаже с привязанным к нему сзади пустым сундуком, как будто отправляясь в дальнюю дорогу.
11 Еще до 1825 г. Алябьев ухаживал за Екатериной Александровной, познакомившись с ней на одном из балов. Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на стихи Пушкина.
12 Александр Сергеевич Даргомыжский (2(14) февраля 1813 – 5(17) января 1869) – русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX в.
Источник: mepar.ru
С. А. Дегтярев. К 250-летию со дня рождения композитора
Автор: священник Анатолий Трушин
Добившись таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, он, однако, всю жизнь испытывал тяжесть своего несвободного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева. Обещанная и годами ожидавшаяся вольная была дана сенатом (поскольку после смерти графа не обнаружилось необходимых документов) лишь в 1815 г. — через 2 года после смерти самого Дегтярева
Композитор А.Л. Ведель: к 250-летию со дня рождения
Автор: священник Анатолий Трушин
Ведель получил прекрасное гуманитарное образование, в том числе и музыкальное. Юноша чудесно пел, играл на скрипке, поэтому в оркестре исполнял ведущие партии, а его тенор был настоящим украшением Академического хора
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|