Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 7-ю по Пятидесятнице
Мф. 9:27-31
События, о которых мы сегодня слышали, происходят сразу после воскрешения Иисусом Христом дочери Иаира. Господь шёл из дома начальника синагоги, беседуя со своими учениками о Царствии Божьем, просвещая их, а позади следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! (Мф. 9:27).
Скорее всего они не были слепорожденными, потому что в жарком климате Палестины из-за плохой гигиены возникало множество болезней, которые могли вызвать слепоту. Но у евреев существовало мнение, что болезни и несчастья являются следствием человеческих грехов. Конечно, бывает и так, но Христос категорически утверждает, что так рассуждать неверно.
Эти двое слепых уже, видимо, испробовали все возможные средства для исцеления. Они не раз слышали о Христе и определённое мнение о Нём, видимо, уже имели. Но никто, и они в том числе, пока не мог осознавать, что Иисус из Назарета – Бог. Чтобы принять эту истину, нужно пройти долгий путь. Евреи верили в Единого Истинного Бога, но понять, что Бог не одинок и Един (то есть Бог – Святая Троица) они не могли. Веру людей Ветхого Завета образно можно назвать детской. Взрослой, осмысленной она сможет стать только в Новом Завете.
Однако евреи ожидали особенного Божественного Посланника, Которого они называли Мессией (греч. – Христос). В Священном Писании Ветхого Завета существовало пророчество, что Он будет из рода царя Давида. Иудеи верили, что этот Мессия – Христос – соберёт народ, находящийся в рассеянии, и сотворит чудеса: глухие будут слышать, слепые прозреют, расслабленные (парализованные) поднимутся на ноги.
И вот пришёл Христос из никому не известного провинциального Назарета. Очень трудно поверить, что оттуда может прийти Божий Посланник. Но факт остается фактом: дела, которые Он совершает, удивительны! Сбываются слова пророка Исаии об исцелениях. Четыреста лет чудес не было, а сейчас люди исцеляются одним Его словом или прикосновением. Помощь врача стоит больших денег, а Он ни копейки не берёт.
Оказавшись в толпе позади Иисуса, слепые кричат, но просят не исцелить, а помиловать их, то есть проявить к ним милость. Вероятно, они разделяли существовавшие взгляды о том, что болезнь стала следствием их грехов, осознавали свою греховность. Но на что они могли рассчитывать? Христос учит людей, говоря им о вечной жизни, о Царстве Божьем, а они, по сути, – нищие попрошайки: ни статуса, ни звания, ни образованности, ни красоты... Действительно, они могут уповать только на Его милость!
Но милости можно просить у того, кто по вере просящего может её проявить. Никто не будет молить о помощи черствого эгоиста, живущего только для себя. Понятно, что слепые рассчитывают на любовь Иисуса из Назарета, верят, что Христос не пройдёт мимо них, потому что вслушивались в Его слова, знали о совершённых чудесах. Они называют Христа Иисус, сын Давидов, а значит, исповедуют Его Мессией, Которого ждут все иудеи!
Произносить вслух такие слова было довольно опасно: евреи находились под игом римлян, и бытовало суждение, что грядущий Христос должен быть выдающимся военачальником и политическим деятелем, который поднимет народ на войну с римлянами, в результате победы над ними будет основана новая еврейская империя, наступит всеобщее благоденствие. Поэтому называть человека Христом – значило фактически высказываться против существующей власти. А слепые не боятся: их положение таково, что хуже, видимо, уже некуда. Они исповедуют свою веру: во-первых, в милосердие Христа, а во-вторых – в то, что Он и есть Посланник Божий.
Господь не совершает чуда в толпе. Он не артист, в Его задачу не входит вызывать аплодисменты и увлекать людей Своими чудесами, потому что тогда живой веры не возникнет.
В наше время тоже многие ищут чудес и прозорливцев, а не истины, не благодати и любви Божьей, не спасения. Там – миро потекло, тут – будущее предсказывают... А Христос не нужен! В Священном Писании сказано, что именно чудеса будет использовать для искушения людей антихрист, и многие прельстятся. Поэтому ожидание чудес – очень опасная грань нашей веры.
Господь исцеляет слепых, когда они вслед за Христом заходят в дом. Иисус им говорит: Веруете ли, что Я могу это сделать? (Мф. 9:28). У нас у всех есть свои проблемы, болезни и несчастья, и каждого из нас Господь вопрошает: "А ты веришь?" И далеко не каждый ответит Ему утвердительно, потому что мы привыкли обращаться за помощью к кому угодно, только не к Богу, и это трагично. А эти слепые отвечают Христу: "Да, мы верим, что Ты можешь это сделать!".
Вера – то связующее звено, которое соединяет нас с Богом. Без веры ничто не действенно: ни покаяние, ни Причащение, ни молитвы. Если веры нет, нет и живой связи с Богом! Когда мы болеем, чтобы выздороветь, мы должны верить врачам; без веры близким нет семьи, только карикатура. Вера соединяет нас друг с другом и с Богом.
Как Господь исцеляет слепых? Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Они исцеляются прикосновением к телу Христа. Вспомним кровоточивую женщину, которая болела двенадцать лет, но прикоснулась лишь к краю Его одежды и исцелилась – такова была её вера!
Всё действует по вере, поэтому заболевший человек должен сначала причаститься, а потом идти к врачу и выполнять его рекомендации с верой и Божьей помощью.
Мы прикасаемся ко Христу, когда читаем Священное Писание, стараемся исполнять Его волю в своей жизни, стремимся жить по Евангелию, но, конечно, самое главное для верующего человека – не просто прикоснуться, а соединиться со Христом, приняв Его Пречистое Тело в таинстве Святого Причащения.
Слепые исцелились по своей вере. Часто люди говорят: "Вот, я читаю молитвы постоянно, а ничего не происходит..." Надо молиться, а не читать молитвы! Бог слышит наши мысли, а если во время чтения они витают в холодильнике или на огороде, что же Бог может услышать? Мы ведь ничего не говорим Ему. Но разве слепые могли думать о чём-то, кроме исцеления, когда призывали Бога?
Когда мы имеем дело со Христом, мы должны не только получить помощь, но и исполнять Его волю. А у нас часто получается, как у этих двух слепых: помощь то они получили, а просьбу Его не выполнили. Смотрите, чтобы никто не узнал, – просил Господь, – потому что пересуды о чудесах, которые Он совершал, мешали людям вникать в слова Господа о пути к вечной жизни. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той (Мф. 9:30-31). Возможна ли живая связь с Богом, если они так подвели Христа?
Если мы слушаем Христа, надо Его волю исполнять не избирательно, а полностью. Тогда Его забота о нас будет не разовой, а постоянной.
Когда прозревшие вышли, ко Христу привели немого бесноватого. Слышать он не мог, веры иметь не мог, но у него могло быть личное доверие к тем людям, которые его сюда привели. И по вере им он получает исцеление! Вот почему так важно молиться за других: Бог может помочь им даже тогда, когда они веры ещё не имеют. Часто люди обретают веру, живя рядом со христианами и видя их дела, доверяя им, согреваясь их верой.
Христос не спрашивает немого о вере – это бессмысленно, Он изгоняет беса, и немой начинает говорить на еврейском языке, которому его никто не учил. То есть он не только получил возможность слышать и понимать речь, но и связно говорить на языке, которого не знал. Любому человеку потребовалось бы на обучение несколько лет.
Встреча со Христом решает в жизни человека те проблемы, которые кажутся неразрешимыми. Но это не значит, что верующий может сложить руки и ничего не делать. Мы должны быть активными, деятельными, учиться исполнять волю Божью. Это большой труд – работать над своей душой, своими мыслями, делами и поступками!
Простой народ верил Господу, но всегда были и есть фарисеи, которые не принимают учение Христа, им такой Христос не нужен. Но куда им было деться, когда Он творил чудеса? Они так делать не могут... А вот проблему создать могут вполне, потому фарисеи объявили, что Христос изгоняет бесов силою князя бесовского (Мф. 9:34).
Умный человек всегда благодарит Бога, а те, кто, получив просимое, сразу о Нем забывают, впредь остаются без Божьей помощи. Как важно для нас всегда оставаться Его любящими детьми. Совсем не потому, что Господь на блюдечке нам всё необходимое принесёт, а потому что мы будем жить в любви с Ним здесь и в вечности. Аминь.
Два слепца и немой бесноватый (Мф. 9, 27–35)
Исцеление двух слепых и немого Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|