Автор: Виталий Питанов
"…какая польза человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей повредит?
или какой выкуп даст человек за душу свою?"
Мф. 16:26
Многие россияне активно увлечены поиском быстрых и, как им кажется, надежных методов оздоровления. Среди таких методик прочную позицию заняла хатха-йога. Увлекающиеся хатха-йогой считают ее своеобразным аналогом гимнастики, с помощью которой можно значительно улучшить состояние своего здоровья. При этом лишь немногие всерьез задумываются об истоках и изначальных целях занятий хатха-йогой, а также о том, что результаты этих занятий могут оказаться самыми неожиданными. В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы: что такое хатха-йога, где и когда она была создана, так ли уж безвредно заниматься ею, а также совместима ли хатха-йога с христианством? Прежде всего, определимся с самим понятием "йога".
Термин "йога" родился в Индии и имеет около 20 словарных значений1, среди них такие как: "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять" и т.д.2 В общем смысле йога - это "техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, а в некоторых йогах и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри"3. Йога - это не название какой-то одной методики, а, скорее, общее обозначение целой совокупности систем, которых объединяет стремление к достижению "Абсолюта", однако они могут иметь немалые отличия друг от друга. Известный индийский мистик Свами Вивекананда писал: "Йога означает соединение, она стремится связать душу человека с высшей душой Бога4"5. Также можно сказать, что "йога - это "связь" с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние…"6. Йог Чинамайананда утверждал, что, занимаясь йогой, человек из червя станет "Богом Богов"7. В индуизме йогой называют практическую методику преодоления всего преходящего и воспринимают ее как путь к вечности8.
Йога в том или ином виде является обязательным компонентом всех духовных традиций Индии9. Подчеркнем, что все виды йоги имеют религиозный характер: "…в древности все высшие достижения человека в познании, искусстве и власти были частью религии и считались принадлежащими Богу и Его земным служителям"10. Нет ни одной школы йоги, которая была бы оторвана от религии. Нерелигиозных форм йоги не существует.
Огромную роль в йоге играет гуру: "гуру - это тот, кто дарует знание, благо (или процветание), состояние Шивы11… гуру - это тот, кто рассеивает тьму (невежество, иллюзии)"12. Связь ученика с гуру имеет очень большое значение, фактически, не имея гуру, йогой заниматься нельзя, более того, "если человек покидает своего гуру из-за каких-либо материальных побуждений или мотивов, он совершает тем самым самый страшный грех (обычно учителя йоги говорят, что ученик таким поступком портит себе карму. - В.П.) и будет вынужден расплачиваться за этот поступок в течение длительного времени (например, в следующих жизнях - В.П.)"13. При этом гуру может стать далеко не любой человек, а только тот, кто достиг полной духовной реализации и был посвящен, в свою очередь, своим гуру. Вот некоторые признаки, которые позволяют, с точки зрения тантристов, отличить ложного гуру от настоящего: "К этим признакам относятся серьезные заболевания, такие как заражение крови, проказа, болезни глаз, бесплодие; врожденные аномалии - такие как лишнии конечности или их недостаток, карликовое телосложение… а также - даже такой признак, как плохие ногти или зубы"14. Это, конечно, далеко не все признаки, но и они позволяют сделать вывод, что учителем нельзя стать лишь потому, что человек этого хочет и изучил ту или иную духовную литературу, необходима принадлежность к духовной традиции той школы, учителем которой человек себя объявляет, а также наличие определенных физических и психических свойств, определенной квалификации, подтвержденной учителями избранной традиции. Йог обязательно должен быть вегетарианцем15, однако есть исключения, например, система тантрической йоги позволяет есть мясо16.
Высшее духовное состояние, которого может достичь йог, называется самадхи, описать самадхи невозможно, по сути это некое мистическое переживание, которое испытывает человек в результате занятия йогой: "Самадхи - это неописуемое состояние. Оно находится вне компетенции ума и речи. В Самадхи, или состоянии Сверхсознания, медитирующий теряет свою индивидуальность и становится единым с Высшим "Я", воплощением Блаженства, Мира и Абсолютного Знания. Вот и все что можно сказать об этом состоянии"17. Последователи йоги считают, что понять самадхи можно, только пережив это состояние. Свами Вивекананда писал о самадхи: "Когда сознание поднимается выше пределов самосознания, оно называется самадхи"18; "Йога говорит, что случайно впадать в это состояние очень опасно (выделено нами. - В.П.). Во многих случаях является опасность повредить мозг"19. Кроме того, впадающие в состояние самадхи "подвержены галлюцинациям"20. При занятиях йогой, как верят практикующие йоги, развиваются следующие способности или, как их называют сами йоги, сиддхи: 1) анима - способность принимать форму меньше меньшего; 2) махима - способность принимать форму огромных размеров; 3) лагхима - способность становиться легче пылинки; 4) гарима - способность становиться необыкновенно тяжелым; 5) прапти - способность получать все, что угодно; 6) пракамья - непоколебимая воля; 7) ишитва - превосходство над другими; 8) вашитва - способность удерживать окружающих под своим контролем21. Свами Вивекананда утверждал: "…свобода души (в неоиндуистстком понимании22. - В.П.) есть цель всех Йог, и каждая Йога одинаково ведет к этому результату"23.
Рассмотрим кратко виды классической йоги. Существует четыре вида классической йоги: джнана-йога, карма-йога, бхакти-йога и раджа-йога.
Джнана-йога (джняна-марга) - это путь развития сверхрациональной интуиции, цель которой - постижение йогом единства личной души (Атмана) с Божеством24 через развитие у себя "…высших интеллектуальных способностей, сверхрациональной интуиции и путем продумывания великих речений упанишад25: "Все сие Атман26", "Я есть Брахман27" и др. Ритуалы отвергаются за ненужностью, путь асоциален, предполагает монашество…"28. Джнана-йога считается путем для личностей, имеющих высокое интеллектуальное развитие. Данный вид йоги не предполагает специальной работы с телом, это, скорее, путь высокого интеллектуального созерцания. Заметим, что в настоящее время в России в рамках неоиндуизма ни одно направление йоги не практикуется в классической форме.
Карма-йога (карма-марга) - это путь ритуально чистых деяний, который заключается в том, что йог следует в своей жизни тем религиозным предписаниям, которые приняты в той духовной традиции, к которой он принадлежит29. Свами Вивекананда писал: "Что же говорит карма-йога? "Трудитесь неустанно, но отрешитесь от всякой привязанности к труду. Не отождествляй себя ни с чем вне вас. Держите ваш ум свободным…"30. Карма-йог - это человек, который не привязывается к плодам своего труда, считая, что все, что он делает, есть исполнение его религиозного долга, предполагается работа без внутренней психологической вовлеченности, без привязанности к результатам труда31. Карма-йог считает, что плоды, как и сам процесс труда, принадлежат божеству. В Бхагавадгите об этом сказано так: "Все, что ты делаешь, что вкушаешь, что подаешь, что приносишь в жертву; какой ни совершил бы ты подвиг - все совершай как приношение мне (Кришне. - В.П.)"32. Отрекшись от своего "я" через отказ от присвоения плодов труда, йог как бы позволяет тем самым раскрыться божеству в себе и становится "богом". При этом, по словам Свами Вивекананды, "карма-йог может не верить ни в какую доктрину. Он может не верить даже в Бога, может не вопрошать, что такое душа, и не думать ни о каких умозаключениях. Он имеет своей специальной целью осуществление бескорыстия, и ему приходится самому вырабатывать пути, ведущие к этой цели"33. На практике обычно карма-йогу соединяют с бхакти-йогой и отдельно не практикуют.
Бхакти-йога - это путь преданного служения избранному божеству34. Бхакти-йог, или бхакта, как говорит Бхагавадгита - это тот, кто не имеет "ненависти к существам, милосердный, сострадательный, без собственности, без самости, равный в горе и радости, терпеливый, удовлетворенный, постоянный, в единении, самоуглубленный, твердый в решениях, вручивший Мне сердце и разум, кто предан Мне (Кришне. - В.П.)" 35. Бхакта - это тот, кто ежеминутно думает об избранном божестве, его привязанность к божеству должна быть всепоглощающа36. Любые свои деяния бхакта посвящает избранному божеству. Адепт бхакти-йоги стремится к экстатическим, эмоциональным переживаниям, к мистическим озарениям. Цель - вызвать в себе непреодолимую любовь к божеству, граничащую с одержанием божеством37. Среди групп, практикующих бхакти-йогу, нередки случаи сексуальных извращений, например интимные отношения с гуру или обмен партнерами между членами секты38. На сегодняшний день бхакти-йога является одной из самых популярных направлений йоги в мире.
Рассмотрению раджа-йоги мы уделим особое внимание, так как хатха-йога является ее частью и без понимания раджа-йоги мы не сможем ответить на сформулированные в статье вопросы.
Раджа-йога - это йога, которая ставит своею целью достижение самадхи через пробуждение кундалини. Кундалини - это энергия, которая, как считают йоги, находится в основании позвоночного столба и представляется в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца39: "…сама энергия Кундалини - это тонкие психические энергии, но не грубо-материальные органы или субстанции тела"40. Кундалини необходимо "разбудить" и направить вверх по центральному энергетическому каналу (сушумне), который, как считают йоги, находится в позвоночнике. Проходя по позвоночнику, кундалини как бы активизирует чакры, раскрывает их. Чакры - это невидимые энергетические центры41, "чакры находятся на более тонком уровне, чем материальное тело, то есть как бы одновременно в теле и вне его, точное местоположение того или иного чакры может быть определено только индивидуально, в процессе концентрации и медитативной практики"42. Раскрытие чакр, как считают йоги, приводит к духовной самореализации и постижению божества. Раджа-йога - это практика, с помощью которой йог готовит свое тело и разум для достижения самадхи.
Основателем раджа-йоги считается Патанджали43 - индийский мистик, живший около II-III веков по Р.Х. Патанджали оставил после себя так называемую "Йога-сутру", в которой суммировал и осмыслил опыт индийской йоги. Йога Патанджали, она же раджа-йога (аштанга-йога), состоит из восьми ступеней: "1. Яма (общие нравственные требования); 2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины); 3. Асана (поза); 4. Пранаяма (ритмический контроль дыхания); 5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов); 6. Дхарана (концентрация); 7. Дхьяна (медитация); 8. Самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт…сливается с объектом медитации…Вселенским Духом"44. Разберем ступени раджа-йоги подробнее. Яма - это пять нравственных требований: "1. Никому не вредить мыслью, словом или действием. 2. Не быть корыстолюбивым ни мыслью, ни словом, ни действием. 3. Полное целомудрие мысли, слов и действий. 4. Полная откровенность мысли слов и действий. 5. Полная безгрешность в мыслях, словах и действиях"45. Нияма - это "уход за телом, ежедневное купание, питание и т.д."46. Асана в йоге - это "поза, принимаемая для выполнения упражнения или сама им являющаяся… главная цель занятий асанами…- прочистка пранических (энергетических) потоков в теле, выпрямление и развитие максимальной гибкости позвоночника для последующего пробуждения кундалини"47. В молодости минимальное время занятия асанами для достижения более или менее приемлемого, с точки зрения йоги, результата составляет пять лет ежедневных упражнений48 под руководством полностью реализовавшего себя в духовном плане учителя49. Пранаяма - это четвертая ступень раджа-йоги, главной целью которой "является посредством регуляции дыхания установить контроль над тесно с ним связанным потоком сознания"50. Вивекананда писал: "Пранаяма значит управление Праной"51. Прана - это "жизненосная тонкая энергия в теле, не тождественная чисто физической силе"52. Согласно йоге, существует пять видов пран53, главная из них - воздух, которым мы дышим, эта тонкая форма энергии, в свою очередь, делится еще на четыре части: 1. Ваю - вид праны, который управляет дыханием и находится в области сердца; 2. Апана - находится в нижней части живота и управляет функциями выведения мочи и кала; 3. Самана - прана, способствующая пищеварению; 4. Вьяна - прана, пропитывающая все тело и распределяющая энергию, полученную из пищи и дыхания. Прана перемещается по тонким энергетическим каналам, которые называются нади. Нади - это "тонкие астральные трубки, несущие психические токи…. Через Нади проходят Жизненные силы, или токи Праны. Так как Нади из очень тонкой материи, то их невозможно увидеть на физическом плане"54. О Пратьяхаре, пятой ступени раджа-йоги, Вивекананда писал: "Тот, кто достиг способности по желанию соединять или разъединять свое сознание с нервными центрами (чакрами. - В.П.), усвоил Пратьяхару, …обуздание стремящихся к внешнему сил сознания, освобождения его от рабства чувств. …Управление сознанием и не дозволение ему соединяться с нервными центрами есть - Пратьяхара"55. Пратьяхара есть процесс сознательного управления своим сознанием, когда йог может его направлять на какой-либо объект и как бы отключать от ненужных, на его взгляд. Пратьяхара, в представлении йогов - это искусство управления своим умом, освобождение его от влияния чувств. Следующая, шестая ступень раджа-йоги - дхарана. Дхарана - это йогическое искусство концентрации на конкретном объекте, например можно с помощью воображения постараться почувствовать определенные части тела, не чувствуя при этом другие части тела56. Если пратьяхара обучает йога не реагировать на внешние раздражители, то дхарана обучает избирательной концентрации. О седьмой ступени раджа-йоги - дхьяне - Свами Вивекананда писал: "Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на известном внутреннем или внешнем пункте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому пункту. Это состояние называется Дхиана"57. Дхьяна - это медитация перед избранным объектом с целью слияния с ним. И последняя ступень раджа-йоги - самадхи - состояние, когда йог окончательно подавляет в себе всякое движение мысли и чувства и видит себя, как полагают йоги, таким, "каков он есть и каким всегда был, - всеведущим, бессмертным и вездесущим"58. Заниматься подобного рода практикой нужно в уединении, например, Вивекананда пишет, что йог, практикующий такого вида практики, "должен стараться жить один"59. В Бхагавадгите сказано как нужно заниматься йогой: "в чистом месте устроив устойчивое сидение для себя, не слишком высокое, не слишком низкое, покрытое одеждой, шкурой лани и (травой) куша"60. Если суммировать все требуемые условия для занятия раджа-йогой, то мы видим, что последователь раджа-йоги должен уединенно жить в особом месте под руководством духовно реализовавшего себя учителя, ежедневная практика и вегетарианское питание должно стать его уделом на всю жизнь. При этом нужно учитывать, что любое поверхностное и невнимательное отношение к йоге может привести "…к напрасной трате сил и психическим расстройствам"61. В нашей стране классической раджа-йогой никто не занимается, но есть организация, которая заявляет, что практикует раджа-йогу - это "Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис". Однако это заявление не соответствует действительности, что видно хотя бы из того факта, что содержание духовной практики "Брахма Кумарис" принципиально отлично от классической раджа-йоги. Например, отличается отношение раджа-йоги и "Брахма Кумарис" к мантрам, "Брахма Кумарис" учит: "Используя мантру или какой-либо предмет, лучшее чего я достигну, - это сосредоточение на данном слове или предмете. И самое вероятное, что это уведет меня далеко от ощущения единства со Всевышним (с Шивой, богом разрушения в индуизме. - В.П.). Да, я сумею достичь покоя в своих мыслях, потому что отведу их от физического мира, где я живу в окружении горя и скорби. Мои мысли отвлечены мантрой или физическим предметом, пока я провожу такую медитацию. Однако по ее окончании, я найду себя на том же самом месте, где я был до нее"62. В классической йоге использование мантр является важнейшей частью духовной практики63.
©Питанов В.Ю.
Фото: www.pravmir.ru
Продолжение статьи
Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? Часть 2
Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"?
Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 1
Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 2
Литература
1 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 218.
2 См.: Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.13.
3 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 218.
4 Здесь нужно иметь в виду, что представление о Боге Свами Вивекананды, впрочем, как и других йогов, не имеет ничего общего с христианским учением о Боге. Подр. см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда..
5 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 456.
6 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 80.
7 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 387.
8 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 218.
9 См.: Там же. С. 218.
10 Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С. 9
11 Шива - бог разрушения в индуизме.
12 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 58.
13 Там же. С. 59.
14 Там же. С.58.
15 См.: Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С. 25.
16 См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992.
17 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 591.
18 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 441.
19 Там же. С. 444.
20 Там же. С. 445.
21 См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С.106.
22 См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
23 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 30.
24 Философия пантеистического монизма.
25 Упанишады - духовная литература, завершающая, как считается, Веды. В основном, упанишады носят аллегорический характер и повествуют о безличном боге Брахмане.
26 Атман может трактоваться как синоним Брахмана и как личная душа, в зависимости от контекста, в котором употребляется это понятие.
27 Брахман - безличное божество в индуизме.
28 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.176.
29 См.: Там же. С.231.
30 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 66.
31 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 231.
32 Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. С. 440.
33 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 75.
34 Бхакти-йога в нашей стране в основном популяризируется Международным Обществом Сознания Кришны. См.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.
35 Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. С. 503-504
36 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 95.
37 См.: Там же. С.96.
38 См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 14.
39 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 249.
40 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 85.
41 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 449.
42 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 85.
43 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 220.
44 Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С. 15.
45 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 461.
46 Там же. С.461.
47 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 63-64.
48 См.: Там же. С.64.
49 Никаких конкретных сроков достижения самадхи для последователей раджа-йоги Патанджали не установил. Таким образом, стремлению к этому достижению может быть посвящена вся жизнь.
50 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 336.
51 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 409.
52 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 335.
53 См.: Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.38.
54 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Шри Шивананда Свами. Кундалини йога. Бишкек. 1993. С. 609.
55 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 435-436.
56 См.: Там же. С. 436-437.
57 Там же. С. 447.
58 Там же. С. 448.
59 Там же. С. 437.
60 Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. С. 485
61 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 219.
62 Духовное знание и раджа йога. СПб., Санкт-Петербургский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис. С. 26.
63 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 317 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|