Автор: епископ Балашихинский Николай
День Усекновения главы Иоанна Предтечи православная церковь отмечает 11 сентября –христиане в этот день вспоминают смерть последнего ветхозаветного пророка, который, сойдя во ад, первым принес туда весть о грядущем Спасении.
Коломна, XIV в., ГТГ
В ряду многоразличных изображений Крестителя Господня иконы, именуемые «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», занимают видное место – как по числу сохранившихся памятников, так и по распространенности их в восточно-христианском мире.
Самые ранние изображения известны с III в. (римские катакомбы Каллиста), но вплоть до VI в. это композиции, посвященные Крещению Господню. Древнейшим из сохранившихся единоличных образов Предтечи принято считать происходящую из Екатерининского монастыря на Синае икону, находящуюся в Киевском музее искусств им. Ханенко – ее датируют концом VI в. Одетый во власяницу (см.: Мф. 3:4) и гиматий Иоанн изображен на иконе в рост; в левой руке он держит свиток с греческой надписью: «Се, Агнец Божий...»
К X в. типичным становится изображение Иоанна Предтечи в составе деисуса, а с IX в., после третьего обретения честной главы святого, появляются житийные композиции, среди которых и пребывание Предтечи в пустыне. Евангелисты, начиная рассказ об Иоанне, упоминают его проповедь в пустыне (Мф. 3:1; Мк. 1:4; Лк. 3:2). По-видимому, свое влияние на формирование «пустынных» икон оказал и написанный в VIII в. Великий канон прп. Андрея Критского. Гимнограф при первом же упоминании именует Иоанна «пустыннолюбивой горлицей» и говорит: В пустыню вселися благодати Предтеча (песнь 9 Великого канона).
В XII в. образы Иоанна Предтечи в пустыне приобретают самостоятельное значение –например, икона из монастыря вмц. Екатерины на Синае со сценами жития. Вполне логичным представляется, поэтому появление в конце XIII в. икон, где Предтеча изображен с крыльями – это прямая иллюстрация слов Спасителя об Иоанне: Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню?.. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мф. 11:7–10). Спаситель приводит здесь пророчество Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3:1). Древнейшим из сохранившихся изображений Предтечи с крыльями является фреска в Арилье (Сербия).
Древнейшей из известных на Руси икон Иоанна Предтечи – Ангела пустыни является икона из Коломны, находящаяся с 1935 г. в Третьяковской галерее. Это храмовый образ церкви Зачатия Иоанна Предтечи села Городищи. Правая рука стоящего в полный рост Иоанна сложена в именословном благословении; в левой он держит развернутый свиток с текстом: Покайтеся, приближибося Царство Небесное... Уже бо секира при корени древа... (Мф. 3:2,10). Средник иконы написан в конце XIV в.; житийные клейма – XVIII в.; видимо, это повторение несохранившихся сюжетов, современных среднику. Вот их состав:
Явление Ангела священнику Захарии (Лк. 1:11–17). 2. Рождество Иоанна Предтечи (Лк. 1:57). 3. Наречение имени (Лк. 1:60–64). 4. Спасение Елизаветы с младенцем в горе. 5. Убиение Захарии (ср.: Лк. 11:51). 6. Ангел уводит младенца в пустыню. 7. Моление Иоанна в пустыне (Лк. 3:2–6). 8. Ангел ведет Иоанна к Иордану. 9. Крещение Христа (Лк. 3:21–22). 10. Крещение народа (Лк. 3:10–14). 11. Обличение Ирода (Лк. 3:19–20). 12. Усекновение главы (Мк. 6:17–28). 14. Принесение главы (Мк. 6:28). 15. Погребение (Лк. 6:29). 16. Обретение главы Иоанна Предтечи.
Литературными источниками для иконографии сюжетов, не нашедших отражения в Евангелии, является апокрифическое «Протоевангелие Иакова», а также Житие Иоанна Предтечи, составленное в X в. прп. Симеоном Метафрастом. О пребывании Предтечи в пустыне хочется привести слова свт. Иоанна Златоуста: «Он жил в пустыне, как на небе, вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом».
Владимир, XVII в., МиАР
Еще один замечательный образ Предтечи – Ангела пустыни находится в музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона 1560-х гг. происходит из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря, построенного на вклад царя Ивана IV. Икона находилась в местном ряду иконостаса по левую сторону от Царских врат.
Босой Иоанн также изображен в рост; на нем гиматий и власяница: Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих (Мф. 3:4); «пояс усмен» под складками гиматия не виден. Правая рука его поднята в благословляющем жесте, а в левой он держит тонкий посох с крестом, чашу с усеченной главой и развернутый свиток с составным текстом из Евангелия (надпись, впрочем, является поновлением XVIII в.). Вот этот текст: Славите... и свидетельство о нем яко се есть Агнец Божий вземляй грехи всего мира... Покайтеся приближибося Царство Небесное... уже бо и секира лежит при корене древа... всяко убо древо посекается (Ин. 1:29; Мф. 3:2,10). У ног Предтечи, прямо под свитком – иллюстрация его слов: небольшое деревце с острым топориком, лежащим на развилке ветвей; само древо, не приносящее доброго плода, еще не срублено, но одна ветвь уже отсечена... Усеченная глава Предтечи и посох с крестом – прообразы Искупительной жертвы Христовой.
Сольвычегодск, XVI в.
Икона того же времени, середины XVI в., из Сольвычегодского музея (в настоящее время в Архангельском музейном объединении «Художественная культура Русского Севера»), по композиции аналогична Ангелу пустыни из Коломны; отличие в надписи на свитке: Се Агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Нем же аз рех по мне грядет Муж иже предо мною (Ин. 1:29– 30).
Житийные клейма (их меньше, всего 14) несколько отличаются от Коломенских; вот их порядок: 1. Явление ангела Захарии. 2. Захария перед народом (Лк. 1:21–22). 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Лк. 1:23–24). 4. Встреча Богоматери и Елизаветы (Лк. 1:40–43). 5. Рождество Иоанна Предтечи (Лк. 1:57–63). 6. Убиение Захарии. 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе. 8. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню. 9. Моление Иоанна в пустыне. 10. Крещение народа Иоанном. 11. Иоанн Предтеча обличает Ирода. 12. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 13. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду. 14. Обретение главы Иоанна Предтечи.
В XVI в. иконы Иоанна Предтечи, в том числе и Ангела пустыни, получают широкое распространение. Это, несомненно, связано с тем, что Предтеча был небесным покровителем царя Ивана Грозного, по заказу которого был создан целый ряд изображений Предтечи. Будущий царь родился 25 августа, за четыре дня до дня Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, и особо почитал именно этот день памяти святого, причем в новописанных иконах желал видеть усекновенную главу.
Ярославль, середина XVI в.
Иоанн Предтеча в житии. Ярославль, XVI в.
Две замечательные иконы XVI в. из Ярославского художественного музея представляют Предтечу – Ангела пустыни держащим чашу с усекновенной главой. Правая рука Предтечи прижата к груди. В первом случае икона имеет 16 житийных клейм; кроме упомянутых выше сюжетов, в нижнем ряду представлены Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи.
Вторая Ярославская икона имеет 20 житийных клейм; кроме упомянутых, это следующие сюжеты: Принятие Иоанном дара пророчества (клеймо 9) – Предтеча в пустыне; его правая рука молитвенно воздета к Спасителю, изображенному в небесном сегменте в правом верхнем углу клейма; в левой руке Предтеча держит пророческий свиток.
Иоанн Предтеча в темнице (клеймо 13) – Иоанн, облокотившись о правую руку, сидит
в мрачном застенке; снаружи его стережет стражник с мечом.
Последние четыре клейма посвящены истории обретений главы Предтечи. Напомним, как об этом говорит его житие. Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала ее в своем дворце, но благочестивая служанка Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода (см.: Лк. 8:3), сумела тайно вынести главу из дворца и захоронила ее в глиняном кувшине на Елеонской горе. Спустя много лет некий благочестивый человек по имени Иннокентий обнаружил кувшин со святыней, бережно ее хранил, но перед своей смертью, опасаясь поругания святыни от неверных, скрыл ее в земле на том же месте, где обрел. В царствование Константина Великого некие иноки пришли в Иерусалим поклониться Гробу Господню. В сонном видении им явился Иоанн Предтеча и повелел откопать святую главу его. Возвращаясь домой, иноки по своему легкомыслию передали святыню одному гончару из сирийского города Емессы. Перед смертью он передал главу Предтечи на хранение своей сестре; затем святыня переходила от одного верующего к другому, пока не досталась иноку Евстафию, который скрыл святую главу в одной из пещер близ Емессы.
Впоследствии на этом месте была устроена монашеская обитель. Ее настоятель, архимандрит Маркелл, в 452 г., по откровению Божию, вторично обрел честную главу, которая затем была перенесена при императоре Феодосии Великом в Константинополь.
Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, вновь перенесли в город Емессу. В период иконоборческих гонений, в начале IX в., спрятали в Команах (на территории современной Абхазии), где некогда находился в ссылке Златоуст, а после восстановления иконопочитания в 842 г. Патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил откровение о местонахождении святыни. Император Михаил III направил в Команы посольство, которое около 850 г. обрело главу Иоанна Предтечи в указанном Патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. Это было третье ее обретение.
Наш обзор икон Иоанна Предтечи – Ангела пустыни был бы неполным без памятников поздневизантийских. Один из них был представлен на выставке «Шедевры Византии», проходившей весной нынешнего года в Третьяковской галерее. После падения Константинополя в 1453 г. греческие иконописцы уехали на Крит, и традиции византийской иконописи не прервались.
Крит, начало XVI в.
На иконе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни начала XVI в. из собрания Э. Велимезиса – X. Маргаритиса. Святой Иоанн представлен стоящим в рост на невысокой скале. Предтеча показан как бы в молитвенном порыве к именословно благословляющему его Спасителю, изображенному в верхнем правом углу, в сегменте синего неба с золотыми лучами.
На Предтече светло-коричневый гиматий, надетый поверх темно-голубой милоти. В левой руке Предтеча держит развернутый свиток, но не с Евангельской надписью, а с текстом следующего содержания: «Виждь, Слово Божие, что претерпевают те, кто порицают отвратные нарушения. Вот и Ирод, не снося порицания, усек главу мою, Спаситель». Этот текст известен с начала XII в. и связан с обретением и почитанием главы Иоанна Предтечи. Самое раннее упоминание о нем относится к несохранившемуся мозаичному изображению на фасаде монастырского храма св. Георгия в Палермо.
В нижней части иконы, позади Предтечи изображено деревце с пышной кроной; к нему прислонен топор. Отметим, что два неплодоносящих ствола уже срублены. Перед Предтечей на камне стоит драгоценная чаша, а в ней – его усекновенная глава.
Монастырь Ставроникита, Афон, XVI в.
Еще одна икона Предтечи – Ангела пустыни, также XVI в., написанная выдающимся иконописцем Феофаном Критским, находится в монастыре Ставроникита на Афоне. Этот образ вполне созвучен древнерусским иконам Предтечи – Ангела пустыни: святой изображен фронтально; правая рука поднята в именословном благословении, а в левой – высокий тонкий посох с крестом и развернутый свиток с Евангельским текстом: Ιδού ο Αμνός του Θεού ο αίρων τον η αμαρτία του κόσμου (Ин. 1:29 – Се Агнец Божий…).
Завершим наш обзор более поздним вариантом иконографии Ангела пустыни – он известен со второй половины XVI в. как миниатюра рукописи, а с начала XVII в. уже и как икона.
Икона из Антониево-Сийского монастыря, середина XVII в.
Поясное изображение Предтечи – Ангела пустыни из Антониево-Сийского монастыря близ Холмогор написано в середине XVII в. (ныне в собрании музея-заповедника «Ростовский Кремль») иконописцем Федором Зубовым. Фронтально расположенный Предтеча держит в руках драгоценную чашу, в которой находится Богомладенец. Левой рукой Предтеча придерживает основание чаши, а правой указывает на лежащего в ней Младенца.
Евангельское свидетельство Иоанна Предтечи о Христе: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29) здесь осмыслено литургически. К этому времени стали широко известны возникшие в палеологовском искусстве композиции на тему Божественной литургии: «Иже херувимы», «Великий вход», «Да молчит всякая плоть» и другие.
Приведенные в нашей заметке примеры развития иконографии Иоанна Предтечи не только показывают, как совершенствовалось художественное исполнение икон, но и как углублялось богословское осмысление роли Иоанна Крестителя – Предтечи благодати Божией – в деле нашего спасения.
Список использованной литературы
- Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
- Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного (икона «Иоанна Предтечи» из Махрищского монастыря) // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970.
- Древнерусское искусство X - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Т. 1. М., 1995.
- Иконы XIII-XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
- Иконы строгановских вотчин XVI-XVII веков / Сост. М.С.Трубачева. М., 2003.
- Иконы Ярославля XIII-XVI веков. М., 2002.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.
- Устинова Ю.В. Иконография Иоанна Предтечи // Православная энциклопедия. Т. 24, М., 2010.
Источник: mepar.ru
Иконография Предтечи Господня Иоанна
Автор: епископ Балашихинский Николай
В иконостасе одного из древнейших храмов Подмосковья – Зачатия Иоанна Предтечи села Городище (ныне в черте города Коломны) с давних времен находилась чтимая икона Иоанна Предтечи. Время ее создания – «золотой век» древнерусского искусства, конец XIV – начало XV вв.
Слово об Иоанне Предтече
Автор: митрополит Сурожский Антоний
Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы мы ни были окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим перед лицом жизни и смерти там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти - не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся сами для того, чтобы прийти в себя, и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться наедине с самим собой, когда к этому не привык.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|