Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Когда мы, священники, приступаем к Крещению младенца, то прежде всего осеняем его крестным знамением. То есть "запечатлеваем" его крестом. Отныне крест - невидимая глазом, но все же несмываемая печать, которая стоит на теле ребенка. Любая печать - знак принадлежности. Крест - знак принадлежности Христу, потому что это Его печать. После этого я обычно сообщаю родителям ребенка, что теперь он уже им не принадлежит, а принадлежит Богу. Иногда родители несколько смущаются. Я объясняю, что от этого ребенок не становится для них дальше. "Бог, - говорю я, - вручает его вам, чтобы вы заботились о нем, чтобы вы вырастили его и воспитали". Но не для себя и не для него самого, но опять же - для Бога. Потому что человеческая жизнь только тогда достигает цели, если она посвящена Богу. Тот же, кто живет для чего-то или кого-то другого, идет неверным путем, сколь бы прекрасным ни было это "что-то другое" или "кто-то другой". И уж тем более жалкой и бессмысленной оказывается жизнь "для самого себя".
И это совсем не обесценивает наши земные дела и заботы, наше служение близким, друзьям, науке, искусству. Важно только, чтобы все делаемое нами совершалось во славу Божию, ведь любое дело, даже самое маленькое и незначительное, можно делать во славу Божию, и тогда оно приближает нас к Творцу. И тем более такое высокое и прекрасное дело, как воспитание ребенка.
Об этом стоит вспомнить в этот день, когда мы будем праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Не так давно праздновали мы Рождество Богородицы. Дева Мария родилась в семье, которая долгие годы оставалась бездетной. Горько и мучительно переживали свою беду праведные Иоаким и Анна. И вот, спустя всего три года после рождения столь долгожданной Дочери, они отдают Ее на воспитание в храм. Может представиться непонятным, как ребенок, которого так ждали, так желали, едва-едва пожив в родном доме, покидает его. Как могут пойти на это родители?
Это было бы непонятно, если бы они желали ребенка для себя. Но Иоаким и Анна были подлинно благочестивыми людьми. Всю свою жизнь понимали они как служение Богу. А самое большое и прекрасное служение женщины - рождение ребенка, которого она приносит в дар Богу. Не оттого горевала Анна, что нет у нее ребенка, а оттого, что не может принести любимому Господу тот дар, который приносит любая женщина. И по прошествии первых трех лет самого раннего младенчества, когда ничто не может заменить ребенку материнскую заботу и ласку, она отдает Ее в храм, чтобы там продолжилось воспитание Девочки.
Впрочем, не думаю, что этот шаг был совершенным расставанием родителей с дочкой. Израиль - небольшая страна, и где бы ни жили родители Марии, они могли достаточно часто навещать Ее. Вероятно, и Ей не возбранялось время от времени посещать Свой дом. Но все же главным Ее домом стал храм Божий.
Так прошло детство самого прекрасного Человека на земле. И если мы хотим, чтобы наши дети были тоже прекрасными людьми, в их жизни должно произойти нечто подобное. Нужно, пока они еще маленькие, ввести их в храм. Конечно, сейчас другие времена и другие обстоятельства. Не стоит отрывать их от семьи и поселять в храме. Да это и невозможно. Ввести их в храм - в том смысле, чтобы они ощутили его своим домом. Причем не вторым, а первым, главным домом, ведь главный дом для человека не там, где он проводит больше времени, а там, где чувствует себя дома его сердце.
Кроме того, сама наша семья должна стать малой Церковью, той маленькой общиной, где, по слову Господа, "двое или трое собраны во имя Его и Он посреди их" (см. Мф. 18, 20); где любой может обратиться к другому со словами "Христос посреди нас" и услышать в ответ "И есть, и будет!".
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское Московской области
Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд) Маленькая девочка, вместо того, чтобы плакать при расставании с родителями или сопротивляться людям, ведущим Ее куда-то, как это делают обычно малые дети, Сама охотно восходит по ступеням храма.
Ее чистая душа, привлекаемая Божией благодатью, чувствует святость места, и Она сама стремится войти в храм.
А первосвященник по внушению Духа Святого, вводит Ее не только в храм, в те комнаты, где жили девицы, воспитывавшиеся при храме, но и в Самое Святое Святых, куда он сам входил только один раз в год
Введение во храм Автор: Протоиерей Борис Балашов Первые три года жизни Божия Матерь провела в Своей родной семье. На четвертом году наступает время, когда Ее родители выполняют обет, данный Богу, и приносят самое дорогое, что имеют в жизни - дитя свое кровное. И когда они торжественно, с молитвой, идут в храм, с пением священных гимнов, с зажженными свечами, то маленькая Девочка с радостью стремится в храм
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|