Автор: священник Анатолий Трушин
Имя Артемия Лукьяновича Веделя известно не только священнослужителям и клирошанам, но и практически каждому православному человеку. О его жизненном пути биографических данных до наших дней дошло очень мало. Те же крупицы, что нам известны, создают много путаницы не только в датах его рождения и смерти, но также и в других обстоятельствах жизни. Однако, можно с уверенностью сказать, что его талант произвел, да и до сих пор производит огромное влияние на сердца и умы молящихся в храмах.
Сочинения Артемия Лукьяновича Веделя долгое время не печатались, но активно распространялись в рукописях, их знали и исполняли. На сегодняшний день известно около 80 музыкальных произведений. Среди них 31 хоровой концерт, 6 трио, в том числе всем известное «Покаяния отверзи ми двери», 2 Литургии Иоанна Златоуста, Всенощное бдение и один светский кант. Василий Петрушевский в исследовании, посвященном музыке Артемия Веделя, писал: «…искренность и непосредственность чувств, отражающаяся в музыке Веделя, всегда подкупала слушателей в ее пользу... огонь зажигается от огня, и искреннее живое чувство всегда находит отклик в душах других людей»1 .
* * *
Артемий Лукьянович Ведель родился около 1767 г. в семье киевского мещанина, известного резчика по дереву и члена Киевского иконописного цеха Лукьяна Власовича. По предположению Игоря Михайловича Соневицкого2 , родители Артемия – Лукьян и Елена были не украинского, а скорее немецкого происхождения, так как настоящей фамилией рода Артемия была Ведельский. Где, когда и по каким причинам она была сокращена до формы «Ведель», теперь определить сложно. Способного к пению Артемия в девятилетнем возрасте отдали на обучение в Киево- Могилянскую академию. Здесь Ведель получил прекрасное гуманитарное образование, в том числе и музыкальное. Юноша чудесно пел, играл на скрипке, поэтому в оркестре исполнял ведущие партии, а его тенор был настоящим украшением Академического хора. В Киево- Могилянской академии он начал сочинять и свои первые музыкальные произведения, дирижировать студенческим хором и оркестром, выступать как солист и скрипач. Однажды его игру услышал московский генерал-губернатор Петр Еропкин и загорелся желанием иметь при себе талантливого музыканта. Вопреки желанию Артемия, его отправили в Москву управлять генеральской капеллой3 . В то время было много различных оркестров и хоров, но коллектив Веделя стал одним из лучших и по художественному уровню уступал лишь Придворной императорской капелле. За пять лет пребывания в Москве Артемий обрел известность и как композитор. Однако его угнетала тоска по Украине. Когда Еропкин умер, Артемий, сославшись на нездоровье, уехал на родину.
Вернувшись в родительский дом в Киеве, Артемий опять руководит хором Киево-Могилянской академии. Он также знакомится с корпусным генералом Андреем Леванидовым, который пригласил его управлять хором. В это же время начинается его военная карьера – генерал производит Артемия в поручика, затем в капитана и делает своим адъютантом. Хор под управлением Веделя быстро стал лучшим в Киеве, и его исполнительскую манеру стали перенимать другие. Для этого же хора он начал писать свои лучшие духовные сочинения. Едва написанные произведения сразу же звучали4 в исполнении корпусного хора, перенимались другими исполнителями5 . Василий Зубовский6 , певчий и ученик Артемия Веделя, вспоминая про этот период жизни своего наставника, писал: «Слыша о глубокой набожности Веделя, генерал Леванидов решил узнать, чем же занимается Артемий Лукьянович в свободное время; для этого он тихонько подошел к его комнате, но услышав его пение и завидев в полуотворенную дверь Веделя, стоявшего перед иконами на коленях, отошел прочь, не желая мешать молитвенному вдохновению благочестивого человека. Независимо от дней воскресных и праздничных, Ведель, как только позволяли ему занятия, непременно являлся на богослужение и становился на клирос, участвуя в пении простых клирошан. Сильное впечатление производила не только сильная вера Веделя, но и его концерты. Например, после исполнения хором в Михайловском монастыре концерта «Доколе, Господи, забудеши мя» к Веделю подошел князь Дашков, который находился тогда в Киеве, снял с себя золотой шарф и подарил композитору, добавив еще 50 червонцев. Был и другой случай: министр юстиции Дмитрий Трощинский заплатил за две полные службы Веделя триста рублей». В 1796 г. генерал Андрей Леванидов стал наместником Харьковским и Воронежским и забрал Веделя с собой в Харьков. Там композитор руководил наместническим хором и оркестром, преподавал музыку и пение в казенном училище. Осенью этого же года на престол вступил император Павел I, и вскоре Леванидову пришлось уйти в отставку, а все хоры и оркестры, которыми он занимался, – ликвидировать. Годом позже капитан Ведель подал в отставку и перешел на службу к новому губернатору Слободско-Украинской губернии Алексею Теплову, который высоко ценил его талант. Теперь Артемий Лукьянович руководил губернской капеллой и учил музыке детей в казенном училище. Его ученики занимали первые места в придворных капеллах Петербурга, Москвы, столичных митрополичьих хорах. Однако композитора был удручен упадком культурной жизни в Харькове. Был закрыт городской театр, по распоряжению Павла I значительно сокращены полковые роговые и симфонические оркестры, полностью ликвидированы военные хоры. Но наиболее гнетущее впечатление на Веделя произвел царский указ 1797 г. о запрете петь в церквах хоровые концерты, написанные не на литургические тексты. Вскоре Ведель оставил и педагогическую работу в Казенном училище7 . В январе 1799 г. он стал послушником Киево-Печерской лавры, собираясь с течением времени принять постриг. Священник Петр Турчанинов, посещая своего друга, заметил в нем перемены: «лицо было изможденным, заросло бородой, взгляд «загадочный, горящий», выглядел он одиноким и разочарованным человеком». Ведель рассказывал Турчанинову и о своих «видениях и откровениях», однако тот почти ничего не понял, кроме того, что композитор собирался вскоре покинуть лавру, ибо здесь его только и учат, что «есть, пить и спать». Вопреки своим духовным поискам и чаяниям, Ведель, не обнаружив в Лавре душевного покоя, начал юродствовать8 . Летом того же года его арестовали9 и, объявив сумасшедшим, увезли в Инвалидный дом при Кирилловском монастыре. Разрешение на это испросили у императора, который приказал композитора содержать «пристойным образом, но не давать ему ни пера, ни бумаги, ни чернил». Произведения композитора были полностью запрещены к исполнению, печатанию и распространению. Имя запретили упоминать в музыкальной литературе и лекциях по истории музыки. И так на протяжении девяти лет… Лишь перед смертью друзьям и отцу удалось забрать Веделя домой10. По сведениям любимого ученика и близкого друга Артемия Лукьяновича протоиерея Петра Турчанинова «… Ведель тихо отошел ко Господу в 1810 году – он стоял и молился в родительском саду, куда вернулся за несколько дней до смерти». В то же время текст метрического акта, записанного в книге Киево-Подольской Борисоглебской церкви под 14 июля 1808 года, гласит: «Умре отставной капитан Артемий Ведель и по христианскому обряду погребен, лет 36, болезнию натуральною. Исповедан и приобщен священником Евфимием Грушинским. Погребен на общем кладбище». Какая информация верна – остается загадкой. В любом случае композитор умер собственной смертью, а не покончил жизнь самоубийством, как полагают некоторые исследователи. Похоронили Артемия Лукьяновича Веделя на Щекавицком кладбище, которое в 1930-х гг. сравняли с землей. Через 100 лет после смерти большого мастера хоровой музыки именно в стенах Киевской духовной академии начался процесс возвращения имени Артемия Веделя и его наследия. Хор академии под руководством всемирно известного украинского хорового дирижера, а тогда и регента хора, Александра Кошица задался целью «…воскресить в академии нашего славного Веделя»11. В мае 1901 г. в Конгрегационном зале Киевской духовной академии состоялась первая лекция, посвященная творчеству Артемия Лукьяновича Веделя. С докладом выступил выдающийся знаток церковного пения и его истории, регент хора академии, исследователь жизни и творчества Веделя Василий Григорьевич Петрушевский. Тогда же сообщением о своих наблюдениях над благотворным и полезным влиянием музыки Артемия Лукьяновича на слушателей выступил известный психолог Иван Алексеевич Сикорский (письменное изложение выступления, к сожалению, не сохранилось). Протоиерей Василий Металлов следующими словами характеризовал творчество Артемия Веделя: «В духовно-музыкальных сочинениях Веделя как непосредственного преемника итальянской школы преобладает элемент мелодический, ариозный, где поочередно выдаются и блещут своей красотой отдельные голосовые партии и ходы, отдельные мелодические фигуры и обороты, в ущерб гармонической полноте, самостоятельности и разнообразию ведения других, сопровождающих мелодию голосов. Его собственная заслуга, в сравнении с предшественниками, та, что он стремился согласовать музыку с текстом, его религиозному молитвенному содержанию стремился подыскать соответствующие движения мелодии, – описать или иллюстрировать текст музыкой. Музыка Веделя отличается, пусть и при полном подчинении господствовавшему тогда «итальянскому» стилю, глубокой искренностью, вниманием к молитвенному тексту и возвышенной сентиментальностью. Несмотря на многочисленные запреты свыше и очень долгое – до конца XIX в. – полное отсутствие публикаций, некоторые его сочинения (прежде всего трио «Покаяния отверзи ми двери» и ирмосы Пасхи) стали едва ли не обязательной частью репертуара многих церковных хоров и остаются таковыми и сейчас».
* * *
По свидетельствам современников, Артемий Лукьянович знал наизусть все псалмы, очень любил их петь – на эти тексты Ведель написал значительное количество произведений. Артемий был первым композитором, который пытался иллюстрировать текст музыкой, органически их соединить, воспроизвести в мелодии молитвенное настроение и содержание. Все это производило значительное впечатление на современников композитора. Поэтому понятно, почему, невзирая на полнейший запрет исполнять и печатать произведения Веделя, они распространялись в рукописях, их знали и исполняли. Однако такой своеобразный «подпольный путь» распространения сочинений композитора создал несколько проблем для исследователей его творческого наследия. Многие песнопения были не просто утрачены, но и сильно искажены. Возник огромный массив рукописных источников с многочисленными и неравнозначными редакциями и вариантами музыкальных текстов. Во многих случаях даже невозможно установить точное авторство, поэтому до сих пор существует вероятность ошибочной атрибуции некоторых произведений12.
Источник: www.mepar.ru
- Труды Киевской духовной академии, 1901.
- Доподлинно не известны точные даты ни рождения, ни кончина Артемия Лукьяновича. По одной из версий, композитор умер в киевском инвалидном доме в 1806 г.; по другой – Ведель скончался в 1810 г. в доме своих родителей, куда вернулся за несколько дней до смерти и (по свидетельству протоиерея Петра Турчанинова) тихо отошел во время молитвы, стоя на коленях в садике у дома. Однако существует еще и третья версия, согласно которой Ведель умер 14 июля 1808 г.
- Игорь Михайлович Соневицкий (2 января 1926 – 23 декабря 2006) – украинский музыкальный исследователь, композитор и дирижер.
- Очевидно, слава о музыкальном таланте Веделя распространилась далеко за пределами Академии, поскольку уже спустя год по завершении обучения Киевский митрополит Самуил рекомендует Артемия на место руководителя капеллы генерал-губернатора Москвы Петра Еропкина (до 1790 г.), а после его отставки – Александра Прозоровского. Эти капеллы по художественному уровню и значению занимали в империи выдающееся место вслед за Придворной императорской капеллой. То есть уже тогда талант Веделя был признан музыкальными кругами и получил высокую оценку. Формально Ведель был зачислен на службу и получал зарплату на строительстве в Кремле помещения «присутственных мест» (с 17 марта 1788 г. по 27 мая 1791 г.), впоследствии он числился подканцеляристом в штате VI Депутатского Сената (с 28 мая 1791 г. до 1 декабря 1792 г.). Во время пятилетнего пребывания в Москве композитор имел возможность познакомиться с музыкальной культурой России и Западной Европы. 1 декабря 1792 г. по личной просьбе он освобожден в чине канцеляриста Сената.
- Протоиерей Петр Турчанинов описывал огромное впечатление, которое произвело на него исполнение с участи- ем автора концерта Веделя «В молитвах неусыпающу Богородицу»: «В нем все силы тенора, и петь его нужно с таким чувством и вкусом, как пел Ведель. Он сам и все слушатели обливались слезами. Когда он пел, что-то небесное, невыразимое было в его глазах».
- Юный Турчанинов, который пел тогда в хоре генерала Леванидова, так вспоминает о своем первом знакомстве с Веделем: «Мы спели старинный концерт Рачинского «Возлюблю Тя, Господи», в котором есть соло тенору. И как Ведель запел, то генерал и все присутствовавшие восхищены были до небес. Я же забыл, где нахожусь, а только слушал и восхищался небесным пением Веделя».
- Воспоминания Василия Зубовского, впоследствии иеромонаха Киево-Печерской лавры Варлаама, особенно цены для нас, так как фактически все сведения о жизни Артемия Лукьяновича Веделя были написаны им в рукописи, переданной в 1843 году русскому православному мыслителю, церковному историку, публицисту, писателю, журналисту, издателю, поэту, искусствоведу, церковному композитору и дирижеру Виктору Аскоченскому. В одном из таких воспоминаний мы узнаем, что «Ведель был красив собою и прекрасно сложен, особенно поразительны были глаза его, светившиеся каким-то особенным огнем. Нравом был тих, кроток, приветлив и всему предпочитал уединение. Последнее обстоятельство было причиною того, что школьные товарищи почитали его «духовидцем» и подходили к нему с некоторою боязнию. Молитва не сходила с уст Веделя: что бы он ни делал, куда бы ни шел, всегда шептал про себя Псалтирь, который знал наизусть, и часто заливался слезами, декламируя нараспев вдохновенные песни Царя-псалмопевца. Ведель превосходно играл на скрипке и был первым солистом в оркестре академическом. Управляя хором, он никогда не сердился, и вывести его из терпения не было никакой возможности; ошибку он встречал улыбкою и ласково поправлял ее. В дни Великого Поста Ведель иногда выходил петь один: да исправится молитва моя, импровизируя музыку удивительным образом. Сказывают, что в эти минуты лицо его как бы просветлялось и слезы ручьем лились из глаз его. В разговорах он был весьма умерен; больше молчал и почти всегда бывал задумчив. Любимым развлечением его было пение священных гимнов и кантов, бывших в общем употреблении между студентами Академии».
- Поле творческой деятельности композитора неустанно сужалось. Безысходность, душевное переутомление приводят Артемия Веделя в августе 1798 г. в Киев, в родительский дом. Родной город встречает его той же враждебной, преисполненной тревоги атмосферой казарменных порядков, которая угнетала его в Харькове. В ноябре появляются два хоровых концерта, в которых отображено внутреннее состояние Веделя – состояние отчаяния, тревожного предчувствия. В письме к священнику Петру Турчанинову Ведель пишет: «…я недавно сделал два концерта весьма сильные: «Боже, законопреступницы воссташа» и «Ко Господу всегда скорбити, воззвах», кои и были спеты в Братском и Софийском соборах. Весьма я недоволен, что они меня не могли тронуть, ибо ничего того не могли выразить, что там изображено… Я не знаю, что мне делать. Мне кажется, что меня Бог совсем оставил… я крайне неустроен в моей участи».
- Многим казалось, что он живет не так, как «нужно людям». Жить в Москве – не захотел, хоть и был красив собой, но избегал женского общества. Имея достаточно денег – раздавал их, не оставляя себе ничего. Существовало и существует много попыток объяснить такое поведение Артемия Веделя: безумие, сектантство, политическая неблагонадежность, но протоиерей Петр Турчанинов, в частности, был убежден, что юродство Артемий взял на себя добровольно, как подвиг веры.
- По одной из версий, композитора попросили написать кантату на встречу великого князя Константина Павловича, но вместо музыкального произведения Ведель принес письмо неизвестного содержания на имя императора. По другой – в Академии нашли книгу, на полях которой были написаны слова, оскорблявшие царскую семью, а митрополит Иерофей (Малицкий) признал почерк в книге почерком Веделя и объявил его сумасшедшим. Многие исследователи считают дело «капитана Веделя» сфальсифицированным, а самого композитора ясновидцем, предусмотревшим смерть императора Павла І, тогда как, по мнению историка Л.Е. Махновца, причиной надписи в книге о смерти императора было обострение психической болезни.
- После свержения Павла его преемник император Александр I несколько раз получал прошение об освобождении Артёма Луьяновича «под надзор семьи». Рассмотрев вопрос, император наложил резолюцию: «Оставить в нынешнем полонении».
- Почти все хоровые концерты Артемия Веделя были спеты хором Академии, пока им дирижировал Александр Кошиц.
- К примеру, несколько лет назад концерт «Помилуй мя Боже» ошибочно приписывали Артемию Веделю, в то время как настоящим композитором его является Степан Аникиевич Дегтярев.
Композитор А. В. Никольский. Часть 1
Автор: Диакон Анатолий Трушин Он действовал целенаправленно, заранее составлял темы и планы песнопений, которые надо было впоследствии изучать. Так же он подробно расписал весь репертуар к каждой службе, чтобы каждое песнопение подходило друг к другу характером.
Композитор В.И. Ребиков: к 150-летию со дня рождения
Автор: Священник Анатолий Трушин
Вся жизнь Владимира Ивановича была наполнена служением музыке. Его наследие довольно обширно и может быть в целом отмечено в трех основных жанровых ответвлениях – фортепианное, вокальное и сценическое
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|