Автор: Виталий Питанов
Виталий Питанов
Адепты псевдорелигиозного движения New Age активно распространяют миф об отсутствии принципиальной разницы между существующими религиями, о том, что все религии ведут к одному и тому же Богу, а их мистическая практика - к одному и тому же духовному результату. Утверждается, что осознанию этого духовного тождества последователям разных религий препятствует исключительно их собственное невежество. Столь известную идею распространяют теософы, агни-йоги, бахаисты и многие другие представители так называемых "нетрадиционных религиозных движений"1. Выступая в качестве апологетов идеи "братства религий", они с легкостью прибегают к своему излюбленному оружию - лжи2, выдвигая для защиты своих убеждений, в частности, следующий аргумент: слово "религия" происходит от латинского religare и перевод его в точности соответствует значению санскритского слова "йога" - "связь". Вот как об этом писала Елена Рерих: "…есть истинная религия …в каждой церкви …ответвлении единой мировой истины... Религия произошла от слова "религаре", что означает связь с Высшим. Потому все, искренне стремящиеся, по натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины"3; "…есть естественная Йога, истинная связь с Высшим"4. Логика рассуждений ньюэйджеров проста: раз оба понятия одинаково переводятся, значит, они обозначают одно и то же. Следовательно, все религии тождественны йоге, в частности между христианством и индуизмом нет принципиальной разницы, а потому христианин вполне может практиковать йогу, не переставая при этом оставаться христианином. На первый взгляд, последовательность рассуждений выглядит красиво. Но состоятельна ли она по существу? Попытаемся разобраться в этом вопросе.
Необходимо отметить, что современная наука не может точно определить этимологию термина "религия". Одни исследователи возводят истоки этого понятия к латинскому слову religio - "совестливость", "благочестие", "благоговение", "святость", "богослужение"5. Другие - к латинскому глаголу relegere, означающему "вновь собирать", "снова обсуждать", "опять обдумывать", "откладывать на особое употребление"6. Блаженный Августин считал, что слово "религия" произошло от глагола religere - "воссоединять"7. Есть и те, кто считает, что термин "религия" происходит от латинского глагола religare - "связывать", "соединять"8. Как видим, мнения разделились, поэтому предложение одного-единственного из, по крайней мере, четырех возможных вариантов перевода термина "религия", одновременно с умолчанием о существовании других предположительных переводах, свидетельствует либо о недостаточной компетентности в данном вопросе, либо о пристрастии к некорректной аргументации, не исключающей сознательные недомолвки. Но умолчание такого рода - это форма лжи, ложь же никогда не служила признаком высокого духовного развития человека, скорее, напротив.
Не все так просто и с понятием "йога". Слово "йога" имеет около двадцати словарных значений9, например, "средство", "способ", "единение", "действие", "укрепление"10, в том числе его можно перевести и как "связь", но при этом не стоит забывать и о других вариантах возможного перевода. Для активных сторонников перевода термина "йога" словом связь, понимающих связь как соединение души человека с Богом, приводим мнение по этому вопросу известного буддолога Е.А. Торчинова: "Обычно слово "йога" (кстати, по одной из версий слово "религия" также означает "связь") интерпретируется как связь человеческого духа с Абсолютом, единение души и Бога. Это совершенно неправильно, тем более что даже йога Патанджали никакого соединения не предполагает. Корень "юдж", к которому восходит слово "йога", означает прежде всего "запрягать коня"; поэтому "йога" скорее всего - связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания"11. Как видим, связь связи рознь. Связь как единение с богом и связь как единение чувств, мыслей и "психического фактора" - это совершенно разные вещи. Можно практиковать йогу и при этом не верить в Бога, как это делают, например, буддисты. Даже если согласиться с версией происхождения понятия религия от лат. глагола religare, то в христианстве Богообщение, связь с Богом является личностной, а отнюдь не связью "чувств, мыслей и психических факторов". Без личной связи с Богом, согласно христианскому мировоззрению, ни одно учение не может быть названо религиозным12. Если йога подразумевает самостоятельное раскрытие божественности человека, то христианин всегда помнит о словах Христа: "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5), - мистическая практика христианина и йога фундаментально отлична уже по этому критерию, однако оккультисты активно стремятся убедить своих последователей в обратном: "…истинное христианство ни в чем не расходится с Учениями Востока13…"14. И это притом, что, например, тот же буддизм отрицает существование Личного Бога и, по сути, является носителем атеистических идей. Его, а также индуистскую йогу, можно квалифицировать как "мистическое учение", но не как религию в христианском понимании этого термина.
Рассмотрим каким образом, в соответствии с реальной мистической практикой йоги, осмысляется термин "йога". "Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояние реализации религиозной прагматики учения - "освобождение"15…"16. Но, как мы уже отметили, в отличие от йогической практики, цель которой - достижение определенных состояний сознания, растворение в Абсолюте, христианское подвижничество, в том числе молитвенная практика, имеет своей целью живое и личностное Богообщение. Например, прп. Макарий, живший в конце IV - начале V в., писал: "Молитва наша, одновременно мудрая и горячая, должна быть ожиданием Бога - вплоть до того, как Бог явится и войдет в нее, … все, что мы взыскуем в молитве - это приход Бога"17. Христианские подвиги совершаются христианином ради Бога, во имя единения с Ним, но они не являются автоматическим способом реализации этой цели, та же молитва в деле спасения очень важна, но сама по себе она еще не является гарантом спасения: "… Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21).
Слово "йога" также "…употребляется для обозначения одной из даршан18 (религиозно-философских систем) ортодоксальной19… философии (индуизма. - В.П.)…"20. Христианское учение выражено в Священном Писании21 и Священном Предании22 Церкви. Но оно принципиально отличается от Вед, на которые опирается ортодоксальная философия индуизма. При этом в Священном Писании сказано: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" (2 Ин. 1:9). Какое же отношение имеют Веды к Священному Писанию и Священному Преданию Церкви? По своему содержанию - никакого23. Главные боги Вед24 - это Индра25 и Варуна26. Христос же учил любви к Единому Истинному Богу: "…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф. 22:37-38). О людях, нарушающих эту заповедь, Священное Писание учит: "Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете" (Втор. 11:26-29). Христос призывал почитать Бога, явленного через Божественное Откровение, но не языческих богов Индру и Варуну, которых уже не почитают даже сами индусы.
В третьем "…значении слово "йога" означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и способности (в частности "йогини" тантрических текстов - это не женщины-йогины, а колдуньи или бесовки)"27. Отношение к бесам и самому дьяволу в Священном Писании выражено недвусмысленно: "Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин. 8:44). Фактически третье значение "йоги" можно назвать проще - сатанизм. В этом случае ни о какой тождественности смысла понятий "йога" и "религия", в христианском его понимании, даже речи идти не может. Бог - Источник жизни, ее Творец (см. Быт.1:1-31), сатана - убийца. Сатанизм же - не религия, а ее антипод, так как соединяет человека не с Богом, а с сатаной-богоборцем. Но здесь закономерно возникновение вопроса: "…что общего у света с тьмою?" (2 Кор. 6:14).
©Питанов В.Ю.
Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 1
Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 2
Литература
1 См.: Питанов В.Ю. Миф о "братстве религий", как метод борьбы с традиционными религиями. http://pravklin.ru/publ/12-1-0-404
2 См.: Там же.
3 Письма Елены Рерих. 1932-1955. (Письмо от 26.11.38). Новосибирск. Вико. 1993. С.361.
4 Живая этика. Братство. 519.
5 См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.С.61.
6 См.: Там же. С.61.
7 См.: Там же. С.62.
8 См.: Там же. С.61.
9 См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.218.
10 См.: http://tibet.ru/encyclopedia/j/index.shtml#1
11 Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр "Петербургское Востоковедение". 1998. С.181.
12 См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.С.62.
13 О том, соответствует ли это заявление действительности, см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.
14 Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.1. Минск. Лотаць. 1999. С.524.
15 Чаще всего, говоря об "освобождении", в йоге понимается слияние с Абсолютом, сопровождающееся полной потерей личности. Природа Абсолюта при этом обычно мыслится тождественной природе человеческой души. См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
16 Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр "Петербургское Востоковедение". 1998.С.181.
17 Псевдо-Макарий. Гомилия 33. Цит. по: Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., Путь. 1994. С. 182
18 Даршана - в индуизме интеллектуальное, духовное видение всего сущего. Даршанами называют основные религиозные учения индуизма. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.161.
19 В индуизме есть ортодоксальные и неортодоксальные философские системы. Ортодоксальные системы признают авторитет Вед, неортодоксальные - отвергают. См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда / Традиционный индуизм: краткая характеристика.
20 Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр "Петербургское Востоковедение". 1998.С.181.
21 См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики / Богооткровенность Священного Писания. http://pravklin.ru/publ/izbrannye_voprosy_pravoslavnoj_apologetiki_chast_1/8-1-0-675
22 См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики / Необходимость Священного Предания. http://pravklin.ru/publ/8-1-0-676
23 См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
24 Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., Изд. "Восточная литература" РАН. 2002. С.172.
25 Индра - главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.201.
26 Варуна - один из самых древних и значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся блюстителем космических и нравственных законов, был карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.113.
27 Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр "Петербургское Востоковедение". 1998.С.181.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|