Автор: Екатерина Шеко
Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы было установлено достаточно поздно, поскольку в Евангельском повествовании об этом событии не упоминается. В VIII веке праздник был отмечен в некоторых месяцесловах, а в IX веке он был уже широко распространен на Востоке.
Сцена "Введения во храм" встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевой церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.
Мозаика церкви Успения близ Дафни (Греция) 1100 г.
Фреска северной стены Кралевой церкви монастыря Студеница 1314 г.
Центром композиции Введения Пресвятой Богородицы во храм является фигура Марии, которая изображается по размеру значительно меньше других фигур, при этом она одета в традиционный для иконографии Богоматери красно-коричневый мафорий, что отличает ее от других персонажей.
Рядом с Марией изображаются её родители, святые Иоаким и Анна, приведшие её в храм. За ними может изображаться процессия дев с зажженными свечами в руках, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде округлой сени над престолом, Деву Марию встречает священник Захария. Фигура Захарии помещается или в открытых вратах, или перед затворенными вратами алтаря, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, над которым возвышается сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.
На иконах часто в верхнем углу, в дополнение к этой композиции, встречается изображение крутой лестницы, вверху которой сидит маленькая фигура Девы Марии, питаемой Ангелом в храме. Согласно апокрифическому рассказу так изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария самостоятельно вошла в храм.
В западноевропейских произведениях времени позднего средневековья и ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, создающим иллюзию реального пространства.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534-1538)
В России в XVII веке художники, ознакомившись с западноевропейским искусством (в основном гравюрами), пытались заимствовать не только отдельные изображения "античных" построек, но и способы перспективного построения пространства.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы объясняет нам значение храма Божиего для духовного возрастания Девы Марии, чтобы Она могла принять в Себя Христа и стать Матерью Божией. Это священное событие указывает, какое огромное значение для нас и наших детей играет молитвенно-благодатное общение с Богом в православном храме для нашего обожения и соединения со Христом для достижения Царства Небесного.
На пороге нашего спасения Автор: Протоиерей Борис Балашов Нам кажется странным, как ребенок может так любить Бога, чтобы стремиться быть с Ним. Ребенок не может логически рассуждать, он мало что знает. Но посмотрите, как маленькие дети, которых регулярно приносят в храм их родители и бабушки, подходят к Святой Чаше. Еще совсем несмышленыши, они по-своему очень сильно реагируют на то, что здесь происходит. Кто-то из малышей явно выражает радость, кто-то причащается с полной серьезностью. Для них это событие очень важное. Может быть, они мало понимают умом, но сердцем чувствуют хорошо.
Если маленький ребенок способен любить родителей, близких, значит, он способен любить и Бога. Больше того, дети могут ощущать Бога сердцем гораздо глубже, чем это подчас доступно для взрослого человека. Так и происходило с Девой Марией.
Введение Пресвятой Богородицы во храм (празднование - 4 декабря) Автор: протоиерей Игорь Гагарин Когда мы, священники, приступаем к Крещению младенца, то прежде всего осеняем его крестным знамением. То есть "запечатлеваем" его крестом. Отныне крест - невидимая глазом, но все же несмываемая печать, которая стоит на теле ребенка. Любая печать - знак принадлежности. Крест - знак принадлежности Христу, потому что это Его печать. После этого я обычно сообщаю родителям ребенка, что теперь он уже им не принадлежит, а принадлежит Богу. Иногда родители несколько смущаются.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|