Автор: Л.В. Шамис, коллекционер, краевед
Очень трудно без видовых открыток представить облик российских городов начала ХХ века, отдельные события тех лет, живших тогда людей. При бурном развитии фотодела в начале ХХ века открытки благодаря тиражам имели куда больше шансов уцелеть в смутные времена, ожидавшие страну.
Дворянская улица с птичьего полёта
Для исследования истории Клина видовые открытки города являются не только ценнейшим источником. Достаточно многочисленные фотоиздания (более 100 видов Клина и его окрестностей начала ХХ в.), по сути, появились в результате деятельности одного человека – купца и издателя Василия Андреевича Беликова.
К сожалению, несмотря на всю значительность его трудов во благо Клина, мы о нём знаем очень немногое. Больше неизвестного, чем известного. Нет сведений о годах его жизни, не найдены пока его изображения. В.А. Беликов – «человек в футляре № 2» (вспомните учителя греческого языка Беликова из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»). Если чеховский Беликов – «человек в футляре № 1» «...прятался от действительной жизни», то наш клинский Беликов пока успешно прячется от потомков (или мы не очень любопытны). Небольшим прорывом стало то, что удалось установить его имя и отчество. В справочнике «Вся Россия» (справочная книга российской промышленности, торговли, сельского хозяйства, представителей общественной, частной и экономической деятельности) за 1911–1912 гг., издание А.С. Суворина, в разделе «Московская губерния» и подразделе «Клин» указаны владельцы промышленных и торговых заведений. В их числе и хозяин магазина писчебумажных и канцелярских принадлежностей «Беликовъ Вас. Андр.»
Описание деятельности В.А. Беликова как издателя клинских открыток опирается на мою коллекцию и, безусловно, не может претендовать на какую-то исчерпанность темы.
В.А. Беликов стал выпускать фотооткрытки (открытки на фотобумаге) в девятисотые годы XIX века. Наиболее ранняя фотооткрытка Беликова (и пока вообще клинская) с клинским сюжетом, имеет почтовый штемпель, датируемый 1902 г. Мне известны четыре фотооткрытки, изданные Беликовым.
Следующим этапом его деятельности стал выпуск открыток, напечатанных типографским способом, причём точно можно сказать, что первые такие открытки появились до 1904 г. (до принятия стандарта Всемирного почтового союза). Тогда на оборотной стороне писали только адрес. Собственно фотография занимает не всё поле открытки, и на свободном месте можно было написать несколько слов письма.
Сколько было выпущено сюжетов-видов до 1904 г., неизвестно, имеющиеся повторяют сюжеты на первых фотооткрытках. Это Троицкий собор, вид от Московского шоссе, Дворянская улица, церковь Успения и река Сестра, дом П.И. Чайковского и его кабинет.
Дом П.И.Чайковского
Через некоторое время желание и возможности расширить этот вид деятельности у В.А. Беликова совпали, и он начал более масштабно издавать открытки с видами Клина.
Отдельные виды Беликовым переиздавались неоднократно. Причём сюжеты (виды) «один в один» почти не повторяются. Там, где Беликов повторял сюжет, он, как правило, использовал фотографию с несколько другим ракурсом, и новая открытка несла дополнительную информацию в отличие от её первого варианта.
Открытки выходили сериями, я их условно называю выпусками. Они классифицируются в зависимости от шрифта, цвета надписи на открытке, цвета открытки, других признаков. Таких выпусков я насчитал пять. Сколько было открыток в каждом из них, сказать трудно. По-видимому, позже В.А. Беликов предпринял издание нумерованного выпуска клинских открыток. В нём нумерованных открыток было сорок, мною не найдены пока четыре. Судя по использованным шрифтам, его В.А. Беликов издал не менее двух раз. В нём были продублированы ранее выпущенные открытки. Им было издано и несколько сувенирных открыток: «Привет из Клина», «Поклон из Клина» и так называемые «бабочки».
В 1907 г. В.А. Беликов подаёт прошение об открытии книжного магазина и открывает его в Твери (этими сведениями любезно поделился известный тверской исследователь А.Н. Семёнов). Тогда же были выпущены открытки книжного магазина Беликова в Твери. Были изданы 40 нумерованных тверских открыток (точнее 39, одна не найдена) и ещё две сувенирные «Привет из Твери».
Троицкий собор
Интересно, что в клинском кинематографе (первом в городе), открытом Беликовым в 1907 г., показывали «...сюжеты разные, виды городов и деревень. Местные события каждую неделю новые». Ещё нужно отметить, что в фотоателье (фотографии) Беликова были сделаны десятки, если не сотни снимков клинчан. Думаю, что в клинских семьях ещё хранятся очень качественные фотографии различных форматов («визит-портрет», «кабинет-портрет» и другие на паспарту (многослойном картоне), сделанные в фотоателье В.А. Беликова.
После 1912–1913 гг. беликовские клинские открытки уже не издаются. Почему? Наиболее вероятная гипотеза: именно в эти годы завершился его жизненный путь. Одним из доказательств является то, что фотоснимки Беликова с 1914 г. использует для печатания открыток фототипия Шерер, Набгольц и КО (одна открытка), и, в первую очередь, издательство контрагентства А.С. Суворина. Вероятно, наследники В.А. Беликова продали права на его фотоснимки. Подтверждающим обстоятельством является аналогичная ситуация с тверскими открытками Беликова. Беликовские сюжеты один в один после 1912 г. выпускает издательство контрагенства А.С. Суворина. Но это гипотеза, других весомых фактов, увы, нет.
«Суворинских» однотипных выпусков открыток с клинскими видами было не менее четырёх: в 1912–1913-м, 1914-м, 1916-м и 1917 гг. В каждом выпуске было 18 видов (открыток). Я упоминаю «суворинские» издания, так как анализ показал, что авторство не менее пяти сюжетов-фотографий (из 18) в этих изданиях принадлежит В.А. Беликову.
Фактов из жизни и деятельности Василия Андреевича немного, а отсюда, естественно, много вопросов. Где печатались открытки В.А. Беликова? У него был брат Фёдор Андреевич, имевший типографию в Москве. Я предполагал, что открытки и печатались в этой типографии. Однако только за 1911–1912 гг. в справочнике «Вся Россия» Фёдор Андреевич указан как владелец типографии, в предшествующие годы (период наиболее активной издательской деятельности В.А. Беликова) среди владельцев типографий, литографий и т.д. он не значится. Очень трудно проверить слух, что расширению деятельности В.А. Беликова способствовала его женитьба.
В краеведческой литературе можно прочитать, что Беликов открыл типографию в Клину в 1862 г. и сдал её в аренду. На мой взгляд, этот факт вызывает сомнение по двум причинам. Первая: Беликову тогда должно было быть не менее 25-30 лет (предполагаемые годы рождения – 1832–1837). Пик его деятельности, по крайней мере, связанный с изданием открыток, приходится на 1904–1911гг. В этом случае В.А. Беликову было бы более 70 лет, и можно ли было ожидать от него активности в этом возрасте в таком далеко не простом труде (нет нужды напоминать о «портативности» фотографических аппаратов начала XX века)! Вторая: сдать в аренду типографию по законам того времени было практически нереально.
Что снимал и издавал В.А. Беликов? Круг сюжетов был весьма обширен. Обобщённо можно выделить следующие: городские виды (улицы, примечательные и общественные здания), главные клинские достопримечательности (Троицкий собор, городские торговые ряды), железнодорожный Клин, панорамные виды города, отдельные события (перелёт Петербург – Москва), река Сестра и мосты, окрестности Клина. Думаю, что далеко не всем уездным российским городам повезло иметь такого увлечённого и продуктивного фотолетописца. Безусловно, следует отметить качество и удачные ракурсы большинства снимков В.А. Беликова.
Перелёт Москва – Петербург. Авиатор Васильев над Клином
Среди беликовских открыток есть несколько с панорамными видами Клина, часть из них так и подписана «... с птичьего полёта». На мой взгляд, эти открытки таят загадки, заданные Беликовым: непонятно пока, как были сделаны панорамные снимки. Ведь, как известно, «серьёзных» гор возле города нет, а самое высокое здание города – Троицкий собор сам изображён на таком снимке. Был он снят со специально сооружённой башни, аэростата (воздушного шара) или? ...
Открытие железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой в 1851 г. стало для Клина знаковым событием. Вокзал, железная дорога и всё, что её окружало, стало неотъемлемой частью города, городского пейзажа. В.А. Беликов, конечно же, не мог не запечатлеть виды железнодорожного Клина. Клинский вокзал – в ряду старейших в России. Известный исторический факт: при его сооружении были перепутаны чертежи, и уездный Клин получил вокзал I класса, полагавшийся губернским городам.
Станция Клин Николаевской железной дороги
Троицкий собор по праву считается одной из главных достопримечательностей Клина. Его сооружение продолжалось с 1802-го по 1836-й гг. Здание, построенное в стиле классицизма, с треугольными фронтонами, с красивым оформлением окон выглядит величественно.
Наш Клин – признанный культурный центр, куда стремятся приехать музыканты со всего мира. В городе жил и творил гений мировой музыкальной культуры П.И. Чайковский. В числе первых фотооткрыток, изданных Беликовым в начале XX в., дом композитора, его кабинет. Эти беликовские фотооткрытки, вероятно, стали первыми изображениями дома великого музыканта. Открытка с видом деревни Майданово важна потому, что там до покупки усадьбы жил Пётр Ильич. На ней изображена церковь Знамения, построенная в 1772 г.
Городские торговые ряды – уникальный памятник архитектуры XIX в., клинская историческая достопримечательность, объект исторического и культурного наследия федерального значения. Их строили из камня на пожертвования московского и клинского купечества с 1886-го по 1888-й гг. на месте сгоревших деревянных лавок по проекту архитектора, реставратора и общественного деятеля Сергея Константиновича Родионова (1859–1925). В 1885-1889 гг. он служил городским архитектором Клина. Ряды выполнены в псевдорусском стиле из фигурного кирпича с многочисленным узорчатым декором. На первом этаже здания находились торговые лавки, на втором – конторы.
Облик города нельзя представить без реки. Клин на реке Сестре – наиболее точная и ёмкая географическая его привязка. Время идёт, и, как правило, сейчас уже невозможно узнать те пейзажи, которые более ста лет назад снимал В.А. Беликов.
Одним из заметных общероссийских событий начала XX в. был первый авиаперелёт Петербург – Москва. Клинский «след» этого события также отражён на открытке В.А. Беликова. В надпись на ней вкралась ошибка: перелёт не Москва – Петербург, а наоборот.
В клинской фотолетописи В.А. Беликова есть фотографии, имеющие один общий заголовок «Окрестности Клина». Это снимки Высоковска, Демьянова, Петровского и некоторых других мест.
Главной достопримечательностью Высоковска, которую запечатлел В.А. Беликов, была прядильно-ткацкая фабрика «Товарищества Высоковской мануфактуры», которая была основана в 1879 г. Корпуса фабрики в основном были построены к 1883 г. Позднее появились казармы, больница, училище. Моя интуиция подсказывает мне, что впереди новые краеведческие фотонаходки.
Открытки из коллекции автора.
Источник: историко-краеведческий альманах «Подмосковный летописец», № 1(51) 2017 г. Стр. 16 – 19.
О первых веках древнего Клина
Автор: А.В. Петровский, В.Р. Пирог
Полемика о дате основания «московского» Клина ведётся уже минимум 222 года. Раскрыв «Лексикон» Василия Никитича Татищева (1795), мы найдём свидетельство о первом упоминании нашего города к 1190-м гг. …
Ас из Праслово
Автор: Александр Гречихин
К 27 января 1943 г. на счету лейтенанта Николая Тараканчикова было 13 сбитых самолётов противника (пять лично и восемь в группе). Из них 10 сбитых бомбардировщиков (четыре лично и шесть в группе). Он был представлен к званию Героя Советского Союза. Неизвестно, по какой причине, но присвоено оно не было
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|