Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 5-ю по Пятидесятнице
Мф. 8:28-34
Мы сегодня слышали отрывок из Евангелия от Матфея об исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской.
Господь приходит в страну Гергесинскую (Гадаринскую) – местность, где евреи соседствовали с язычниками, и хотя вера диктовала им строго определенный образ жизни, жили они иначе. Ветхозаветный закон запрещал верующим не только вкушать свинину, но даже прикасаться к этим нечистым животным, однако, в погоне за наживой, многие из них разводили свиней на продажу. Вера и реальная жизнь были разделены, как вещи, лежащие в разных карманах. Подобное можно видеть и сейчас: часто люди верят лишь тогда, когда им это выгодно, от чего и происходит много бед.
Иисуса Христа встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 28-29).
Евангелисты Марк и Лука описывают происходящее несколько иначе, но это не должно вызывать удивления, поскольку они стремились передать суть, а не воссоздать во всех деталях хронику событий жизни Христа. Очевидцы вспоминают одного или двух бесноватых, из чего можно заключить, что один из них был более сильным и опасным для окружающих, а потому привлек к себе больше внимания.
Есть заболевания тела и души, ими занимается медицина, а есть болезни духовные, когда грех властвует над человеком. Таковы одержимость и беснование – самая тяжелая форма болезни, когда человек уже бывает не в силах собой управлять. К ним ведет жизнь недобрая, несветлая, которая противоречит Божьей воле.
Сложно сказать, что стало причиной беснования этих людей. В наше время подобные заболевания часто происходят из-за контактов с разного рода экстрасенсами, гадалками, врачами нетрадиционной медицины. Человек обращается к «бабке» с какой-нибудь мелочью, и ситуация вроде бы разрешается, а возникающие потом психические расстройства и духовные недуги, нелады в семейной жизни с этим никто не связывает. Бог категорически запрещает подобные занятия, поскольку это может нанести душе человека и всей его жизни непоправимый вред! И даже если он покается, последствия могут остаться навсегда. Ведь Бог человеку желает только добра, и заповеди, данные в Священном Писании, нужны не Ему, а нам с вами. Поэтому, когда человек нарушает их, он не Богу плохо делает, а страдает сам.
Бесноватые, вышедшие из гробов навстречу Господу, были весьма свирепые – они были исполнены огромной силы – как часто это бывает с психически больными людьми, были неуправляемы. Когда-то они из-за этой духовной болезни лишились семей, потом перестали подчиняться законам и вовсе не смогли жить в обществе людей, – так постепенно происходило разрушение человеческой личности. Их пробовали сковывать цепями, но они и их разрывали.
Жили они в гробах – пещерах, где хоронили умерших, питались тем, что могли найти, и все окрестности оглашались их страшными криками, потому что им действительно было плохо. Бесноватые находились под действием темных сил и очень страдали. Но человек – образ Божий, поэтому бесовские силы не имеют над ним абсолютной власти, не могут погубить его окончательно без попущения Божьего.
Христа эти бесноватые никогда раньше не видели и слышать о Нем тоже не могли, поскольку с людьми не общались очень давно. Но увидев Его лодку, причалившую к берегу, бесноватые кричат: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8:29). Он их пальцем не тронул, ничего не сказал, откуда они знают Его, чего боятся?
Конечно, это говорят не сами бесноватые, а бесы, которые гнездятся в их сердцах и чувствуют, Кто приближается к ним, подобно тому, как человек, стоящий возле костра, чувствует исходящий от него жар. Мы все ощущаем тепло и свет Благодати Божьей, но для одних – это радость, а для других – боль: этот свет жжет и мучает людей, которые стали рабами темных сил. Для таких людей находиться рядом со святым или святыней – мука, поэтому против святынь Церкви воевали и воюют безбожники во все времена. Бог для них – это враг, поскольку Он мешает жить так, как им хотелось бы.
Темные силы были настроены на то, чтобы и дальше пакостить людям, но увидев Христа, они подумали, что дни их пребывания в земном мире сочтены, настало время суда над ними, и Он отправит их прежде времени на всемирную помойку – в «геенну огненную».
Для Бога драгоценна каждая человеческая душа и, по большому счету, не люди ищут Бога, а Бог находит их и стучится в их сердца: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Это касается даже самых безнадежных, таких, как эти бесноватые. Господь проявляет сугубое милосердие – исцеляет их, Он высылает бесов, разрешая им войти в стадо свиней, чтобы показать всем, что человек, даже пребывая в таком плачевном состоянии, находится под особой защитой Бога, а цель дьявола – погубить его: И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8:32). Человек – Образ Божий, а скотина есть скотина, она не имеет духа и воли, а потому не способна сопротивляться действию нечистых сил.
Люди больны грехом в разной степени, но всех нас Господь ведет за Собой. Проблема только в том, какой выбор сделает человек. В сегодняшнем евангельском отрывке мы видим, что люди выбрали не главное, а второстепенное. Когда пастухи кинулись в город рассказать о том, что произошло, хозяева свиней, придя на берег озера, увидели, что стада нет, а бывшие бесноватые исцелились – сидят спокойно, одетые, возле Христа.
Казалось бы, люди увидели силу Господа, его любовь к человеку, и должны понять, что перед ними Тот, Кто может помочь им в жизни, в их делах, но они помыслили о том, что встретившись со Христом потеряли свой доход. И эти люди делают выбор однозначно: «Уйди от нас!». Да, мы можем стать здоровыми, подлинно счастливыми и жить для вечности, но кусок сала нам дороже!
Господь никому никогда не навязывается, Он уходит. Бесноватые хотели следовать за Ним, быть возле Христа всю жизнь, а может быть, еще опасались, чтобы старая беда не вернулась вновь. И хотя Господь не берет их с собой, духовно они уже пошли за Ним. Он призывает их к особому – апостольскому служению: «Идите в близлежащие города и селения и расскажите, что сделал с вами Бог!». Они поверили Христу и сделали, как Он повелел, чтобы люди осознали свою ошибку и покаялись. И когда Господь пришел сюда во второй раз, большая часть жителей приняла Его, слушала слово Его, потому что люди поняли, что гораздо важнее жизнь вечная с Богом, а не то, что в кошельке и на обеденном столе.
Для нас это очень важный пример. Без Бога мы ломаемся. Без Его поддержки нам сложно преодолевать те скорби и трудности, которые встречаются на жизненном пути, и даже жить в любви и дружбе с окружающими людьми практически невозможно. Господь всегда видит наши беды и слышит нас, готов поддержать, лишь бы мы сами от Него не отвернулись. Он любит и ждет, и как важно для нас ответить всем сердцем своим на Его любовь, сделать выбор на всю жизнь! И тогда эта любовь согреет ее, и поможет жить не для могилы, а для вечности и бессмертия.
События, о которых мы читали в Евангелии, происходили более двух тысяч лет назад, но и тогда, и впредь, насильно Бог никого удержать не может и не будет, потому что любить нельзя заставить. А христианская вера неразрывно связана с любовью к Богу и Его образу – людям. Аминь.
Исцеление гергесинских бесноватых (Мф. 8, 28 - 9, 1)
«Ввысь устремим свои сердца!»
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|