Автор: Наталия Гусева
Близится к завершению Великий пост, то время, которого жаждет и ждет душа, наверное, каждого верующего. Жаждет как время надежды - на обновление, на изменение себя, на хоть какое-то улучшение своей грешной натуры. Как хорошо начинается Великий пост - каноном прп. Андрея Критского - какая глубина покаяния, какое внутреннее сосредоточие в молитве снисходит в наши души... И куда только потом все это девается... Приближается окончание Великого поста, смотришь в свою душу - а там все то же, все так же. И снова год ожидания, год надежды, что в следующем Великом посту что-то получится. А ведь следующего поста может и не случиться. Как же мы все откладываем, откладываем, не понимая, что каждый наш вздох - это еще один шаг к могиле… И только Господь знает, сколько этих шагов осталось.
Но есть еще удивительное время - время, когда течение времен прекращается, время, которое всегда есть, событие, которое всегда совершается здесь и сейчас. Это Страстная седмица. Страсти Христовы, Крестные страдания. Удивительное время, когда не хочется выходить из храма, когда каждый храм - это сама Претория, Голгофа, Крест, Гробница, Камень Миропомазания... Время, когда хочется вычеркнуть из своей жизни все лишнее, суетное, внешнее, и остаться там, остаться с Ним.
Наверное, в жизни каждого христианина это событие - одно из самых важных. Каждый видит в нем свое, личное, только ему и Богу понятное. Для меня это очень трепетное, страшное и святое время. Страсти Христовы... В эти дни я думаю о Божией Матери: каково Ей было видеть все это, могла ли она остаться равнодушной, спокойной, идя за Сыном и Богом на Распятие, находясь при Кресте? Как мало сказано о Ее страданиях в Евангелии... И как трогательно и умилительно раскрывают нам Ее душу слова песнопений Великого Пятка: "Камо идеши, Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане?.. иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой" (ТП. Л. 466). "Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща, и уязвляюся горько сердцем", ибо "Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых. Увы Мне, болезную сердцем" (ТП. Л. 464). Наверное, любая мать поймет, какая тяжесть разрывала сердце Пречистой... Но вот она - глубина смирения, сила доверия Богу: Матерь Божия рыдает, но верит в Божественность Своего Сына, принимает Его Страдания как Божественную необходимость, усыновляет по Его указанию Себе весь род человеческий, за грехи которого и принимает сейчас страшные муки Ее Сын...
Стоя на коленях у Плащаницы, припав к ногам Сына Божия, с плачем приносишь покаяние в своих грехах, которыми ты - ты лично, сама - вбиваешь гвозди в Его Пречистое тело. И нет сильнее этого покаяния, и так хочется верить, что все твои грехи - это в последний раз. И просишь прощения у Пречистой за то, что на жизненных путях смеешь просить Ее заступничества за себя - убийцу Ее Сына. Сколько лет уже происходит эта служба, и каждый раз она - как заново. Каждый раз ты - в безвременьи - возле Его Тела произносишь эти свои бессмысленные слова: "Прости, пощади, помилуй!.."
И с этим чувством вступаешь в Великую Субботу. Каждое утро Великой Субботы просыпаешься с трепещущей душой: "Господь сошел во ад, Он не с нами". Понимаешь умом, что, конечно, Он всегда с Нами, но чувствуешь этот трепет и ощущаешь себя ребенком, вдруг оказавшимся одиноким в этом страшном злобном мире: Или, или! Лама савахфани? (Мф 27:46) Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил? - Рыдает и тоскует душа. И снова спешишь в церковь на службу, стараешься закрыть свои уши для всех речей, кроме слов молитв, и только просишь, вопиешь, рыдаешь в душе: "Господи, не остави, не покинь создание Твое!" И подгоняешь, подгоняешь время к вечерней службе, когда в глубине алтаря тихо-тихо зародится пение: "Воскресение Твое, Христе Спасе..." - потом оно ручейком выльется в храм, горной речкой прожурчит по округе, озаряемое мерцанием огоньков свечей и, наконец, мощным горным потоком прозвучит в ночи: "Да воскреснет Бог!.." И как вечный знак победы Добра и Жизни грянет очистительным весенне-громовым раскатом: "Христос Воскресе!"
Потом будет Литургия - новая, радостно-сверкающая, будет любимейшее мной слово Иоанна Златоуста, где он словами пророка Осии воскликнет: "Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" И снова - уже в который раз за много лет - ты забудешь, где находишься: на небе или на земле…
И нет больше преград ни между самими людьми, ни между людьми и Богом! Все ликует, смерть побеждена Его Любовью, Его Крестом, Его Воскресением! Господи, какое же это счастье - быть с Тобой, быть причастницей этой небесной радости!
И как хочется сохранить эту радость, не расплескать ее на суету и мелочность, поделиться ею с каждым страждущим, потому что она - чудодейственная, способная исцелить и души и тела. Как хочется пребывать в ней вечно, всегда помнить, знать и радоваться: "Христос Воскресе!"
Фото: Священник Александр Ивлев
Страстная седмица
Жить по воле Божией Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|