Во второй половине XVII века, около 1685 года, в селе Меньшое Щапово вновь построена церковь Живоначальной Троицы с приделом святителя Николая Чудотворца. При этой церкви упоминается поп Семион Игнатьев.
В документе от 1705 года при той же церкви упоминается уже поп Аггей Семенов. Вероятнее всего, Аггей Семенов был сыном Семиона Игнатьева т.к. в то время часто фамилией (в современном понимании этого слова) являлось имя отца
Церковь деревянная, со всякой церковной утварью.
В 1715 году попу Аггею Семенову 76 лет (т. е. родился он в 1639 году). Жене его Офимье Ивановой (Ивановне) 70 лет (родилась в 1645 году). "… У него Елисей во дьяконах 25 лет, жена его Авдотья Иванова 20 лет. У него ж попа сын Федосий 17 лет". Иными словами, у Аггея Семенова старший сын - Елисей (1690 г. р.) в сане диакона служит с отцом в той же церкви Живоначальной Троицы. Он женат на Авдотье Ивановой (Ивановне) 1695 г. р.; младший сын Федосий 1698 г. р.
В 1723 году упомянут "… села Щапова церкви Живоночальной Троицы поп Елисей Агеев".
В 1756 году построено новое деревянное здание церкви.
"…Зданием - деревянная, состоит в твёрдости, покрыта железом.
Двухпрестольная: настоящая во имя Святой Троицы, - да в приделе Святителя и Чудотворца Николая - холодная".
Утварию церковною достаточно.
Причта положено по штату 1722 го года, августа 10-го дня,
Священник 1,
Дьякон 1,
Дьячек 1 и
Пономарь 1.
Приходских дворов 205, в них душ мужска 806, женска 992.
Земли при сей церкви усадебной две десятины, пашенной и сенокосной 31на десятина, на оную землю плана и межевой книги не имеется, а показана обще с обывателями того села в экономическом плане; сею землёю священно и церковнослужители владеют сами". (Клир. ведом. за 1827 г.)
С 1770 года по 1805 год настоятелем церкви Живоначальной Троицы священник Гаврила Климентов. В школах не учился, штрафован. В годы его настоятельства в 1787 году построена новая колокольня деревянного храма.
С 1805 года и до 1854 года настоятель Троицкой церкви - священник Феодор Никитич Наумов. Родился в Московской губернии в 1777 году, умер в 1862 году. "Из духовного звания, сын священника, обучался в Лаврской семинарии наукам: Богословским, Филосовским, Риторическим, - языкам: Латинскому, Французскому, и Немецкому, коего полтора года был информатором. По окончании в оной семинарии курса наук произведён к означенной Троицкой церкви во священника - 1805 июля 11-го дня, (24 июля н.ст., память равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены.). Определён Благочинным 1819 июля 24-го дня (6 августа н.ст., память мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида)".
В ведомство благочинного священника Феодора Никитина Наумова в Клинском уезде в эти годы входило 9 сёл, в том числе:
1) село Щапово - церковь Живоначальной Троицы,
2) село Воронино - церковь иконы Божией Матери "Смоленская",
3) село Спас-Коркодино - церковь Преображения Господня,
4) село Доршево - церковь Преображения Господня,
5) село Покровское (в Клировых ведомостях за 1827 год церковь в селе Покровском названа Николаевской, в последующие годы церковь в селе Покровском означена уже как Покровская),
6) село Трехсвятское - церковь иконы Божией Матери "Казанская",
7) Георгиевский погост (ныне с. Подтеребово) - церковь вмч. Георгия Победоносца,
8) село Борщёво - церковь Вознесения Господня,
9) Дмитриевский погост, что в Донхове (ныне с. Аксёново), церковь вмч. Димитрия Солунского.
В 1827 году священнику Феодору Никитину Наумову 50 лет от рождения, жене его Евдокие Алексиевне - 39 лет, детям - 16, 14, 7 и 2 года (все мальчики).
К тридцатым годам XIX столетия деревянная церковь Живоначальной Троицы в с. Щапово находится в ветхом состоянии. Вместо неё на новом месте, 11-го сентября (24 сентября н.ст.) 1832 года, заложена каменная. В том же 1832 году кладкою доведена до сводов, кроме колокольни.
Старая деревянная церковь Живоначальной Троицы в с. Щапово продолжала действовать, но уже как кладбищенская, при которой совершали захоронения. Колокольня у деревянной церкви по резолюции Его Высокопреосвященства была разобрана и употреблена на обжиг кирпичей для строительства нового каменного храма, Эти кирпичи изготавливали тут же, на месте строительства. Старая деревянная церковь просуществовала на прежнем месте до 1847 года, в котором и была упразднена.
Построена новая церковь была из красного кирпича, с использованием множественных белокаменных деталей, после постройки вся поверхность храма была оштукатурена и выкрашена белой краской. Наружное убранство представляет собой смешение классицистических и псевдоготических элементов: по бокам основного четверика пристроены портики коринфского ордера, увенчанные фронтонами, сильно пострадавшими от времени, окна обрамлены стрельчатыми наличниками, такой же готический рисунок имеют все кирпичные фризы, украшающие второй ярус. Сама церковь была построена по осевой композиции, центром которой являлся большой двусветный четверик, который венчало пятиглавие, поставленное на сомкнутый свод. Трапезная со стрельчатыми окнами соединяла основной объем храма с трехъярусной колокольней.
Новый Троицкий храм, в отличие от старого, имеет теперь не два, а три престола. "Престолов в ней имеется быть три: в настоящей (т.е. главный престол) холодной ещё не освещённой во Имя Святой Троицы; в трапезе два придела тёплые: 1й во имя Святителя и Чудотворца Николая, 1836го года июня 29го дня освящён, (12 июля н.ст., празднование Святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла) 2й во имя Казанской Божией Матери 1838го года июня 26го дня (9 июля н.ст., празднование Тихвинской иконы Божией Матери) освящён же, в коих и служба производится" (выписка из Клировых ведомостей за 1847 год). Дата освящения главного престола во имя Святой Троицы нам неизвестна. Датой постройки нового каменного храма принято считать 1835 год.
В 1930-х годах церковь была закрыта, вся церковная утварь и иконы были вывезены в неизвестном направлении, а в здании решением властей разместили стеклодувный цех.
С 1917 и до самого начала войны, а потом начиная с 1942 года, уже после ухода немецких войск, были неоднократные попытки полного разрушения здания храма, но с Божией помощью этого не произошло.
9 ноября 1950 года все-таки была взорвана колокольня, а на ее месте к трапезной храма было пристроено кирпичное здание администрации стеклодувного цеха, а в самом храме хранили готовую продукцию.
В 1970-х годах к зданию храма приделали дополнительные постройки для расширения стеклодувного производства.
В 1992 году, после закрытия производства, здание храма передали вновь образованной приходской общине. К этому времени в храме уже не было рам, крыши, главок, настенные росписи отсутствовали. Началось постепенное восстановление церкви.
Первая служба в храме после передачи его Церкви состоялась на Рождество 1995 года.
На сегодняшний день на пожертвования прихожан начаты работы по согласованию и утверждению архитектурного решения восстановления здания храма, его купольной части, строительству новой колокольни, проведены необходимые капитальные работы в напольной части трапезной, работы по остеклению помещений, устройству отопления, электро- и водоснабжения. В завершающей стадии работа по утверждению земельной документации. Заключен договор на полное обследование фундаментов храма и его конструктивных элементов, проведение геологических и архивных изысканий, уже подготовлены графические данные и внешние виды реконструкции храма и колокольни. Проведена экспертиза несущих конструкций трапезной части храма. Сделана ограда с кованой решеткой по оригинальному образцу 19 века.
Восстановить храм в первозданном виде - это цель, к которой нам с вами надо обязательно стремиться, но на все это требуются огромные средства.
Будем благодарны всем принявшим посильное участие в восстановлении здания Троицкой церкви. Без вашего участия храм не сможет принять тот первоначальный и уникальный вид, которым он так славился в прежние времена.
Контакты и реквизиты Троицкого храма вы можете увидеть здесь.
Материалы предоставлены приходом
Троицкого храма с. Новощапово
Священническое служение - очень ответственное дел Автор: Ирина Филиппова Сегодня священство - единственное сословие, оставшееся в России с дореволюционных времен. "Стать священником, - поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, - может любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного исповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать Литургию) и психически здоровый". Но главное все же - это желание самого человека принять священный сан.
Мы начинаем серию публикаций, в которых на вопрос "Почему я стал священником?" будут отвечать священнослужители Клинского благочиния
Юбилей пастыря Автор: Татьяна Балашова За плодотворный труд на благо Церкви и в связи с юбилеем отец Алексий был награжден епархиальной медалью "За жертвенные труды" III степени, которую митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручил юбиляру 6 сентября в своей резиденции в Новодевичьем монастыре
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|