Автор: протоиерей Борис Балашов
Исцеление двух слепых. А.П. Рябушкин, 1888 г.
Мы живем в мире, искаженном грехом, который несет на себе печать зла. Грехопадение людей на заре нашей истории изменило созданный Богом мир, и поэтому нам так сложно в нем жить. У каждого человека масса проблем, в том числе во взаимоотношениях с людьми (и в семьях, и на работе), которые не представляется возможным решить, и поэтому мы часто впадаем в уныние. И, тем не менее, путь решения проблем есть, но он лежит в другой плоскости – не в изменении каких-то внешних обстоятельств, а в преображении человеческой души. Конечно, это путь непростой, ведь это не может произойти только по нашему желанию. Хотя он необходим, – нужна помощь Божия и та живая связь, соединяющая нас с Богом, которую мы называем вера. Вера не в то, что Бог существует, в это верит абсолютное большинство людей, а вера Ему, Его словам и тому, что Бог делает с нами.
Отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 9:27–30), который мы сегодня услышали, показывает, как можно решать самые трудные проблемы.
Обратимся к Евангелию. Христос только что совершил великое чудо, Он воскресил 12-летнюю дочь Иаира. Конечно, эта весть сразу облетела весь городок, и об этом узнали два слепых человека.
Тогда не было социальных служб, и инвалидам в жизни приходилось рассчитывать исключительно на милость других людей. Когда слепцы услышали, что рядом Иисус Христос, о Котором они уже многое знали, то вышли на улицу, нашли место, где Он проповедовал, и стали громко кричать: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! (Мф. 9:27) Понятно, что эти несчастные калеки просили о милости, но почему они просили этого Человека, разве человек может дать слепым зрение?
Они Его называли сын Давидов. Сын, в данном случае, означает потомок царя Давида. Эти люди были из числа тех евреев, которые ждали Спасителя из рода Давидова, Который должен был прийти, чтобы основать новое Царство. Но в большинстве своем евреи понимали его как земное царство, как освобождение от власти римлян, и ждали от Мессии – Божиего посланца – выгоды для себя – мол, вот Он придет, установит еврейское царство, где они будут как «сыр в масле кататься». И только малая часть евреев ждала от Христа другого – того, о чем говорил Бог – открытия Царства Божия в сердцах людей, изменения самого человека, победы над грехом и смертью. Видимо, двое слепых поверили, что Он и есть ожидаемый Мессия. Потому что кто же еще может так легко совершать чудеса? 400 лет чудес не было, а тут – сотнями и тысячами. Поэтому, сказать сын Давидов – то же самое, что сказать Христос.
Слепые кричат и взывают о помощи, а Иисус Христос идет по улице, проповедует и не обращает на них внимания. Не потому, что не слышит, а потому, что не хочет устраивать шоу на глазах у толпы. Людям очень нужны чудеса, и почти не нужен Бог. Это было всегда, да и сейчас люди, считающие себя верующими часто ищут только чуда: где старцы, где миро течет, что-то необыкновенное происходит – а Бог, Его воля, да ну...
Христос этим слепым ничего не отвечает, пока они не заходят в дом, где Он жил в это время, а те продолжают молить Его о помиловании. И вот здесь, вдали от посторонних глаз Он с ними начинает разговаривать. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! (Мф. 9:28)
Люди приходят в церковь и ко Христу с проблемами постоянно. Просят, записки пишут, свечки ставят, но почему-то часто ничего не получают. Что же, Христос другим стал? Нет, Он тот же, каким был. Но все дело в том, что у таких людей нет канала связи, нет того, что соединяет просящего человека со Христом. Есть вера в то, что Бог существует, но Сам Он подобных людей не интересует! Евангелие, таинство Причащения, Покаяние… они понятия не имеют, зачем это нужно. «Подай то!», «мне нужно сейчас!», а остальное им не интересно! У этих людей нет веры словам Христа, что именно Он – путь жизни, что Он есть спасение, что Евангелие – это Слово жизни, которое оживляет человека. Они к этому не стремятся, не хотят этого. А раз веры лично Христу нет, они ничего не могут получить, потому что сердце их для Христа остается закрытым.
А двое слепых, несмотря на всю абсурдность мысли о своем исцелении, поверили Христу и не сомневались, что Он может исцелить их здесь и сейчас, без всяких медицинских процедур. Христос им не объявляет «я вас исцеляю» и ничего с ними не делает, но говорит очень важную вещь: по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29), и они тотчас прозревают.
Вот у нас в храме светит паникадило, горят лампочки, но если где-то в электрической линии будет обрыв провода, освещения не будет, потому что прервется связь с источником этой энергии. Так и у человека, когда нет связи с источником Божией силы, когда он ее не строит, то не сможет ничего получить. Не потому, что Бог оскудел силой и у Него любви мало, а потому что сам человек не хочет открыть двери своего сердца Творцу. Почему не хочет? Да потому, что если по настоящему поверить Богу, нужно что-то в жизни изменить и потрудиться над самим собой, а неохота... Хочется жить по-прежнему, и получать в жизни все и сразу на блюдечке с голубой каемочкой.
У двух слепых хватило веры, чтобы случилось чудо. Но по большому счету этого не достаточно. Ведь когда человек получает от Бога дар любви, он должен принести ответный дар своей любви, только тогда связь между человеком и Богом становится живой, подлинно спасающей. Как в истории о десяти прокаженных, когда только один из исцеленных вернулся, чтобы поблагодарить, а остальные пошли спокойно домой, Господь, видя их неблагодарность, спросил: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17:17). И лишь одному сказал: вера твоя спасла тебя (Лк. 17:19). Спасла – это значит, что между Богом и человеком установилась живая связь, которая отныне будет поддержкой в этой жизни и в той. А другие девять прокаженных, безусловно, получили большой дар – здоровье, но так и остались одни, без Бога. Но ведь завтра возникнут новые проблемы, послезавтра – третьи, потом снова появятся болезни, а затем и смерть не за горами.
Далее Христос говорит этим двум слепым: смотрите, чтобы никто не узнал (Мф. 9:30), поручая им трудное, но очень нужное дело – не мешать Его служению, разглашая тайну исцеления. Ведь в этом случае люди так и будут ждать от Христа чуда, а не слова истины, или попытаются сделать Его своим военачальником, предводителем, который должен будет поднимать восстание против власти римлян... А у него совсем другая задача.
Но они вышли и тут же забыли, что сказал Христос, и стали рассказывать направо и налево, что Он их исцелил от слепоты. И здесь мы видим очень важный момент. Да, они получили исцеление от своего недуга, но связи со Христом у них так и не возникло. Почему я это говорю? Если мы верим кому-то, мы же не один раз верим, когда получаем помощь, а всегда. Как в семье – я доверяю своему близкому не только сегодня, но и завтра, и всегда. Таким же образом мы должны верить Христу, Его словам, Его делам, тому, что Он дает нам самый оптимальный вариант жизни. Но нет! Мы продолжаем считать, что Христос – это, конечно, хорошо, но мы сами знаем, как нам лучше поступать. А когда снова придет беда, мы вновь за помощью побежим.
Вот потому мы и остаемся одни, в своем гнилом болоте, что не хотим идти по жизни вместе с Господом. А ведь Он готов помочь в любой жизненной ситуации, если будут вера и доверие Ему. Скажете, нас вере не учили? У кого голова есть, те ищут и находят. Очень небольшой процент людей, стоящих в храме, получили веру в семье.
Далее по тексту Евангелия мы видим, что ко Христу приводят человека, который никакой веры вообще иметь не может – он и глухой, и немой, и бесноватый. Как же Христос может ему помочь? Может! По вере тех, кто привел к Нему этого человека. И по их вере Он его исцеляет.
Эти евангельские истории мы перечитываем совсем не для того, чтобы вспомнить, что было 2000 лет назад, а чтобы нам самим научиться получать Божию помощь и, конечно же, не только для здоровья. Когда говорят, «главное – здоровье» – это не правильно хотя бы потому, что здоровье – не навсегда. И, кроме того, даже если человек полностью здоров – это не значит, что он счастлив, у него все хорошо, не значит, что его любят и у него все в жизни складывается. Хотя здоровье – большой Божий дар.
Поэтому мы и просим Божией помощи, просим спасения от бед, от власти греха и смерти, чтоб нам действительно жить вечно. Но это спасение совершается не тогда, когда мы умерли, а сейчас, когда в общении со Христом мы живем в Его семье – Церкви. Принимая помощь Божию в таинствах, мы спасаем душу от той греховной болезни, которой мы все заражены.
И шаг за шагом, в общении со Христом Воскресшим, с Которым соединяемся в Причащении, мы этот Дар, который принимаем в себя, бережем, возгреваем, укрепляем, чтобы становиться другими, Божьими людьми, хоть немного похожими на Христа.
Да, мы можем многого не понимать, но если мы верим Христу, вникаем в евангельское слово и раскрываем Ему свою душу, Господь нас понимает, поддерживает и помогает правильно идти по жизненному пути. Именно со Христом мы можем преодолеть все трудности, искушения и преграды, потому что Он Воскрес и нам несет воскресение, и мы обретаем вечную жизнь. Аминь.
Два слепца и немой бесноватый (Мф. 9, 27–35) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|