Автор: епископ Балашихинский Николай
Иоанн Предтеча в житии. XVI в. Ярославский художественный музей
В иконостасе одного из древнейших храмов Подмосковья – Зачатия Иоанна Предтечи села Городище (ныне в черте города Коломны) с давних времен находилась чтимая икона Иоанна Предтечи. Время ее создания – «золотой век» древнерусского искусства, конец XIV – начало XV вв.
Считается, что ее написал Дионисий или кто-то из его ближайшего окружения. В 1930-е гг. храм был закрыт, и с 1935 г. икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Средник иконы – древнейший из известных на Руси образ данного иконографического типа. Икона была храмовой, находилась в иконостасе, и в результате его поновления после одной из реконструкций церковного здания была в XVIII в. дополнена житийными клеймами, которые, очевидно, повторяли сюжеты древних, не дошедших до нашего времени, клейм. Сюжеты житийных клейм следующие:
1. Явление ангела священнику Захарии по правую сторону жертвенника кадильного (Лк. 1:11).
2. Рождество Иоанна Предтечи: Елисавете настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею (Лк. 1:57–58).
3. Выбор имени новорожденному: Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились (Лк. 1:63).
4. Елисавета спасается с младенцем Иоанном в пещере.
5. Убиение Захарии между жертвенником и храмом (Лк. 11:51).
6. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню.
7. Моление Иоанна в пустыне.
8. Ангел ведет Иоанна Предтечу к Иордану.
9. Крещение Иисуса Христа.
10. Иоанн крестит народ в Иордане.
11. Иоанн обличает царя Ирода за нечестие.
12. Иоанн Предтеча заточен Иродом в темницу.
13. Усекновение главы Иоанна Предтечи.
14. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду: послав оруженосца, царь повелел принести голову его; он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей (Мк. 6:27–28).
15. Погребение Иоанна Предтечи: Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк. 6:29).
16. Обретение главы Иоанна Предтечи.
Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии. Конец XVII в. Ярославский художественный музей
На среднике иконы Иоанн Предтеча изображен в полный рост; правая рука его поднята вверх, а в опущенной вниз левой он держит развернутый свиток с надписью: Покайтеся: приближебося Царство Небесное…Уже бо секира при корени древа… (Мф. 3:2, 10; . Лк. 3:9).
Иоанн Предтеча в житии. XVI в. Ярославский художественный музей
За спиной Предтечи изображены два синеватых крыла. Первое из известных византийском искусстве изображений Предтечи в образе Ангела – фреска конца XIII в. церкви преподобного Ахиллия Лариссийского в Арилье (Сербия). Основанием для этого послужило пророчество Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3:1) – на это пророчество ссылается Спаситель в беседе с народом о Иоанне Крестителе (Мф. 11:7–11).
Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии. XVIII в. Государственный музей истории религии. СПб.
Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием. Средник – конец XIV в. (Дионисий); поля – XVIII в. ГТГ
На Руси образ Иоанна Предтечи – Ангела пустыни получил распространение в XVI–XVII вв., причем известно несколько изводов этого иконографического типа.
К середине XVI в. относится широкое распространение изображений Иоанна Предтечи, держащего в руке блюдо с усекновенной главой. Это связано с особым почитанием Предтечи царем Иваном IV: родившийся за три дня до праздника Усекновения царь при крещении был назван в его честь и впоследствии питал любовь именно к этому празднику. В 60–70-е гг. XVI в. Иван Грозный сделал ряд вкладов в крупные храмы и монастыри – это были иконы Иоанна Предтечи – Ангела пустыни.
Икона 1560-х гг. из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря находится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Иоанн Предтеча в образе Ангела пустыни правой рукой благословляет именословным благословением, а в левой держит широкий сосуд, напоминающий дискос – в нем лежит усекновенная глава. Той же левой рукой Предтеча держит и свиток (он свисает из-за сосуда) с надписью: «Славите… и свидетельствовах о Нем, яко се есть Агнец Божий, вземляй грехи всего мира… Покайтеся, приближибо ся Царство Небесное… Уже бо секира лежит при корене древа… Всяко убо древо посекается» (см.: Ин. 1:29; Мф. 3:2, 10). Икона написана в мастерской Московского Кремля.
К этому же иконографическому изводу относятся и две иконы XVI в. из Ярославского художественного музея. Отличие их от иконы из Стефано-Махрищской обители состоит в том, что отсутствует лежащая при корене древа секира. Менее торжественно выглядит и сосуд с усекновенной главой: это блюдо, причем в некоторых случаях его практически не видно.
Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием. Середина XVI в. ГТГ
Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. XVI в. ЦМиАР
Надо отметить, что и во времена правления Ивана Грозного писались иконы Ангела пустыни без усекновенной главы, но чаще они встречаются в провинции. Такова, например, икона Иоанна Предтечи второй половины XVI в. с житием в четырнадцати клеймах (Сольвычегодский историко-архитектурный музей). Надпись на свитке: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира…Сей есть, о Немже аз рех: по мне грядет Муж, Иже предо мною…» (Ин. 1: 29–30).
Иоанн Предтеча с житием в четырнадцати клеймах.
Вторая половина XVI в. Сольвычегодский историко-архитектурный музей
Появление еще одного извода «Ангела пустыни» относится ко второй половине XVI в.: Предтеча здесь держит уже не блюдо с усекновенной главой, а сосуд с евхаристическим Агнцем – Богомладенцем Христом.
Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Вторая половина XVII в. Пермская ГКГ
Евангельское свидетельство Иоанна Предтечи о Спасителе: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29) осмыслено здесь в плане Евхаристии. Предтеча держит в чаше Того, Кто приходит заклатися и датися в снедь верным (см. Литургию Великой Субботы).
Особенно ярко выражена литургическая тема в иконе «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии» конца XVII в. из Ярославского художественного музея. Иоанн держит золотой дискос с Агнцем – Предвечным Младенцем. В верхней части иконы, превыше небес, на престоле, который поддерживают шестокрылатые среафимы, в окружении прочих Небесных сил бесплотных восседает Спаситель. Его взор направлен на Предтечу, а правая рука сложена в именословном благословении. Икона изобилует житийными сюжетами; в эпизоде с явлением ангела священнику Захарии присутствует интересная деталь: на престоле стоит чаша, повторяющая формы той, которую держит Предтеча.
Стилистически близка к ярославской и икона из Пермской картинной галереи, но житийных сцен здесь гораздо меньше, да и по колориту она скромнее.
Еще одна замечательная икона Ангела пустыни написана известным иконописцем строгановской школы Прокопием Чириным. В отличие от предыдущих, она подчеркнуто аскетична, здесь совсем нет житийных сцен. Надпись на свитке Предтечи – из Евангелия от Иоанна: я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1:34).
Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. 1667 г. ГИМ
К святому Иоанну Предтече в наши время обращаются за молитвенной помощью в стяжании трезвенного образа жизни; день Усекновения главы Иоанна Предтечи отмечается и как праздник трезвости народной.
Из множества икон, изображающих Крестителя Господня, как нам представляется, именно иконы Иоанна Предтечи – Ангела пустыни «евхаристического извода» (с Агнцем – Богомладенцем Христом) наиболее точно показывают, на чем должно быть сосредоточено молитвенное усердие страждущих от недуга винопития. Это не только молитва Крестителю Господню Иоанну, но и непременное участие в Таинствах Церкви – прежде всего, Покаянии и Святом Причащении.
Источник: mepar.ru
Из истории иконографии Святой Троицы
Автор: Епископ Балашихинский Николай
К тому времени, когда писал свою Троицу преподобный Андрей, история иконографии Святой Троицы насчитывала несколько столетий. В нашей краткой заметке сделана попытка обозначить некоторые вехи развития иконографии Святой Троицы Ветхозаветной, как именуется в литературе творение преподобного Андрея
Икона Божией Матери Курская-Коренная. Из истории иконографии
Автор: епископ Балашихинский Николай
Одной из древнейших сохранившихся икон этого типа является византийский образ VI в. Богоматери Никопеи, находившийся в числе других почитаемых святынь во Влахернском храме Константинополя. На этой иконе Богоматерь держит изображение Христа перед грудью на круглом щите.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|