Автор: Наталия Гусева
Как часто приходится слышать от людей, с которыми сталкивает жизнь: "Был (-а) я в вашей церкви. Там меня та-ак обхамил(-а) священник (служка, свечница, бабка-прихожанка)!.. Теперь я туда ни ногой!" Слышишь - и горько, и больно, но ответить ничего не можешь, ибо - правда.
Да и сама я, не встреться мне на пути "благочестивая" радетельница о молитве, возможно, пришла бы в храм лет на пять раньше. Зашла я, помнится, как-то на Родительскую субботу записки подать, шла Литургия, запели (как я уже сейчас понимаю) Символ веры. Я стою, слушаю - душе так хорошо-хорошо! Вдруг меня дергают за плечо, разворачивая и подталкивая к выходу, и шипят в ухо: "Молитвы надо сперва выучить, а потом уж в храм Божий приходить!!!" И - лет на пять меня от храма отвернуло напрочь...
Что же это такое: хамство в Церкви? Как с ним бороться и надо ли? Как на него реагировать тем, кому хамят, и тем, кто стоит рядом и слышит это?
Прежде всего, надо бы нам помнить откуда слово-то это - хамство. Это ведь производное от имени Хама - сына Ноева! Поступок Хама, наверняка, помнят все, кто регулярно ходит в Церковь, читает Священное Писание. Помнят и понимают всю некрасивость, грубость, непочтительность и низость этого поступка: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих" (Быт.9, 20-25).
Вот Хаму-то и уподобляемся мы, если ведем себя по-хамски. Хамство неприятно и противно везде: и в магазине, и на приеме у чиновника, но оно преступно, когда появляется в Церкви. Почему? Потому что Церковь - это не наш дом. Это у себя дома ты можешь вести себя так, как хочешь. И люди, раз побывавшие у тебя в гостях, могут более не прийти к хаму-хозяину. А Церковь - это Дом Божий! И ты в нем всего лишь гость-прихожанин (гость дорогой, жданный и любимый, но равный всем прочим, приглашенным на пир) или слуга - служка, свечница... И не думаю, что Хозяин был бы рад, что его слуга шпыняет пришедших к Нему гостей. Это с одной стороны.
С другой стороны, надо всегда помнить, как ты сам пришел в храм. Наверняка, очень немногие из нас могут похвастаться "врожденной" воцерковленностью. Большинство же пришло в Церковь, будучи уже взрослыми, понабившими шишек, с израненной душой, полной боли и скорбей. И пришли сюда - к Богу - по наитию, а многие от безысходности, потому что - или в петлю, или сюда, в храм: а вдруг да поможет Бог, Которого и не знал никогда?! Понимаете, у человека срабатывает генетическая память, потому что в своей собственной жизни он о Церкви и о Боге практически ничего хорошего и не слышит. А вот живет же в душе память предков и подталкивает своего неразумного потомка пра-пра-прабабушкина молитва оттуда, из-за гроба: иди в Церковь, повернись к Богу, дурашка!
И человек приходит с тем самым грузом страстей, огромной неуверенностью и страхом. Он приходит в храм, будучи практически убежденным, что тут все - святые. И до мысли о том, что ты идешь к Богу, а не к людям, надо еще дорасти! Надо еще научиться разделять эти понятия: Господь и люди, которые в Его Доме служат. И научиться прощать их немощи, и научиться не принимать их за обиду... Все это впереди у пока еще захожанина. А вот чтобы ему сделаться прихожанином, надо нам - уже доросшим и наученным - проявлять такт, участие и огромнейшую доброжелательность.
Опять-таки из своего опыта. Когда я стала ходить в храм, я просто шугалась всех прихожан, замирая от страха сделать что-то не то и не так. И как же я благодарна до сих пор, что свечница Валентина Ивановна учила меня писать записочки, объясняла разницу в требах, подарила книжку "Всенощное бдение и Литургия", рассказывала, как правильно здороваться с батюшкой, знакомила с церковными праздниками...
Еще эпизод из жизни. Один человек стал искать Бога. Пошел к баптистам - его обняли, обласкали, почти, можно сказать, обцеловали, но… что-то не то там было для него. Пошел к католикам - тоже уютно, удобно сидеть, музыка приятная - но тоже что-то не то. Пошел к правосланым - обхамили, на ногу наступили… Но именно в Православной Церкви он и остался - душа почувствовала что-то родное, что-то самое главное, невзирая на все внешние шероховатости.
Надо, конечно, бороться с "церковными ведьмами", очень надо, но - не самостоятельно, не самочинно, а с помощью священника.
Это то, что я хотела бы сказать нашим "борцам за чистоту рядов". А теперь то, что я обычно говорю, когда сталкиваюсь с рассказами о хамстве в Церкви во время своего служения на отделениях больницы.
Давайте посмотрим на вопрос хамства в храме немного с другой стороны. Вы - те, кто впервые пришел в храм, - опять-таки в силу своих привычек зачастую приходите туда, как, например, в ателье, прачечную или обувной магазин. То есть с требованием "обслужить по высшему разряду, а иначе - подать сюда жалобную книгу!" А частенько и с таким настроем: "Вот она, Я пришла к Тебе, Господи! Скажи спасибо и давай начинай помогать мне во всем и всегда!" Приходите, когда жареный петух клюнет. И отношение к Богу этакое товарно-денежное: "Я Тебе свечку и молебен, а Ты мне - работу прибыльную". А когда беда проходит - поведение-то не меняется. То есть, как бы говорите Богу: "Помог - спасибо, теперь иди снова за дверь; понадобишься - позову". Бог для вас нечто сродни "неотложке". Опять же, так происходит потому, что вы по-другому не умеете. Но ведь все мы учимся, все ходим в школу. И странно требовать от преподавателя ВУЗа, чтобы он принял на третий курс первоклашку с соответствующим багажом знаний.
Задача преподавателя - вежливо объяснить малышу, что сначала надо закончить школу. Но и у малыша есть задача: не "гнуть пальцы", не жаловаться в Министерство образования, а поверить и пойти учиться в свой первый класс. И вот что я хочу сказать: со стороны прихожан должна быть вежливость (не холодная, а доброжелательная), радость о заблудшей овечке, решившей вернуться в стадо; а со стороны захожан должно присутствовать терпение и смирение: вдруг, я не все знаю?.. Тогда период превращения захожанина в прихожанина пройдет наименее болезненно.
И снова из своих впечатлений. Помню, когда начинала читать Евангелие, я была буквально шокирована одним отрывком: И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф 15, 23-28).
Давайте перенесем этот отрывок в современные условия. Ну, допустим, хананеянка - это ваша подруга, она пришла в Церковь и услышала... Сначала вообще ничего не услышала, а потом и того "круче" - ее с псами сравнили! Что бы сказало большинство из вас? Да те же самые слова, что говорите и сейчас: "Да в эту вашу церковь я больше - ни ногой!" А вдумаемся-ка: кто сказал эти слова несчастной страдающей матери? Сам Христос! Тот, Кто пришел пострадать за нас, взять на Себя груз людских грехов, Кто пришел не к праведникам, но к грешникам, Сам источник Божественной Любви! И вдруг такие слова... Но, опять-таки, посмотрите на поведение жены: она не "гнет пальцы", не плюет вслед, она готова принять все сказанное и даже больше, только бы получить помощь.
Почему? Может, потому, что в этот момент она поняла, выстроила в своей душе правильную иерархию ценностей, поняла: надо что-то менять, надо перестраивать свою душу, а иначе ничего не получится. И она согласна быть "псом", если ей "авансом" перепадут хоть крохи от трапезы Божественного учения. И в тот самый момент, когда она принимает в себя это, когда она ставит на первое место Бога, она становится Божьей! И исцелилась дочь ее в тот час, - заметьте, ни по приходу женщины домой, а в тот же час, как она исповедала себя недостойной и грешной! То есть помощь Божия разлита везде, и Господь готов нам ее дать сразу и всем, только загвоздка вся - в нашей неготовности ее принять.
Потому что принимать ее мы готовы как должное, а не как "аванс". Поэтому, дорогие мои прихожане: дарите любовь свою как отблеск Любви Господина жатвы всем, кто приходит в храм впервые. Даже если они не так одеты, не там стоят, не так крестятся. Улыбка, доброе слово, мягкий голос - все это не ваша воля, а ваша обязанность перед истинным Господином и Главой Церкви.
И поэтому, дорогие мои захожане, требовать, чтобы в церкви вас встретили живые святые - это все равно, что требовать, чтобы в больнице лежали сплошь здоровые люди. Разберитесь в себе, поймите, что вы хотите от Бога, с чем вы пришли. Ведь и верующие болеют, скорбят, теряют близких, деньги и работу - все как и вне стен храма. Тут все дело в том, что внутри, в душе. Поэтому если у вас болит душа - вы потерпите и немощных ворчащих старушек, и невнимательную свечницу. И вам обязательно станет легче. Не физически, так духовно. А это, поверьте, совсем немало.
Помоги нам, Господи, в этом!
Наталья Гусева,
старшая сестра православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице
Фото: Евгений Цапенко
Перекрытые ручейки
О правильном отношении к смерти Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|